Учитель

В википедии, это слово как-то сухо и административно звучит:
• Учитель — профессия и должность в системе начального и среднего образования.
• Учитель — наставник в какой-либо области знаний.

           У меня, оно не звучит, а представлено физическом образом моего учителя физики Леонидом Михайловичем Блох, с которым я держал связь до последних его дней. Человек среднего роста, худощавого телосложения, узким лицом, высоким лбом, лысый, с умными и добрыми глазами. Не могу объяснить себе, что притягивало к этому человеку. Я не помню, когда мы впервые встретились, как и сколько времени он вел у меня физику, как я учился, вообще, в школе.
    Был обычный временной процесс, который проходил в школе. Я, как броуновская частица, увлекаемая временным потоком, то и дело, сталкивался случайно с другими частицами, вероятно, хорошими, получая от них дополнительный импульс для движения вперед. Движение мое не контролировали и не направляли. Маманя, сдав меня в первый класс, была занята работой для обеспечения существования меня и деда, ее отца со смешной пенсией.
    И так, школа.
 Конечно, многих учителей я помню по фамилиям и по физическому образу, а вот учебный процесс, памятные моменты и оценки, контакты не помню. Только отпечатались моменты контакта с учителем по русскому языку, помню, по комментариям качества моих успехов. Высокая, красивая с надменным выражением (так мне казалось) женщина, регулярно мне ставила двойки. По остальным предметам оценок не помню, но исправно переходил в следующий класс и только в восьмом классе у меня появилось тщеславие, желание получать хорошие оценки и стать комсомольцем.
    А мой Учитель? Он был рядом, уроки его, как и остальных преподавателей я посещал исправно, так было заведено. А вот кружок моделирования, который Он вел, для меня был магическим. Я мог часами смотреть за работой этого человека, меня восхищала его умелая работа на токарном станке выпуска 1908 года, сборка и монтаж, мы собирали цеховой портальный кран который перемещался по рельсам. Я делал из оцинковки рельсы. Леонид Михайлович мог делать все. Вероятно, для всех ребят Он был авторитетом. Атмосфера в кружке всегда была доброжелательная и весёлая, трудились мы у него допоздна. Леонид Михайлович знал все наши клички и характерные особенности отдельных учеников, иногда Он подтрунивал. Нам это нравилось, Он был свой. Хочу отметить момент. По национальности Леонид Михайлович был еврей, на Украине - это жид и когда, кто-то из приходящих   учеников объявил об этом, то мы его крепко отмолотили с напоминанием, что такой человек не может быть жидом. Дело дошло до директора, нас воспитывали. Вероятно, Его искренность, скромность и божий дар педагога - Учителя будоражили   не только меня. Я уже отмечал, что Он знал характерные особенности многих ребят, их быт и даже семейные проблемы, при этом, никогда не приставал с этими вопросами к ребятам. Не было у Него и пиара на собранные действующие модели, все они были достоянием школы и гордостью учеников, которые принимали участие в их создании.
   Заканчивая восьмой класс, я оказался на распутье. В нашем горняцком городишке открыли горный техникум и первым человеком, к которому я обратился за советом был Леонид Михайлович. Помню – Он мне сказал: - Иди, там будет стипендия и маме будет легче. Последнее меня тронуло, так мог сказать только Леонид Михайлович. Я благодарен Ему за напутствие и благословение. Низкий Ему поклон! В техникуме тщеславие перешло в понимание, хорошая учеба гарантировала стипендию, да, и посеянное Учителем зерно технаря дало нужные всходы для увлеченной учебы в техникуме и далее в МИФИ-ческом вузе. Будучи, учащимся техникума, студентом института, инженером, научным сотрудником, я старался с благодарностью навещать Учителя не только в знак признательности, но и с целью подпитки от этого уникального Человека энергией и оптимизмом. Что с щедростью получал! Я не помню даты последней встречи с ним. Это был мой очередной отпуск, и я не мог не зайти к Учителю. До этого, год назад, Он с сыном были у меня в Обнинске, я предложил ему посетить наш Институт медицинской радиологии, у него была саркома плечевой кости. Ему было уже за семьдесят. Будучи у себя в школе, он решил поправить свой настенный стенд, поставил стул и с него упал, ударившись плечом. Врачи, не сделав рентгеновского снимка, начали болевой синдром лечить ультразвуком, далее была обнаружена трещина и началась саркома. В Обнинске, я обратился к профессору Амосову, памятуя что он фронтовик и с пониманием относился к пациентам фронтовикам. Не помню, принимал меня профессор с сыном Леонида Михайловича или я был один, помню, он изучив представленные  медицинские анализы и рентгеновские снимки, выбрав из них снимок головы и шеи,  указал на огромное количество метастаз. Медицина здесь, сказал профессор, бессильна. Предложил обратиться, мне кажется, из тактических соображений, к молодому тогда, доктору Видзижеву, который занимался саркомой и имел признанный международный авторитет. Рассмотрев рентгеновские снимки авторитет развел руками и отметил возраст пациента. Я испытал чувство вины за безысходность и за причиненные хлопоты. Леонид Михайлович с сыном уехали домой в Марганец, где ему ампутировали руку, и он прожил еще три года. К отмеченным качествам его, необходимо дополнить еще мужество и силу духа. Будучи у нас в Обнинске, я не услышал от него жалоб на боль, которую он испытывал. У него хватало сил на шутки и школьные воспоминания. Так оказалось, что моя супруга, которая моложе меня на три года, тоже была ученицей Леонида Михайловича. Удивительно, Он пофамильно и даже по кличкам помнил ребят ее и моего классов, и яркие школьные моменты, которые отпечатались в нашей памяти. Я благодарен судьбе за подарок -иметь такого Учителя - образ которого, советы и напутствие живут во мне и помогают справляться с духовной слабостью, низкий Ему поклон!


Рецензии
Георгий, я промахнулся с номером школы, в которой Вы учились.
Не знал, что Леонид Блох работал в обеих школах. Поэтому и счёл, что Вы были учеником школы № 11.
Думаю, Вы ходили в первый класс ещё в здание школы на Маяковского. А позже - на Садовой.

Прочёл "Техникум". Многое знакомо. Вот фамилий учащихся и учеников, упоминаемых Вами, не опознал.

Интересно, есть ли в школах и техникумах люди, ведущие историю учебного заведения?

С уважением,

Виталий Щербаков   26.03.2023 19:18     Заявить о нарушении
Лет 10-7, в одноклассниках, ко мне обратилась сестра моего одноклассника Валерия Гришина (после 8 класса, класс 2-ой школы перевели в 11-ю школу), она учитель физики в 11-школы. Просила дать информацию о моем становлении и отзыв о Блохе, как уникальном педагоге. Не знаю, можно ли Ее причислить к школьному архивариусу. По техникуму, такую роль примерял на себя Виталий Бледный, мой одногруппник. Он еще здравствует в Марганце и очень популярен в одноклассниках и на фейсбуке. На выпускном фото, он справа вверху.У него была тогда другая фамилия .

Георгий Игнатенко   26.03.2023 23:20   Заявить о нарушении