Китай. Глава 3

                Город Шанхай, Китай
                28 ноября 1977 год

      В конце концов, наш корабль пересёк экватор чуть северней архипелага Бисмарк и взял курс на Шанхай. Чем выше мы поднимались, тем становилось всё холоднее и холоднее. За трое суток до Шанхая выключили кондиционер, а через сутки включили отопление.
    И вот одним ноябрьским днём наше судно важно вошло в реку Янцзы. Долго шли по реке. Янцзы с китайского языка означает «длинная река». Это действительно так. Она самая длинная река во всей Азии и третья река по длине после Нила и Амазонки в мире. На её берегах зародилась китайская цивилизация. Река Янцзы очень мутная, хотя сами жители «Поднебесной» зовут её «голубой рекой». Возможно, исток Янцзы где-то высоко в Гималаях и имеет голубой цвет, но сюда она доходит мутно-жёлтой. А всё из-за большого количества различных примесей, которые она собирает на своём долгом пути. Впадает она в Восточно-Китайское море, кстати, тоже очень мутное.
    Наконец добрались до Шанхая и встали на рейд. Двое суток простояли на рейде в ожидании постановки к причалу. Город с рейда казался нагромождением серых невысоких домов. Ничего особенного в их архитектуре я не обнаружил. Все домики какие-то однотипные и простые. На реке много рыбацких лодочек. Рыбаки ставят сети, а затем вытаскивают их с довольно большим уловом.   
     Спустя пару дней нас поставили к причалу. Порт огромный, но неухоженный и грязный. Как только пришвартовали, сразу же возле трапа появились два пограничника с автоматами, ещё по солдату возле носовых и кормовых швартов и два ходят вдоль причала. Это не считая тех, которые поднялись на судно. Судя по всему, они были китайскими КГБэшниками. Хорошо говорили по-русски, вот их и отправили к нам рассказать, как хорошо в Китае жить. Эти парни сразу же забрали и опечатали наши фотоаппараты. Предупредив нас, что фотографировать ничего нельзя. Наши ребята по старой привычке хотели перекурить на причале, так автоматчик передёрнул затвор и криком их вернул назад. Приехал агент, привёз деньги, но не китайские юани, а подобие наших чеков ВнешТоргБанка, которыми можно расплачиваться только в магазине в клубе моряков. А ещё он пообещал, что завтра повезёт в город одну половину экипажа, а послезавтра – другую. Хочет показать, как живут китайцы, как учатся дети и прочее. Короче, настроение стало невесёлым, потому что мы поняли, что это обычное промывание мозгов - как у них всё хорошо и как они отлично живут! Я в Китае впервые, хотя от моряков наслушался достаточно. Мне посчастливилось попасть в первую группу. Подошёл большой автобус, и мы разместились в нём. Я выбрал себе место возле окошечка, чтоб лучше рассмотреть город. Нашу группу сопровождал китайский гид хорошо говорящий по-русски. По пути он рассказывал, каких успехов добился китайский народ за последнее время. В начале нас повезли за город, в какой-то образцово-показательный колхоз. Чистенькие китайцы, все в единой униформе, чистенькие трактора. Даже не верится, что пахали ими. На протяжении получаса гид «запудривал нам мозги». Китайцы - колхозники, проходя мимо автобуса,  тут же смотрели на свои наручные часы. Наверное, чтобы показать, что у них у каждого есть часы. Выглядело смешно и нелепо. Вдруг откуда ни возьмись, повалили китайцы на велосипедах. Гид пояснил, что в Китае у каждого есть велосипед. В общем, пробыли мы в этой деревне около часа, вдоволь насмотрелись на счастливый китайский народ. По правде говоря, выглядели они действительно счастливыми.
    Потом повезли нас в китайскую школу. Я совсем не ожидал в этом сером и неухоженном городе увидеть чистую школу. По коридорам чинно ходят преподаватели, свободные от уроков, тоже поглядывая на часы. Классы светлые и просторные, но всё-таки я нашёл один недостаток - очень холодно. Никаких обогревательных приборов не видно. На мой вопрос, почему не отапливают классы, гид ответил, что в Китае тёплые зимы и нет смысла топить. Я, конечно, засомневался в правде. Судя по сегодняшнему дню, тепла нет и не будет до весны.
    Следующей остановкой был клуб «Юный техник», где юные китайцы что-то мастерили, а девочки вышивали и шили. Надо же, там тоже холодно! У меня уже ноги начали замерзать. Мои японские ботинки, которые во Владивостоке носил и зимой, и летом для Шанхая не годились. Мне от души стало жаль этих детишек. К счастью, гид закончил расхваливать мастерство китайских пионеров, и мы снова всей гурьбой погрузились в автобус.
     Далее мы посещали квартиры счастливых китайцев, надо заметить тоже без отопления. Зато у каждого часы и велосипед. После этого выставка достижений народного хозяйства, самая крупная в Китае. Чего там только нет! Меня поразил раздел судостроения: модели строящихся судов с экипажами более ста человек, заметьте, у нас тридцать два, и макет машинного отделения, где на вахту выходит сразу восемь человек, а у нас двое. Старпом, на моё замечание о численности китайских экипажей, пошутил, что их миллиард человек, нужно же их работой обеспечить. Кстати, я заметил, что все китайцы одинаково одеты: тёмные брюки и телогрейки, а на головах картузы, на ногах кеды. Солдаты тоже одеты все одинаково, только телогрейки и брюки защитного цвета и на фуражке звёздочка. Как они отличают офицеров от рядовых? Я так и не понял. Все одеты совершенно одинаково.
    Наконец-то экскурсия закончилась, и нас повезли в Морской клуб. Проезжая по городу, смотрю по сторонам. Серые ничем не примечательные дома. На дорогах много машин, в основном грузовики ЗИС китайского производства, постоянно сигналящие клаксонами. Изредка попадаются легковые автомобили. А вот кого действительно слишком много на загруженных дорогах Шанхая – это велосипедистов. Их несметное количество, они просто заполонили все дороги и улицы!
     Подъехали к Морскому клубу. Большое светлое, даже не серое, а покрашенное в светло-голубой цвет, здание среди какого-то парка, своим цветом выделяется из общей картины домов. Гид проводит нас в огромное помещение магазина. Магазин полон хороших товаров, примерно, как наш валютный, но всё только китайского производства. Накупили мы всякой всячины, нам даже пришлось купить два чемодана, чтоб упереть всё это добро на пароход. Себе я купил только пару сорочек, хорошего качества, чистый хлопок. Мне они понравились.
    После магазина было кафе. Там много иностранных моряков с разных судов, стоящих в порту. Соотечественников никого не вижу. Есть поляки, румыны, англичане, кучка немцев. Короче, всякой твари по паре, как на Ноев ковчеге. Мы уселись за свободные столы и начали смотреть меню. Заказали креветки и пиво. Креветки очень крупные и вкусные. Всё было хорошо, да только «ударила наша склянка» - зашёл гид и сказал, что пора ехать на судно. Чёрт побери, как не вовремя! Ведь так хорошо сидим! Мы попросили официантку по порции креветок «на вынос». Она сначала помялась, потом переговорила с нашим гидом и принесла. Такая вкуснятина и всего лишь два юаня. Нам всё равно деньги больше не понадобятся. С китайскими законами, в город самостоятельно мы не можем выйти, а оставлять их как сувенир, смысла нет.
     Поплелись мы к автобусу. На улице темно и морозно. Порывистый ветер пронизывает до костей. Мы тащим свои чемоданы, а китайцы, проходящие мимо, таращат на нас глаза, мол, вот богатые люди, капиталисты разъевшиеся. Они даже не знают, что эти «разъевшиеся капиталисты» - простые советские моряки с зарплатой девятнадцать инвалютных рублей в месяц.
    Приезжаем на пароход. Он из-за отлива опустился так низко, что трап перетащили к надстройке, на палубу юта. Я пошутил, это чтоб мне чемоданы легче было затаскивать. Захожу в каюту, а там тепло. Сразу снял куртку и переоделся в подвахтенную одежду. Иду в курилку перекурить. Там наши ребята достают китайских чекистов своими глупыми и провокационными вопросами, те уже устали отвечать. Я ребятам сказал, что завтра поедете в город и сами всё увидите. Один чекист тут же привязался ко мне с расспросами, что мне понравилось в Китае, чем я остался доволен и так далее. Пришлось отвечать ему со всей партийной совестью. Говорил я в основном словами сопровождавшего нас гида, если бы я отвечал своими словами, то, скорее всего, они бы меня заставили замолчать.
     На следующий день уехала вторая группа в город, я остался на бессменной вахте. Честно признаться, мне не понравилась эта китайская экскурсия. Уж слишком пылко китайский гид рассказывал о достижениях Китая, о замечательной жизни простого народа. По телевизору целый день идут одни лекции, так что смотреть нечего. Проходя на обед мимо салона, я увидел, как два китайца-чекиста внимательно смотрят и обсуждают выступление какого-то товарища. Пообедав и подменив моториста на обед, я ушёл в свою каюту, ознакомиться с китайскими журналами, которые вчера прихватил в интерклубе. Там лежали стопками журналы на всех языках мира, вот я и выбрал себе несколько штук на русском. Лёг на диван и сразу углубился в чтение. Первый журнал, который я открыл, назывался «Китай на стройке». Как всё хорошо описано, каких только достижений Китай не достиг! Как весел и счастлив народ, как они радуются успехам Китая! Мне эта китайская демагогия порядком надоела, читать это просто неприятно. Вчера из окна автобуса я увидел этих «счастливых китайцев». Показательные счастливые лица встречались только в показательных заведениях.
     А на следующий день на моей вахте мы отдали швартовые и двинулись дальше.
              Продолжение следует ...
http://proza.ru/2020/11/25/1790
 


Рецензии
Вечера доброго Вам, Марина!

Все верно, лет сорок пять - пятьдесят назад, Китай примерно так и выглядел, и смотреть там, за исключением чисто исторических мест, действительно было нечего.
Вот только с тех пор Китай прошел гигантский путь, чего не скажешь о нас, увы...

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   06.07.2022 21:23     Заявить о нарушении
Мы пошли другим путём, к сожалению.
Спасибо, Сергей, за отзыв.

Марина Сотник   07.07.2022 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.