Кумыкская платформа. Древние города. Обзор

     На этнической территории кумыкского народа существовало немало древних городов и крепостей, о которых писали многие арабские, византийские, персидские, русские, армянские и грузинские историки-летописцы.
     В основном, это цветущие и густонаселенные города эпохи гуннов и Хазарского Каганата. Но и в золотоордынский период на Кумыкской равнине существовало немало таких населённых пунктов.
     Все, что от них осталось - это остатки крепостных стен, оборонительные валы, фундаменты жилищ. Большинство открытых в Дагестане в наши дни городов были укреплены мощными рвами и глинобитными, саманными или сложенными из рванного камня стенами.
     Особенности мягкого плоскостного и предгорного климата позволяли пасти скот на пастбищах круглый год без необходимости заготавливать большое количество сена, что послужило подспорьем высокому развитию коневодства, животноводства и овцеводства. По свидетельству многих авторов XVIII—XIX веков кумыкские земли были богаты скотом
     Все занимаются земледелием и немного скотоводством. Их хлебные растения: пшеница, ячмень, просо, овёс и преимущественно рис, также и хлопчатник возделывают они довольно часто, шёлк же большей частью только для собственных нужд. Рыболовство имеет для них большее значение
     Кумыкия славилась производством оружия.
     Кумыкам присуща оседлая земледельческая культура. Культивируются хлебопашество, садоводство, рисосеяние, рыболовство, виноградарство, скотоводство.
     Караимы, кумыки, карачаевцы и балкарцы, этнической основой которых был кыпчакско-огузско-булгарский конгломерат родов и племен.
      Кумыки с давних времён пользовались большим авторитетом среди горцев, и кумыкские каганы и шамхалы обыкновенно стояли во главе всех воинственных походов восточных горцев на Закавказский край. Находясь во время своих близких и отдаленных походов в частых сношениях с Азией, и сливаясь на севере со славянскими и с туранскими племенами, предки кумыков — хазары, со входившими в состав их различными элементами Кавказа, были проводниками культуры из Азии в Европу и обратно».
     Ядро кумыкского языка сформировалось в VII-X вв. в недрах Хазарского государства и сложилось на хазаро-булгарском субстрате путём последующего напластования на это ядро в дальнейшем огузо-кипчакского субстрата.
     Обычаи и нравы кумыков в общем сходны с обычаями и нравами других кавказских горцев, но кумыки не смотрят на обычаи, как на неприкосновенную святыню и легко допускают отступления от них. Примирение по кровным делам устраивается довольно просто и легко. Куначества у кумыков почти не существует; влияние родства ограничивается пределами двух-трёх поколений.
     Традиционные взгляды кавказских горцев на хищничество, как на акт молодечества, не пользуются среди кумыков непоколебимым авторитетом. Они живут в саклях обще-горского типа, но во внутреннем их убранстве господствует полное смешение стилей, начиная от чисто персидского и кончая чисто европейским.
     Традиционная горская одежда местами вытесняется платьем европейского покроя. В кумыкской песне отражается нравственный облик кумыка — рассудительного и наблюдательного, со строгими понятиями о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край, склонного к созерцанию и философским размышлениям, но умеющего и повеселиться с товарищами. Как народ более культурный, кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседние племена
+++++++++++++++++++++++++++++++++
     Летописные легенды арабских и персидских хронистов начиная с 9-го века отмечают, что персидские Шахиншахи в конце 6-го века озаботились безопасностью торговых путей, ведущих в Европу из Ирана через Ворота Чора близ нынешнего Дербента и дальше по Кумынскому Тракту в Придонские степи в сторону Чёрного Моря.
     Начиная со 2-го века до Рождества Христова персы безраздельно контролировали этот участок Великого шёлкового Пути. Однако с 4-го века по Рождеству Христову на Северный Кавказ пришли гуннские орды, которые к 6-му веку саморганизовались в Великий Гуннский Союз, который в истории вошёл под именованием Царство Гуннов, а в 7-м веке как Западный Тюркский Каганат.
     В конце 6-го века персидские Цари Царей начинают строить по всему Кумынскому Тракту крепости, которые должны были обеспечить безопасность передвижения караванов. Хронисты 9-го века называют до 360-ти крепостей, которые построили Шахиншахи Анушиван и Кавад. По окончании строительства Царь Царей Кавад проехал по всему Кумынскому Тракту, каждый день останавливаясь в одной из крепостей, так он пропутешествовал ровно год.
     В конце 7-го века на Терско-Сулакском торговом проспекте, в придорожных крепостях и на посадах при них уже находилось большое количество людей савиро-булгарской этнической принадлежности, на основе которой здесь возникает социокультурный очаг, в котором начинает формироваться салтово-маяцкая культура, ставшая основой и визитной карточкой Хазарского государства.
     Хазары не стали разрушать систему крепостей, сложившуюся при сарматах, последних арийцах, пришедших сюда ещё в 4-м веке до Рождества Христова, и ставших этнической основой для распространения здесь власти Персидских царей, их адинокровников. Всё это было унаследовано ими и приспособлено к своим новым стратегическим задачам на Северном Кавказе. Заключив вечный союз с Византией, Хазария начинает привлекать к своим ежегодным торговым и военным походам в Закавказье и Крым автохтонные племена Кумыкской платформы, чего не было при персах.
     Теперь военные гарнизоны крепостей формируются в основном из местного населения, которым хазарские крепости сдавались как бы в аренду. Хазарам нужны были не столько доходы от прохождения здесь караванов, сколько возможность использования Кумынского тракта в военно-стратегических целях.
     Участие местных племён в составе хазарских армий во время походов в Закавказье, а также на Азов и в Крым, обогащало культуру племён и народов Терско-Сулакского междуречья. Постепенно в недрах Хазарского государства на этой территории формируется новый кумыкский этнос.
     О существовании в 8-м веке большого количества хазарских городов начиная с 9-го века начинают сообщать европейские, иранские и арабские летописцы, русские и еврейские авторы.
     Но основную информацию о хазарских городах предоставляет археология Российской Империи и, особенно, Советская археология, из которой можно выделить две школы: Рыбакова и Артамонова.
     Персидские источники отмечают те города, которые ими были оставлены в наследство Тюркскому Союзу и Хазарии, арабские источники фиксировали города, с которыми они сталкивались на путях своей экспансии на Северный Кавказ и в Поволжье, русские летописи отмечали крепости на границах своего продвижения на юг и восток.
     Поскольку юг Хазарии простирался до Терско-Сулакского междуречья, то все города и поселения этой зоны историки полагают считать Хазарскими, поскольку именно в хазарскую эпоху они получили наибольшее развитие. Археологи школы Артамонова полагают, что именно здесь в конце 7-го века формировались основы салтово-маяцкой культуры. По крайней мере, археологические материалы, поднятые с верхних и средних слоёв крепостей и поселений при них, указывают на то, что свой социокультурный расцвет, основы развития салтово-маяцкой культуры, эти города пережили именно в период хазарской власти.
     Как правило, археологические материалы, поднятые с городищ Кумыкской платформы имеют два культурных слоя, из которых нижний сформирован на основе поздне-сарматского влияния в этом регионе, относящийся к концу 1-го века по Рождеству Христову, а верхний слой принадлежит культурам раннего средневековья.
     Сарматы первых веков Новой Веры проникают на северо-восток предгорий Кавказа, ныне Дагестана, Осетии и Чечни, и распространяются по бассейнам Сулака, Шура-озень, Манас-озень. Их продвижение выхолащивается к 4-му веку, когда наступают гуннские времена и в степях Северного Предкавказья формируется гуннский мир на основе тюркского этнического элемента.
     К 7-му веку гунны растворяют в себе ирано-персидский этнический субстрат, пренесенный ранее сюда сарматами, оплодотворив культуру степняков и заложив здесь фундамент салтово-маяцкой культуры Хазарского каганата.
     Археологи считают, что наиболее точно культурные особенности местного социокульта передают предметы и изделия местного производства, которые трудно транспортировать. К таким культурным технологиям историки относят керамические изделия, орнамент керамики и технологию гончарного производства. По керамике можно судить также об этническом составе местного населения, его сельскохозяйственных и скотоводческих предпочтениях.
     Что касается украшений, оружия, одежды, то они в большей степени подвергаются мене, легко перевозятся, в результате чего смешиваются с другими предметами.
     Керамика является воспроизводством местных социокультурных навыков, делается в основном для местных нужд и перемещается не далее сотни другой километров.
     На основе анализа остатков гончарного производства исследователи выделяют особенности социокульта Северо-Восточного Кавказа в эпоху раннего средневековья, а также его связи с другим областями Северных степей Предкавказья, Закавказья и Поволжья.
     К 6-му веку по Рождеству Христову тут начинает развиваться собственное оригинальное металлургическое производство. Заказчиками изделий из металла были проводники караванов Кумыкского Торгового тракта, по которому ходили также караваны Великого Шёлкового Пути, а также военные гарнизоны крепостей, которые обеспечивали безопасность караванов.
     Сначала, со 2-го века до Рождества Христова, это были персы, в конце 6-го века по Рождеству Христову их сменили гунны, а с 7-го века военные гарнизоны при крепостях формировали хазары.
     Ремесленники получали руду из рудников Горного Дагестана в обмен на готовые изделия не только металлургов, а также на предметы, которые оставались от проходивших караванов. При этом отмечено, что обмен изделиями из металла проходил значительнее интенсивнее, чем обмен предметами гончарного производства.
     Хорошо видно, что керамика Верхнего Чирюрта и Среднего Сулака сильно отличается от керамики горных районов в силу трудности доставки керамических изделий в горные районы. Поэтому и там, и там сложились собственные технологии изготовления гончарных изделий, которые отражают потребности ближнего и родственного социокульта.
     Зато украшения, оружие, вместе с орнаментами на них, можно обнаружить в самых удалённых местах Кумыкской платформы.
     В Беленджере культурные традиции оказались сильно перемешаны, поскольку население города и его окрестностей неоднократно принимали участие в социокультурных изменениях привносимых персами, сарматами, гуннами, хазарами, татарами. Здесь перемешались традиции кочевых, степных, и оседлых народов.
     Тем не менее, традиции керамической культуры здесь оказались не похожими на горские. Зато там, где были прямоезжие дороги, которые быстро связывали города Среднего Сулака с городами северных цивилизаций сармато-болгаро-хазарского мира, керамика оказывается во многом схожая.
     Эти культуры керамического производства были связаны между собой общностью территории, наезженными дорогами, что позволяло включать в торговый оборот и керамику, с которой передавался и социокульт.
     В конце 6-го века гуннский союз тюркских племён распадается, однако основная часть племён мигрантов, перебравшаяся на Кумыкскую платформу, остаётся. Это были савиры, булгары, барсилы, хазары.
     В начале 7-го века в степях северного Предкавказья формируется новый, более широкий союз тюркских народов, обозначивший в историях себя как Западно-тюркский каганат. Под его влияние попадает также территория Кумыкской равнины.
     В начале 8-го века на останках Западного Тюркского каганата появляется Хазария. Её культурное влияние на культуру народов Терско-Сулакского междуречья в это время трудно отличить от сохранившейся тут культуры Царства Гуннов. Присутствие здесь Хазарской власти можно установить только по описаниям хронологов.
     Однако уже к началу 8-го века, согласно поднятому с городищ археологическому материалу, можно судить о том, что здесь возник очаг салтово-маяцкой культуры, которая стала культурным знаком Хазарского Каганата.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии
Получается, что и никакого тысячелетнего хазарского каганата не существовало. Это легенда.

Недавно как раз читала про десять кипчакских племен и как они разошлись в стороны.

Людмила Гладкая   06.02.2021 00:36     Заявить о нарушении
300 лет. С конца 7-го века до конца 10-го века

Что касается кипчаков-половцев, то это были остатки хазарских племён. Это был союз, но не было в нём единой власти, общей религии. Они, как и хазары, представляли из себя множество разноголосых племён, тюркского склонения, рядом с которыми всегда присутствовали осёдлые аланы с арийским генокультом и социокультом, но ни к хазарам, ни к половцам не относившимся.

Не имея собственного царства, кипчаки расползлись по своим культурам, историям, уделам, не просуществовав вместе и нескольких десятков лет. Они не были договороспособны, в отличии от своих родичей хазар, воевали со всем окружающим миром.

Но в этих войнах и противостояниях генетический материал Кыпчакского союза иссяк очень быстро. Их никто не завоёвывал, они просто растворились среде намного более слабых соседей, имевших сильных покровителей

Олег Данкир   18.01.2021 13:30   Заявить о нарушении
Одно из кипчакских племён это вроде алтайские народы - телеуты, теленгиты. Венгры или румыны тоже приняли. И вроде даже турки, казахи, узбеки. А калмыки? Думаю никуда генетический кипчак не пропал.

Людмила Гладкая   22.01.2021 10:58   Заявить о нарушении
Это у женщин надо спрашивать, куда племена пропадают. Только они в семье и вроду являются хранителями мифов, сказок и легенд, ну и, конечно, истории любовных побед в виде украшений

Олег Данкир   24.01.2021 15:11   Заявить о нарушении
))) скорее всего спрашивать надо у генеологов и Клесова.

Людмила Гладкая   24.01.2021 16:19   Заявить о нарушении
А что, Клесов разве гинеколог?

Олег Данкир   08.03.2021 20:52   Заявить о нарушении