Как психолог работает с бессознательным?

Разговор с собой на уровне ума часто приводит к рациональному.

Человеку трудно выйти за пределы ограничивающих убеждений.

Как помочь увидеть ситуацию под другим углом?

Есть много разных практик. Поделюсь той, что даёт дополнительную информацию о происходящем.

Рассмотрим пример. Конфиденциальность сохранена.

Вопрос в ходе сессии: «Я хочу понять как мне реагировать в ситуации, когда сын злится?»
Спрашиваю: «Как реагируете на такое поведение обычно?»
Ответ: «Я злюсь на него и не понимаю в этот момент себя. Начинаю кричать на Максима и потом рыдать от того, что снова не сдержалась».

Говорю, что сейчас узнаем чуть больше информации о вашем взаимодействии с сыном в те моменты, когда он злится.

Пишу вопросы в своём блокноте и нумерую листочки формата А4 от одного до пяти.
5 вопросов, — 5 листочков. Первый листочек соответствует первому вопросу и т.д.

Предлагаю следующее задание: найти среди игрушек ту фигурку, что будет обозначать саму клиентку, разложить листочки в пространстве кабинета по своим ощущениям.

Далее предлагаю поработать с бессознательным. Для этого надо осмотреться вокруг, подышать: вдох- выдох несколько раз и выбрать листочек, притягивающий взгляд. Встать на него двумя ногами и назвать цифру, что отображена.
Если листок на столе, стуле или на полках, то туда поставить выбраннную фигурку, настроиться на свои ощущения, прикоснуться к ней и так же отвечать на вопросы:

какие ощущения здесь?

Что чувствуете?

Что хочется сделать?

Какие фразы приходят на этом листочке?

Человек отвечает. Я записываю все сказанные слова.

Важно не торопить клиента и смотреть за его дыханием без задержки.

После того как все листочки пройдены.
Говорим о полученных данных.

В нашем случае ответы были следующего содержания.

Сначала клиентка встала на листочек с цифрой четыре: такое ощущение, что немного ведёт. Чувствую, что позиция неустойчивая. Хочется равновесия.
Всё хорошо.

Озвучиваю как звучал вопрос: «Что надо осознать мне, Анне, когда Максим злится?»

Далее диалог и вывод: осознать, что сын умеет выражать свои эмоции и это хорошо.

Листочек под номером один: хочется дышать чуть глубже.
Странно, но идут слова: солнце, дом, облака, деревья, собака.
Ощущение тепла.

Зачитываю вопрос: «Что хочет Максим в тот момент, когда сильно злится?»

Мама ребёнка говорит, что поняла послание, беседуем.
Солнце — так называют сына.
Когда злится, то в этот момент ему хочется материнского тепла и принятия. Важно переключить внимание на то, где есть ресурс восстанавления потраченных за день сил: любит гулять с собакой около дома, рассматривать облака на небе и деревья.

Переходим к листочку номер два.

Мурашки по телу. Немного трясет. Какая- то еда.
Серые облака, шторм, сильные волны.

Вопрос следующий: «Что происходит со мной, когда сын злится?»

Начинает смеяться: в тот момент, когда  злюсь мне хочется действовать и я иду готовить какую-то еду.
Настроения нет и сильно штормит.

Подсказка в том, что так я переключаюсь на свои ощущения.
Делаю то, что нравится. И успокаиваюсь.
Ого, тело мудрое!

На пятом листочке Анна произносит:
«Люди. Не хочется, чтобы лезли, хочу их отодвинуть.
Нужно идти бегать. Дышать воздухом.
Читать книги».

Удивительно, но вопрос звучал так: «Как мне действовать в ситуации, когда чувствую непонимание с сыном?»

В беседе клиентка подтвердила предположение о том, что хочется стать незамеченной, когда Максим прилюдно начинает злиться и истерить.

Что бег на свежем воздухе и чтение книг всегда приводят в баланс.

Третий листочек: «Ощущение гордости.
Как будто знаю больше, разбираюсь лучше. Учу.
Странно это о чём?

Зачитываю вопрос: «Что чувствует мой внутренний ребенок, когда сын ведёт себя протестно?»

Разговариваем об этом.
Приходим к тому, что эта часть гордится тем, что сын может злиться несмотря на запрет этих чувств. Что учит родителей проявлять свои эмоции, называть обиду обидой, злость злостью.
Не делать вид, что не заметили чувств другого.

Данная техника помогла узнать больше о происходящем.


Рецензии