Из знаний - в мудрость сказка для старшеклассников

                Из  знаний – в  мудрость
                (сказка для старшеклассников)

    В некоем царстве-государстве при царе Горохе жил да был добрый мОлодец, не знатный, всего-то сын какого-то Дьяка. Звали его Иван. Добрый был, честный и здоровенный. Но кулаки в ход зазря не пускал.

 -  Всем ты у меня хорош,  парень,  но настоящей Г-РА-МОТ-ы  не знаешь. Пойдёшь помогать мне, а то в приказе нашем  бумаг-указов  полным-полно накопилось.  Сначала их разбирать будешь, по стопкам складывать, по темам. Поймёшь, в чём суть жизни, как правильный выбор сделать в пути, с кем можно совет держать, кого опасаться, а с кем и в кулачном бою посчитаться. Из какого дома, скажем, невесту себе подыскать, не просчитаться при этом.
    
    Удивляя отца, сын быстро всему научился, понял, что вокруг царя одни скрытые воры и мошенники; лгуны первосортные, обманщики наглые, да хитрецы изВОРотливые, одним словом – скрытые, тайные предатели! «Писанное знание – большая сила!» Всему на свете быстро научит!  А на уме у нашего Ивана не только то, что царь-государь в помощи людей честных, искренних, да знающих нуждается, а и то, что у царя дочь подросла, вот-вот замуж выскочит Красавица.
   
    Марьюшкой  её кликали, женихи роем вокруг дворца кружили. И задумал  Ваня  большое дело: всех женихов доморощенных и заморских опередить! Сказался Иван отцу – тот за голову схватился!
-  Да, ты – что? Белены что ли объелся? Надумал тоже… Ваня, до ворот ихних не доберёшься, тут же за шкирку стражники - дуболомы безмозглые, схватят, в темницу упекут, а когда выпустят, век свой на знахарей робить будешь, не разгибаясь. Оставь, Ваня, эту затею! Пока не поздно...
-   Нет, не зря ты мне поручил все указы, приказы, отказы и наказы Предков перечитать, да продумать. Царство-государство наше всё погибнет, не успеешь и аукнуть, народ весь в распыл пойдёт. С Земли-Матушки весь наш народ казнокрады в порошок сотрут: сначала продавать землю-недра начнут, по всему это видно, а вскоре чужакам пути-дороги откроют… И прости-прощай Русь Великая и Святая… Ты, что, отец-батюшка, разве этого хочешь? Вывел ли ты это из бумаг своих? Или не догадывался даже?  Мудрец ты или, прости меня на прямом слове, остолоп?!
 
 -  Не хотел я тебя потерять, Ваня! Один ты у меня, свет ясный в окошке опосля Солнышка – нашего батюшки. Но, признАюсь, сам тебе приказал учиться, чтобы выбор жизненного пути сумел ты сделать правильный. Ну, что ж, теперь-то у тебя какой план-схема? Может, с отцом поделишься?
-   Перво-наперво свататься к царю Гороху пойду! Челом бить за дочку его Марью-царевну. Вот первый мой замысел.
-   Да… Без женского ума, хитрости да ловкости тут, право, не обойдёшься. Знаю я, как тяжко мне жить без подруги моей Василисы Премудрой, Матушки твоей родимой. А всё Кощей-супостат, отнял её у меня и Веды наши Змей Горыныч  уволок в пещеры недоступные... Вот Василисушка бы тебя ловко просватала. А я старею быстро в своём одиночестве. Тебе в этом деле не помощник. Дерзай, сын! Матушку свою разыщи, освободи, и Веды наши назад потребуй у супостатов!
     Благословил отец сына. Ждать остался, да свитки принялся разбирать всё дальше по-прежнему.
    
       А царь Горох в это же время дочь свою упрекать начал.
-   Что это ты разборчивая такая? Женихи один другого краше, да богаче,  все крепостные стены пообтёрли, залезть стараются во Дворец, сватов подсылают… А ты всё в девках сидишь, скучаешь…
-   Что ты, батюшка-царь, я не скучаю.  Я давно уже все свитки старинные в твоей тайной кладовке по буковкам разобрала, все тайны обдумала. И поняла я, батюшка, что с тех ТАЛ-ых  вод-времён, когда оледенение спадать сТАЛо, люди сами себе новую катастрофу заготовили: крамолы, грабежи да войны; воровство, войны да грабежи; наговоры, наветы, клевета да угрозы. СВИТ-ки, батюшка, о жизни говорят, а уКАЗы, приКАЗы, да россКАЗни, несчётные КАЗни готовят. Не хочу я такого у нас разВИТия, за Жизнь, за Виту, хочу заступиться!  Вот тебе мой сКАЗ!
-   Ты в своём уме, девка? Или это с запада ветер тебе какой-то подул? Ну, и ну! Задам я этим послам да диссидентам, да шпиёнам жару! Мало не покажется...

-   В своём я уме, батюшка-царь, в своём я уме! В мужицкий да западный ум ни за что не полезу, ничего там хорошего нет: одни подлости,обманы,грязь, пьянство, драки да притВОРство… О народах твои блюдолизы не помнят, не думают, обещаний своих народу не выполняют. Им мошну только свою набивать надо, им некогда в Думе о простом человеке думать…  Им до Луны добраться хочется, добра там на продажу понабирать… А народ-то тем  временем, гляди-кось, озорнее и проВОРнее стал. Ведь что говорят-то? Воруют все, говорят, Героев былых поочернили...

-  Замуж! Немедленно замуж!!! За принца заморского. Пусть он порядок наводит, как на западе. Порядок нужен с человеческим лицом... Вот задача-то какая...
-  Он тебе наведёт, когда весь народ, как тараканов выведет. За принца заморского я не пойду, от него чесноком с древних пор веет, или рабством, когда из грязи в князи пролез, так хуже всякого "господина" стал! 
-  Это тебе в мозги что-то ударило… Или,  может,  белены объелась?
-  Нет, батюшка, только чистую и полезную пищу употребляю и никаких цветных напитков не принимает моя душа. А чеснок? Что ж, я его иногда на ночь ем, от попавших в организм паразитов очищаюсь. Паразиты все всегда днём спят, от работы отлынивают. А эти, женишки  ваши, чеснок едят с утра, когда паразиты  спать  улеглись. Они солнышка на восходе умывания чистой росой не признают, дрыхнут… Все давным-давно знают: у спящего человека все полезные вещества похитить легко и просто, переработать поскорее, да в свои запасники отложить. А что с человеком дальше будет? Души своей светлой, нетленной лишатся! Ничем таких не проймёшь, не усовестишь!
-  Ну, и впрямь начиталась древней мудрости. И откуда ты такая умная взялась только на мою голову?!
-  От вас с матушкой научилась разбираться. Сами говорили: «По-читай Предков!»  Вот, я и начиталась и Предков по-читаю… Чего-то не так поняла, что ли? Проверь-ка!  Где рать прошла, что после этого людям осталось? Где и какой и чем вое-вода прославился? А где вода хлынет вот-вот и города накроет? Всё-всё поняла! Вам бы, мужчинам, только воевать. Да,воевать, а не жизнь продолжать! Всё, батюшка, замуж не пойду! Не до-сто-й-ны твои женихи моего внимания. Сама себе найду! Хоть сто их, иностранцев, в палату призови, а вот не скажу больше ни слова...
   
  Топнула ножкой и окаменела. Замолчала. В статую обратилась. Только одинокая слезинка по щёчке след проложила и та высыхать стала…

-  Врача! Чародеи испортили, п-ОР-чу навели… Рать вражеская в самое сердце моё удар нанесла. Любимое моё дитятко сгубили…  В расцвете девичьих лет под корень мой РОД срубили… Ой, горе мне... Ой, горе...
-  Чего это ты  разгорланился с самого утра? – закричала  Царица Софья, закончив у себя в светёлке наводить красоту.- Глянь, муженёк, явилась в «полном параде»!  Не землю ли какую у нас Отняли? Что? Проспали опять, мужики?  Счас я со всеми вами разберусь в конце концов! Кому это ты врача призываешь? Али вирус какой-нито у нас вдруг угнездился? Тогда прикажи немедля по всему царству-государству бани топить, веники берёзовые запарить, травяные настои приготовить. Целебными мазями запастись надо; травяными настоями да квасом ядрёным с мёдом все остальные напитки срочно заменить! Указ подпиши, слышишь меня? Немедля! А кто ослушается - голову с плеч да так, чтоб ни один врач-целитель назад бы не приспособил...

-  Врач, царь-батюшка, сам собой явился! Вот он, у ворот уже стоял, ещё до твоего приказу, как по заказу.  Прикажешь голову ему отрубить или другим каким способом казнить навечно? Прикажи только!  Аль пусть-ка полечит сперва народ?! У нас на это очередь уже заведена! Дли-н-н-ная... Народ учить да лечить давно пора! А то выдумали: детей своих бояре за границу якобы учиться ссылают! Вот врача ведут!
    
    В царскую приёмную бояре ввели Ивана. Ой, хорош  парень был!Статен да ладен; ухожен да выкормлен по всем наукам; одет был, как напоказ. Во всех вышивках на рубахе – тайная древних лет символика, на поясе  выткана  длинная  «бесконечная»  цепочка - орнамент всей жизни на Земле. О, как!
-  А игде же дочь наша ненаглядная? Ты, отец, с тебя спрос. На минуту нельзя оставить вас без пригляда...
-  Ок-ка-мене-ла она, матушка... Стоит застымши, не говорит ничего! Вот врача ведут...
-  Не толкай, боярин, не спеши! Ты мне за моё дитятко головой ответишь! Сказывайте, что тут у вас здесь без меня приключилось?
-  Лечи, давай, врачебник! - толкнул Ивана боярин. - Или голову с плеч враз смахну!
-  Не спеши, не сПЕШи, боярин-стРАЖник, а то пешим ходить придётся, чего ты давненько не любишь. Да пашню  пахать прикажут тебе сохатым рогом, - предостерёг Иван и отвесил царю поклон. - А ты, боярин дубинку-то подальше убери, для врагов лютых ещё пригодится. Намахаешься, намаешься, гляди...

-   Ты чего это говоришь, отчёт себе даёшь? Я - Царь, меня почитать надоть!
-   А как же! О чете речь идёт. Дочь цаРЁВу сватать за себя пришёл. А она чего-то у вас онемела, только слезинка от РЁВушки по щёчке прокатилась…

 -  Лечи, говорю, а то как посохом тебя двину! – стукнул скипетром об пол грозный царь Горох. - Мало не покажется!
-   Есть, царь-батюшка! Сейчас, мигом приступлю к излечению лебёдушки! Так… Вижу красоту неописанную! Ой, с лица вроде ничего, румяная, глазастенькая, коса  наибогатейшая. Девица юная, здоровая, видать по всему. Вот разве ноги… Может, больные? Проверить придётся: не хромает ли? Уж извини, милая моя… Поглажу только через сарафан, меня  не бойся… Я потихонечку, да с лаской всю боль сниму разом...

 -  Ты чего это бормочешь?  Я тебе слова своего не давала ещё, а ты уже ловушку  невольничью приготовил?! В служанки к себе что ли зовёшь? В рабыни? Ишь какой! Ноги ему погладить захотелось... Видали хитреца? Окрутить вот так сразу желаешь?

-   Заговорила, заговорила, заговорила царевна!!! - разнеслось по всему дворцу.
-   Ну что ты! Успокойся! Любимой моей подругой на всю жизнь быть хочешь? Али я тебе не хорош?! Красавица  моя  ненаглядная! Милая, хоти, желанная, значит, и прекрасная дЕвица-картинка, да ещё ведь сама Мария Гороховна!
-   Ишь, красавица… Да ещё – «моя».  Только что недостатки у меня искал… - опять не выдержала «говорящая статуя». – Сам-то ты чем славен будешь? Умом берёшь иль кулаками грозишься?  Аль хитростью да воровством горазд? Какой-такой у тебя замысел? Какие-такие у тебя таланты? Сказывай!

 -  Вот этого я и добивался!  Не только красива дочь ваша, Царь-батюшка и Царица-матушка. Она ещё умна! И я все грамоты назубок знаю! Вижу, что ты совершенно здорова. Я для тебя на всякий случай  полезный  подарок принёс. Сейчас мы её, царь-батюшка и царица-матушка, окончательно вылечим. Не бойся, Марьюшка, не нахал я, а предусмотрительный человек. Прежде дела, всё хорошенько обдумываю... 
    Иван вынул из-за пазухи симпатичного Котика и опустил его на цветной паркет.
–   Вот! Знакомьтесь: Кот Баюн! Мой помощник. Иди, иди, твоё дело - приласкай эту кРАлю. Мне-то пока нельзя. Только сватаюсь я ещё, ответа от неё жду - не дождусь!
    
    Кот Баюн подошёл к ногам царевны, потёрся головой, лапками погладил, головкой потёрся,  коготками  легонько обряд «иглоукалывания» совершил и чётко промурлыкал:
-  Будем др-р-ру-жить! М-р-р-р!  Вых-ходи за него, Мар-ррь-юш-ш-ка! Осчастливь пар-р-р-нюшку ВанЮшку! М-р-р-р…

-   Ты глянь, отец, какой мудрец выискался, - вступила в разговор царица Софья.- Красив парень и по всему видно, что не дурак! Обходительный... Глянь, Кота Баюна  принёс. Будет Кот Баюн косточки наши на старости лет прогревать да лечить. И внукам-правнукам сказки-песни выпевать сумеет. Ну, удружил ты нам, парень! Ты глянь-ка, муженёк! Всем  хорош такой подарок! Сказочный!

-  Ай, твоя правда, сударушка! Крыс во дворце много развелось. Отовсюду они, со всех стран понабежали, пролезли. Скоро,гляди, и в душу нашу внедряться начнут!!! Облаву на них давно пора объявить. Мой спешный указ, писарь, пиши-ка: "Вытравить всех крыс до последней!" Ишь свободу, понимаешь, развели тут, вредители! Только заразы заморской нам и не хватало! 
-  П-р-ра-вильно говорит! – поддакнул кот  Баюн. – Пр-р-ра-вильно, царь, говорришь!
    
    «Статуя» наклонилась, взяла Кота Баюна на руки, к груди своей прижала, погладила спинку и поцеловала в пушистую макушку.
    
    Тут же по дворцу разнеслось, и по двору распространилось, и за ворота на все улицы вышло:
-  Склонилась, наклонилась, царевна Ивану поклонилась!  У-РА-А! Поклонилась жениху! Сговор! Готовьте столы! Пир горой!

-   Я, Ванечка, теперь согласна! И батюшка с матушкой вроде бы не прочь. Вот мой ответ тебе, защитник ты наш...  Ну, Киска, тебе спасибо! Вылечила… -  Марьюшка подошла к избраннику, взяла за руку. Они вместе направились к трону, где сидели взволнованные родители, и отдали им земной русский поклон:

-  Благословите, Царь-батюшка и Царица-матушка! На дружную и долгую совместную жизнь.
-  Счастливый конец – пора под венец! – дружно ответили родители.- Совет вам, да любовь! Целуйтесь в уста медовые, беспорочные! Горько!
   
   И со всех сторон ветром разнеслось, с песней  распространилось: «Горько! Горько! Горько! Подсластить бы надо! Горькое в сладкое превратить немедля! Целовать в уста медовые! Горько!!!»

- Пр-р-РА-вильно  говор-р-р-ят: «Гор-рько!» - мурлыкая, бегал по всем хоромам, да по дворам столицы кот Баюн, распугивая непомерно расплодившихся крыс. - Вон, сер-р-рые твар-ри, бр-р-рысь отсюдова! А то всем хвосты по-от-р-р-рываю за-пр-р-росто! А ну-ка назад в свои норы да темницы заморские. Брысь!

      Тут и сказке – конец,
       Кто послушал – Молодец!
        Кто запомнил – тот Мудрец!
         Кто пересказал - тот Чтец!
          Кто соавтор – тот Творец!
           Кто не слушал – тот глупец!
            Кто не понял - сорванец!
             Кто влюблён  -  всех под венец!


Рецензии
Мда, моя сказка всё-таки более жизненная. :) Где Вы видели таких царевен? Их с малолетства воспитывают эгоистками и поучают, чтобы в замужестве блюли интересы батюшки. А войны были и в каменном веке. Натура у большинства людей подлая: им всё мало, сколько ни дай! Есть и те, кому достаточно того, что получают своим трудом, но их мало и таких не допускают до власти, наоборот, пытаются унизить и обобрать. За всю историю человечества только в СССР пытались это исправить, только учителя оказались... с душком, и их не хватило надолго. Я никогда не писал для детишек, только для взрослых и подростков (которые сейчас почти не читают), а Ваша сказка очень хорошо написана... для идеалистов. Не обижайтесь на шутку. С уважением, Геннадий

Геннадий Ищенко   26.11.2020 20:14     Заявить о нарушении
Наоборот, я рада вашим замечаниям, всегда интересно знать мнение других...
Может, мне и сказку адресовать идеалистам?
Хорошо знаю учительский мир, рождающий идеализм. Это вы верно подметили.
Всегда и всё начинается с идеи, брошенной в мир прагматиков. Не случайно коронавирус гуляет не только по Европе.Что лучше марксистский призрак коммунизма или коронавирус? Человечество стоит перед выбором!


Нина Евгеньевна   27.11.2020 02:09   Заявить о нарушении
Если Вы имеете отношение к школе, наверное, будет интересно прочитать мой фантастический роман «Возвращение» http://www.proza.ru/2014/02/05/1047 Это моя альтернативная автобиография и такая же история сохранившегося СССР. Интересен ещё и тем, что в нём почти нет придуманных персонажей. Школьные друзья меня по нему и нашли. На "Самиздате" это самое читаемое из моих произведений (377000 обращений).

Геннадий Ищенко   27.11.2020 08:16   Заявить о нарушении
Геннадий! Спасибо за быстрый ответ! Я, действительно до сих пор работаю в школе, сейчас на "удалёнке". Но продолжаю давать задания для конкурсов и прочее. Две грамоты мои дети уже получили (лауреаты Союза журналистов-2020).
Фантастику я не любдю, но Посмотрю Вашу работу.

Нина Евгеньевна   27.11.2020 18:33   Заявить о нарушении
У меня фантастическое только начало (завязка), остальное очень реально. Фантастику и фэнтези можно писать интересно и реалистично, если их цель - человек, а не полёт фантазии автора. Здесь в этих жанрах пишут слабо.

Геннадий Ищенко   27.11.2020 18:42   Заявить о нарушении
Геннадий! Мечтать, право, не вредно! Одновременно и ещё один путь девицам-красавицам указать, намекнуть, что в пору повсеместных разводов думать надо о будущем, да предков почитать, а для этого по-ЧИТАТЬ предков-классиков. Не правда ли?

Нина Евгеньевна   30.11.2020 09:12   Заявить о нарушении
С классиками сложно, потому что к ним отнесли в основном тех, кто писал лет 200-300 назад. Наша жизнь всё-таки сильно изменилась после развала Российской империи, да и сейчас. Ну не тянет меня их читать, что уже говорить о современной молодёжи, которым милей комиксы. Почему-то в классики не занесли таких писателей, как Симонов или Задорнов, а сейчас и не занесут, потому что, с точки зрения власти, советский период - это время, которое ПОЛОЖЕНО поливать грязью.

Геннадий Ищенко   30.11.2020 09:52   Заявить о нарушении

А я люблю время от времени ПЕРЕчитывать классиков, даже письма иногда читаю.

Нина Евгеньевна   04.12.2020 13:34   Заявить о нарушении
Нина Евгеньевна, на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Есть такие странные люди, которые перечитывают даже Диккенса! :)

Геннадий Ищенко   04.12.2020 15:54   Заявить о нарушении

В детстве обожала Диккенса! Даже не зная ещё, что родилась под его же звездой. Хорошо, что Вы мне напомнили. Были у меня и две чудесных его книги, изданных в Х1Х веке, но их украли даже с дарственной надписью. О, нет, не самого Диккенса, а богатого в советские времена барина-интеллигента, он учил меня этикету и подарил эти книги за отличную учёбу, как дарили книги когда-то мальчику Аксакову С.Т., описавшему своё детство почти в преклонном возрасте.
Я поздравляю Вас с наступившим Новым Годом, с Рождеством и Васильевым вечерков и с наступающим неуклонно Крещением! Это на тот случай, если у меня опять забарахлит ноутбук. А классиков почитывать надо. Например, сегодня мелькает в Интернете стих.Некрасова Н.А. о богатых, которое мы в детстве читали на уроках, но одни из нас предали забвению содержание, а другие, занятые добычей хлеба, изрядно подзабыли... Всех Вам благ!

Нина Евгеньевна   11.01.2021 16:27   Заявить о нарушении
Нина, спасибо за поздравления. Вас тоже поздравляю с тем, что уже было и будет. Классики, с моей точки зрения, это не только Толстой и прочие, кого нам назначили, это, например, Дикуль, Задорнов, Симонов и прочие, кто писал намного лучше своих предшественников, но родился слишком поздно, чтобы канонизировали. А я помню даже стихотворения Тёркина и Маяковского. По сравнению со многими современными перлами их тоже можно отнести к гениям.

Геннадий Ищенко   11.01.2021 18:21   Заявить о нарушении
Геннадий! После длительного перерыва открылась, кажется возможность написать Вам:
1. Я как педагог решила "воспитать свою царевну"...
2. О прагматиках: недавно одна современная "риелторша" нагрела меня на 10,5 тысяч рублей... Я в ответ написала "Несусветную Грамоту № 26 "О людях с пустотой в душе". (Проза.ру Нина Похвалинская)
3. Вам очень благодарна за то, что вы надоумили меня писать сказки. Я в школьные годы много сочиняла: идёшь, бывало, в лес по ягоды, или бельё несёшь полоскать на речку, или в зной купаться и загорать, набирала "компанию" и рассказывала им, на ходу сочиняя, сказки. Андерсен бы удивился такой плодовитости... Однажды пришлось спасать сразу двух девчонок и появился рассказ "Девочки, спасите!"
Так что, в работе педагогов ничего не пропадает! И Вам лёгкой руки, быстрой мысли и благодарных по-читателей!

Нина Похвалинская   22.11.2022 23:30   Заявить о нарушении