Босх Сад земных наслаждений. Створки

       Иероним Босх.Сад земных наслаждений.СТВОРКИ. 1500—1510.Дерево, масло. 389,005 ; 220 см .Музей Прадо, Мадрид
      
    Триптих "Сад земных наслаждений" - самое известное и загадочное из произведений Босха. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. С 1868 г. триптих находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде.
        На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном РАЮ. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.

     В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.(АД)

ЛЕВАЯ СТВОРКА- РАЙ.
    Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена рождению человека.Здесь показаны  последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога.

 В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского.

   На переднем плане Христос, который представляет Еву Адаму, — редко изображаемая сцена. Этот момент после сотворения Евы и до соединения Адама и Евы в брачном союзе — аллюзия на таинство брака.

    Христос дает божественное согласие на их союз, идеальные отношения между мужчиной и женщиной, подняв правую руку. Адам, очнувшийся ото сна, переходит от духовного созерцания Бога к открытому восхищению Евой, ее мягкой, тонкой грацией.

    Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.

ПРАВАЯ СТВОРКА-МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД.
 
     Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.

     Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

Человек-дерево.

     Босх не указывает конкретно на грешника. Вместо этого он демонстрирует абсурдность греха, изображая разные существа, например человека-дерево. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла»

 Фигура смотрит через плечо на свой зад — слишком ясный символ нечистоты греха и зловония ада. На его голове, самой большой части тела, красуется диск, по которому похотливые грешники и дьявол прогуливаются вокруг волынки, символа мужского полового влечения.

   Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

       Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства.

    Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

ВНЕШНИЕ СТВОРКИ.

        Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.

    Имеются свидетельства, что Босхом написан также и пятый день творения: сотворение на земле животного мира – на обороте ставней главного алтаря в Хертогенбосе. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.


Рецензии
Стояли с женой у этой необычной картины минут сорок, восхищались, но ничего не поняли... Cпасибо, разъяснили.

Виктор Кутуркин   30.12.2022 10:53     Заявить о нарушении