Изр. гл. 6 Церковь святых Иоакима и Анны

             В нескольких десятках метров от темницы, на этой же улочке,  направляясь прочь из города, подходя к Львиным воротам, увидала   дверной проем с незамеченной ранее надписью:

                BIRTH PLACE VIRGIN MARY

           Монастырь   святых Иоакима и Анны.  Принадлежит Иерусалимской православной  церкви. В нижнем помещении расположена церковь Рождества Богородицы. По преданию здесь родилась Дева Мария.




               ЦЕРКОВЬ   СВЯТЫХ   ИОАКИМА  И   АННЫ

             Два слова, сходные по звуку, смыслом разным
             Напоминают нам:
             Каким мы счастием, каким и злом ужасным
             Обязаны женам!
             Нам Ева смерть внесла, Мария - жизнь от древа:
             Что отняла жена, то возвратила Дева
                (из книги "О Кресте").

               Иоаким и Анна были предками Иисуса Христа по плоти и ежедневно на отпусте Божественной службы  священник просит их молитв о исходящих из храма верующих.

                Общепринятое Предание о детстве Божией Матери начинают фиксироваться только с третьего века, поэтому и традиция почитания мест, связанных с Рождеством Пречистой, появилась достаточно поздно. Сегодня существуют две традиции birth place virgin marry -
 галилейская   и  иерусалимская.
                Галилейская связана с окрестностями Назарета - местом, куда паломники устремляются в день Благовещения Пресвятой Девы: здесь можно побывать на источнике Богородицы, в базилике Благовещения.
                Иерусалимская традиция связана, что и понятно, с Иерусалимом, с этим самым местом, где находится монастырь, в который я вошла.
       Однако точное место православные и католики указывают по разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 метров.
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия.
    Супруги жили в Назарете. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. В один их праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Св. Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной 12 колен израилевых и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там 40 дней в строгом посте и молитве, призывая  на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое безчадие. Супруга его, святая Анна, считала себя главной виновницею постигшего их горя. Однажды увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молила о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только она произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел идти в Иерусалим.

            В одном из храмов  Почаевской Лавре, что на западной Украине,  имеется огромное настенное изображение - рождество Богородицы.  Тип росписи маслом не канонический,  грубо говоря, в технике как портрет маслом.   В свое время находясь там,   обратила особое внимание на выражение лица Иоакима, отца новорожденной Марии. Вообще благоговение на лице мужчины представить невозможно. Во всяком случае, чрезвычайно затруднительно. Иконописцы, вероятно, подобрали бы такие слова - божественное благоговение на лице земного человека,  но человека не простого, возвышенного.  Столько экспрессии на иконе никогда не видела.  Задрав голову почти под потолок, старалась запомнить это необыкновенное редкое выражение лица - во-первых, не каноническое. Канонические иконы, как известно, вообще  безэмоциональны. 
        Во-вторых, пожалуй, единственный случай необходимости в библейской истории изображения мужского благоговения.

    Вспомнив почаевское изображение, пыталась представить реальные события многовековой давности. Хотя, нет, ничего не представляла. Какая необходимость представлять? Зачем? Зачем фантазировать в то время как  реально оказалась в прошлом. Кто поспорит? Вот очаг, в котором готовили пищу. Напротив - вырубленное в скале небольшое углубление с помещенной в нее скамьёй. 
            Находилась довольно долго. Хотя смотреть особо было не на что. Привлекала атмосфера.  Спускалась вниз, поднималась по узеньким ступенечкам наверх. Опять вниз. 
                Дальше произошло нечто, о чем я не собиралась упоминать в этой книге.  Нечто очень личное. Нечто такое, чего я не ждала, не ожидала и тем более, не предполагала.
                Бывают моменты, когда некая мысль как бы всеевается  тебе в голову и долбит, долбит, точит, ты ее гонишь, а она, как бы с одной и той же интенсивностью, не ослабевающей, но и не увеличивающейся сидит в голове, выражаясь русским образным языком, как гвоздь.
           Кто-то назовет такое состояние навождением, самообманом, самовнушением, впечатлительностью. На самом же деле такие состояния являются  удобным случаем   проверить свою лояльность   собственным выбранным внутренним установкам - веришь ты себе, своему внутреннему голосу, или нет; внимателен ли ты к  знакам, или нет. Или поглощен только внешними  эффектами.
               В такие моменты легко сбиться с пути, если  не целостна   твоя собранная человеческая конструкция.
               На самом деле господствующий в современном обществе так называемый здравый смысл, а  по сути  навязанные стереотипы, легко уводят от себя самого под влияние внешних промывателей мозгов.  Всегда найдутся  аргументы, апеллирующие  к «будь как все» и «не придумывай»:
       "Ты что же, хочешь способствовать разрушению этой, и без того ветхой святыни? Посмотри на эти стены - они и без того ветхие, разрушаются как бумага. А если каждый из вас отщипнет здесь по крохе - что останется? И тебе вменится в вину этот страшный грех. Эти каменные стены восстановить невозможно."
               Да, мне захотелось унести маленький кусочек от стены с собой.
             Меня разрывало в противоположные стороны. Оба аргумента оказались настолько сильны,  насколько и убедительны.  И ни один не перевешивал.     Уйти, сменить обстановку до прояснения ситуации  не могла.
            Покинуть это место, не разобравшись в охвативших меня внезапно мыслях, было бы не правильным. Решать надо было там же. 
           Жизненный опыт показывает, что надо прислушиваться к внутреннему голосу. Ах, сколько борьбы на этом фронте: «Возьми то, отщипни это...» Брала там, где брали все. Например, землица с канавки в Дивеево. Но там она не иссякает, потому что привозят освящается на этом святом месте.  И предназначена, чтоб быть взятой. Или камни на роднике Серафима Саровского. Или песок на могиле блаженного старца Павла Таганрогского так же предназначен не долго залеживаться.
                Тут же, под этими ветхими каменными сводами, совсем иное. От этих стен не принято отщипывать, уносить на память или на всякую потребу. Естественная эрозия, влажность помещения   превращают  внешне твердую породу в песок.  Если каждый станет отщипывать, стены в перспективе   обвалятся.  И в том будет малый, но и мой вклад. Вот дилемма! И что теперь?
               А если во мне заговорили гены родственников, каких-то дальних предков, колыхнулось во мне родовое древо,  предупреждающее о  чем-то. А может, змей-искуситель…
                Вероятно, за этим какая-то тайна, мне еще не ведомая, какой-то промысел Божий. И такое может быть.  Сквозь  житейский рационализм пробивается интуиция - единственный и вернейший  канал связи с Высшим.
              Вызвать это ощущение по желанию или усилием воли невозможно.  Остается одно - Глас Божий? А ведь были, были в моей жизни ярчайшие тому опыты. И не один! Почему бы не допустить, что очередной из них пробивается ко мне с небес?
                Тут и Авраам  вспомнился, услышавший приказание  принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». И, не колеблясь, повиновался.
           Взвесив все «за» и «против»…
           - Прости, Господи, если поступила не правильно, ты видишь мои сомнения, - робко, но легко,  дотронувшись двумя пальцами до набухшего от влажности известняка, в руке оказался крошечный, меньше ногтя моего мизинца, кусочек святыни. И, бережно поместив его в надежное место, вышла вон.

                Поднявшись наверх, в храм, под впечатлением и, все еще размышляя, что бы это могло значить, к  единственно  возможному и утешительному выводу, что только время покажет.
                В храме находилось несколько русскоязычных туристов.    К нам вышла монахиня и начала   рассказывать заинтересовавшимся людям  о Деве Марии.  Информация как бы из первых рук дает возможность   сравнить с тем, что уже знаешь.
                Согласно Святому Преданию,  собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она  уверенно  шагнула вперед,   быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.  Констатируя лишь этот факт, никто никогда не объяснял, как смогла  Она  поднялась легко и уверенно, что двигало трехлетней девочкой.
                Монахиня  рассказывала так, как будто сама знала Деву Марию лично. Как будто все повествуемые ею события происходили если не вчера, то неделю назад, наверняка.
            С рождения Деве Марии  была вложена информация  о её высоком предназначении.  Она знала, что Её ждут, что Она выбрана для высокой миссии. Потому крутые ступени Иерусалимского Храма легко преодолелись Ею, и вёл Её наверх, к первосвященнику, внутренний зов души.   Эта деталь   была нова для меня.
                Трогательный рассказ монахини  моментально  соотнесла с собой. Мне это было очень понятно и близко. Я приняла таинство крещения четвертого декабря. И четвертого декабря по православной традиции празднуется тот день, когда Мария была приведена в Храм,  в день  Введение Богородицы во Храм.     Как всё  не случайно в моей жизни! Никакого намерения совместить свое Крещение с праздником не было, тем более, с таким символичным. Поскольку в те времена была абсолютна неграмотна в христианстве. И   чего ожидает от меня жизнь таким прямым намёком ярко высветилось лишь по прошествии многих лет.
           Голова переполнилась до отказа, уже не в состоянии воспринимать новую информацию,   вышла из храма.
    
                Через некоторое время после поездки, рассматривая  все фото еще и еще раз,  все сделанные в поездку кадры,  на одном обнаружила необъяснимое.    Находясь в помещении, считающимся местом рождения Марии, сделала фотоснимок.  Запечатлелась аура от   иконы, в пещерке, в которой родилась Дева Мария.  В изумлении показывала фото друзьям и знакомым. Все однозначно подтвердили наличие странного, правильной формы ореола вокруг чеканной  иконы, на которой изображены родители Марии и она сама. В действительности же никакого сияния не наблюдалось. И все попытки притянуть в аргументы  искусственное освещение того места не состоятельны.  Эта фотография хранится у меня до сих пор.
          А еще через год  неожиданно обнаружилось  проблема с моим здоровьем. Требовалось хирургическое вмешательство.  Заболевание уже было в моем организме в период поездки в Израиль, но я о нем  тогда и не подозревала. В момент отчаяния и полной беспомощности перед лицом грядущей операции  и  вспомнилось    об оторванном от стены кусочке, бережно хранящемся  на полочке среди икон. И как будто он хранился специально на тот случай.  Не медленно вынув его из   бережно и с надеждой пристроила кроху к телу.    Он был со мной  в течении всего  реабилитационного периода, который  прошёл на удивление  успешно.
          
            Раздумывая, на досуге, о некоторых ветхозаветных фактах, о  непостижимых логикой событиях или случаях, приходишь к выводу, что ветхозаветные и новозаветные   «нереальность», «сказки» отнюдь не вымысел и не мистика.
          Кладезь  «чудес» оказываются самой что ни наесть реальностью, искаженной или забытой.  Под тяжесть веков кажущейся современному человеку красивой сказкой.
                Как для так называемых здравомыслящих людей  невозможно допустить и мысль о возможности  иметь, по естеству, детей в преклонном возрасте, так для носителей и  «хранителей старины глубокой»  все «невозможности» рассыпаются  житейская норма.
              Так  старовер  Александр Юрьевич Хиневич, «Патер Дий» глава нового религиозного объединения неоязыческой направленности «Древнерусской церкви православных староверов» свидетельствует, что ещё немногим более ста лет назад люди, его родственники, жили 120-160 лет,  доказуя сие табличками на надгробиях его родственников на кладбище староверов в Белоруссии.


Рецензии