Петькин день

 Уроки в школе закончились и Петька, со школьной сумкой через плечо, шагал по зимней улице соображая, чем он сегодня будет заниматься. Учился он уже в шестом классе. Обычно из школы возвращались вдвоём-втроём на свой конец и какое-нибудь общее дело у них после уроков находилось. Но сегодня Петька шёл один и приходилось самому обдумывать планы.
Дома, раздевшись и бросив сумку под лавку,  достал ухватом из печки чугунок с обедом, налил себе в эмалированную чашку и поставил на стол. Вспомнив, вымыл руки с мылом, отломил кусок хлеба и поел.  Переодевшись, вынес и напоил корову с телёнком теплой водой и задал скотине сена.  На улице было свежо и морозно, начало декабря. Снег громко хрустел под ногами. Пока с домашними делами было покончено. Чем же всё-таки заняться?
- А, ладно, сделаю пока уроки, - подумал Петька. Семья была большой, но сейчас дома никого не было. Отец, учитель, был ещё на работе. Мать ушла к соседке, братья и сестра разошлись по своим делам. Никто не мешал, и домашнее задание выполнилось по-быстрому. Учился Петька хорошо, легко ему всё давалось по учёбе.
Посмотрев в окно на низкое солнце, зимний день короток, решил, что надо, пока светло, снять дверные петли с дощатого туалета на улице.Взяв клещи и молоток из ящика с полатей, где они должны были всегда лежать, Снять нижний навес, повыдергав гвозди, было немудрено, но надо было и заменить его. Справившись и с этим, Петька, поёживаясь пошёл к дому. А гвозди-то старинные, подумалось, кованные и четырёхгранные… Собственно, и навес был не железным, а дюралевым, и потому – ценным для Петьки. Деревенские мальчишки научились делать из них петарды. Напильниками стачивали навес на мелкие опилки, смешивали с дымным порохом. Затем плотно набивали эту смесь в бумажную трубочку, загнутую с одного конца, загибался второй конец. В середине трубочки, сквозь бумагу проделывали отверстие, дырочку до смеси, накладывали спичку так, чтобы головка ложилась на эту дырочку и плотно заматывали нитками. Всё, петарда готова.
Технология была отработанной. Сделав три петарды, Петька сунул их в карман пальто. За делами на улице уже стемнело. Мать была уже дома и хлопотала по хозяйству, пришёл с работы отец. Петьке не хотелось, чтобы он застал его за изготовлением петард, поэтому торопился сделать их до прихода отца.
- Сегодня у нас школьная мастерская будет открыта. Я схожу? -
спросился Петька.
- Что делать будете?
- Да я маме хочу веретено выточить.
- Иди, -  разрешил отец.
Петька сначала зашёл под навес, включив лампочку освещения, выбрал в дровах ровное по слоям полено и обтесал топором его углы. Выключив дома лампочку, переоделся в пальто и сказав -  Я пошёл, -направился по улице в мастерскую.
Вокруг уже была ночная темнота. Луна ещё не взошла и в морозном небе ярко блистали звёзды. За домом, за околицей чётко высвечивались Большая и Малая медведицы. Улицы в деревне тянулись с юга на север и были параллельными. Белый снег скрадывал темноту и кое-где на столбах горели лампочки. Из-под ног раздавался скрип. Через несколько домов на дорогу выскочила собака и стала облаивать идущего Петьку.
- Ага, ты так… ну и получи.
Сунув заготовку под мышку, Петька достал петарду, чиркнул о коробок и бросил в сторону собаки. Яркая вспышка и оглушительный хлопок ошеломили её. Отчаянно взвизгнув и обиженно воя, собака убежала в подворотню.               
В мастерской было тепло и светло. Деревню недавно подключили к электроцентрали и энергия была круглые сутки. Не то, что раньше, когда работал местный дизель-генератор и около двенадцати ночи лампочка в доме начинала мигать, предупреждая об отключении на ночь. Пахло лаком, краской, скипидаром и железными опилками. Заведовал мастерской преподаватель труда Райхель Борис Иосифович, из ссыльных поволжских немцев, теперь уже реабилитированных. Петька знал это от отца. Мужчина крупный и сильный, он, как все немцы, любил порядок во всём, а кроме того ещё умел играть на баяне. Они с завхозом выступали дуэтом на концертах.
Петька, сам начинавший осваивать баян, всегда удивлялся – как это Борис Иосифович своими огромными ручищами и толстыми пальцами попадает в нужные кнопки не промазывая. Сейчас в мастерской было уже людно. И мальчишки, и девчонки были заняты своим делом. Попросив разрешения, Петька направился к токарному станку. Навыки работы на нём Петька уже имел. Станок был незатейливым: электродвигатель-киловатка, зажим, планка упорная и набор резцов. Резцы аккуратно вставлены в подставку и было чисто. После себя надо было оставить всё в том же порядке. Вставив заготовку, закрепив её зажимом и подогнав упорную планку, Петька крутанул болванку рукой, проверяя, не бьёт ли где сильно. Удостоверившись, что всё в порядке, включив станок, начал выравнивать болванку полукруглым резцом, превращая её в ровный цилиндр. Разметив пропорции косым плоским резцом, продолжил снимать излишки с цилиндра. Процесс работы увлекал его – болванка на глазах приобретала нужные формы, сухая стружка весело отлетала в противоположную сторону, не оседая на защитном стекле. Доведя изделие до нужных размеров, Петька отшлифовал его наждачной бумагой и выключил станок. Стало необычайно тихо.  Большинство детей уже разошлось. Увлёкшийся Петька и не заметил, как прошло больше часа, как он вытачивал веретено. Открутив зажим и вытащив веретено с остатками болванки, отпилил их ножовкой. Подошёл Борис Иосифович. Посмотрел, повертев в руках веретено, сказал,
- Нормально. Молодец, Петька. Матери сделал?
- Ей, Борис Иосифович, давно обещал. Прядёт зимой много.
- Ну ладно, беги домой. Да застегнись, мороз на улице.
Петька, засунув веретено во внутренний карман пальто, пошёл домой.
В деревне, время от времени, раздавались хлопки петард. Петька не стал больше тратить свои, до Нового года было ещё далеко. Дома отдал матери веретено.
- Ну вот, ещё одно веретёшко у меня, веселее так-то прясть…
Отец усмехнулся, но промолчал. Петька по-быстрому поужинал и взялся за книгу, авантюрный роман. Время почитать ещё было.
2018


Рецензии
Хороший и правильный мальчик Петя. Мне нравится такая жизнь. Да, "бомбочки"- это опасно. Мальчики часто занимались таким изготовлением, но всё остальное- прекрасно. Проблема нашего времени, что всё можно купить, денег купить необходимое- у всех в достатке и поэтому дети не призваны помогать родителям, братьям и сёстрам. Так всё и будет дальше, а это плохо. Разрывается родственная связь, не формируется взаимопомощъ, а ещё можоно нанять уборщицу и домработницу и игрушек у всех "завались". Детей, (да уже и взрослых), трудно чем-либо удивить. Книг дети почти не читают. Гаджеты с играми. Мне страшно: становлюсь чужой в этом мире (и даже своим детям) или так было всегда, когда человек проживал больше шестидесяти лет? С уважением. Елена.

Елена Полл   14.11.2021 13:25     Заявить о нарушении
"Конфликт поколений" всегда существовал. Видимо, надо принимать его как данность. Однако, взрослея, мы не раз вспоминаем слова родителей по тому или иному поводу.

Сергей Шешуков   14.11.2021 14:04   Заявить о нарушении
Согласна.

Елена Полл   14.11.2021 14:08   Заявить о нарушении