Несколько слов о себе и родных сёлах

Я родился в маленьком селе Усть-Ималка у самой монгольской границы 5 ноября 1954 года, но свидетельство о рождении в Баин-Цаганском сельском Совете мне выписали 5 декабря. Видимо, родители не находили время съездить в сельсовет. Так и осталась эта дата со мной.

Как мы там оказались? Отец мой - учитель, работал в Аргалее, Гунэе, Кункуре Агинского Бурятского округа. Мать из местности Амитхаша, что на склоне Могойтуйского хребта возле Ушарбая, была отдана в дочери дяде в Кункур. Отец родился на правом берегу Онона, недалеко от Ясногорска и Ортуя, что в Агинском округе. Отец рано осиротел, вырос Кункуре. Там родители и поженились.
В году 1947 или 1948 мои родители вернулись из Гунэя, где отец учительствовал, в родной Кункур. Отец, кажется, болел. По их рассказам, летом они косили сено на Арале (острове), который находится на разветвлении реки Онон между Кункуром и Нижним Цасучеем. Можно сказать, что река и остров разделяют национальный округ от русских районов, где, кстати, также живут буряты, а на правом берегу Онона находится Делюн-Болдок - место рождения Чингисхана.

На этом же острове косили сено и жители Нижнего Цасучея, которых хорошо знали мои родители. Они пригласили моего отца работать в школах Ононского района. Родители согласились и переехали.

Надо сказать, что Агинский округ в его современном состоянии - искусственное образование. Власти России всегда пытались оттеснить бурятское население от границ с Китаем и Монголией, создать некую буферную, разделительную, зону между родственными народами, исконные земли которых находятся на территориях трёх государств - России, Монголии и Китая.
Со временем разделительной зоной стали все районы, находящиеся на правобережье Онона, где находятся исторические земли, принадлежавшие в средневековье борджигинам и тайчиутам, то есть это земли Чингисхана, откуда и началось великое движение монголов.

Итак, отец с матерью перекочевали на правобережье Онона, где всегда жили свободолюбивые буряты, хамниганы, люди других монгольских народов, которых власть так и не смогла согнать за левый берег. Население в основном было русскоязычным, к тому же в эти районы переезжало много переселенцев из центральной России, Украины, Белоруссии, Иркутской области. Надо сказать, что на правобережье Онона живут много семей иркутских бурят.
Попутно замечу, что побережья Онона и прибрежная степь - родовые земли чингисидов, а позже - исконные территории хамниганских родов, хори-буряты пришли сюда в начале XVII века.

Немаловажно знать, что буряты правобережья Онона никогда не делили, не делят и не будут делить бурятский народ на западных, восточных, агинских, окинских и прочих, прочих, прочих, твёрдо, может быть, неосознанно и по умолчанию осознавая принадлежность всех бурят к монгольской и русской цивилизациям.
Бурят-монгольский менталитет, к сожалению, уже утрачивается, но иногда всё ещё проявляется в быту, в естественной среде. То, что имеется на сцене, конечно, не имеет ничего общего с этим качеством.
Можно сказать, что ононский бурят впитал в себя качества всех современных бурят, ибо он "собран" из них, добавив к ним ещё и менталитеты славянских и других народов с их историей и культурой. Во всяком случае, юлить и хитрить он не будет, а любому обману предпочтёт честность.

В общем, мы попали в такую среду, которую наш отец наказал нам никогда не покидать.
Сначала отец работал в Красной Ималке, потом семья переехала в Усть-Ималку, где вообще не было школы.
Усть-Ималку, расположенную на самом берегу речки Ималка, называли Второй фермой или Адагай ферма, то есть крайняя, последняя ферма. Дальше – Монголия. В 1954 году это был хутор или мыза, несколько домиков, где жили украинцы и русские, а вокруг простирается прекрасная степь, где жили и поныне живут бурят-монголы.
Мой отец построил там в 1948 году школу и обучал детей всех национальностей от 7 до 17 лет. Естественно, у меня было много братьев и сестёр, ибо о детских садах на ферме не имели представления, и мы с братом росли в классе и на руках нянек-учениц школы. Ханда-абжа (Валентина Бартанова) - главная из них...

В 1957 году, когда мне ещё не было трёх лет, семья переехала в Новую Зарю - центр бурят правобережья Онона, где мы живём уже 64 года. Когда-нибудь об истории села я напишу отдельный пост, а сейчас скажу, что сельский Совет был образован здесь в 1925 году и относился поначалу к Борзинскому району. Известно, что село было создано в целях задержки бурят-монгольского населения, бегущего от советской власти на просторы Китая и Монголии. Для этих целей здесь была создана безналоговая зона, которая, конечно, оказалась ловушкой и обманом.

Вообще, все сёла правобережья Онона - бывшие старинные казачьи караулы, превратившиеся позже в станицы и посёлки, затем в районные центры и колхозы. Им по 250-300 лет. Основаны в 1727-1750-х годах, во время проведения границы между Россией и Цинской империей, имеются в описаниях немецких академиков, ставших в XVIII веке отцами русской истории. (Ага упоминается только в 1811 году). Исключение - сёла, имеющие советскую историю, в число их входят Новая Заря, Красная Ималка, Усть-Ималка...

Повзрослев, я вычитал где-то, что слово Ималка, кстати, как и слово Ага, хамниганское или старомонгольское. Оба слова означают низкую пойменную местность. А сегодня вычитал, что слово Ималка (Ималха) – разновидность конской узды, а слово Ага – может означать и жабу, и большого начальника.
Велики просторы и познания Гугл-бурхана!

Но, думаю, что мои первоначальные познания об этимологии этих слов верные: и Ималка, и Ага - слова старомонгольские, означают низкую пойменную местность по берегам малых рек...
Баин-Цаган – богатый белый. Превратить слова в жабу или во что-нибудь ещё невозможно, они бытуют и будут жить всегда. Наверное, там находился сельский Совет. С детства слышал, что до революции в селе жили зажиточные русские казаки, а не зажиточными они просто не могли быть – столько богатейших пастбищ и озёр!

Обоих сёл сегодня нет. Зажиточных власть потихоньку истребила, но, думаю, что в Баин-Цагане должно остаться что-то от корней, хотя бы несколько жителей. Кстати, казак из Баин-Цагана, кажется по фамилии Власьевский (можно уточнить в истории Зуткулея), учительствовал до революции за Ононом, учил бурят русской грамоте.

Усть-Ималка исчезла в апрельских пожарах 2019 года. Поодаль от бывшего села есть несколько новых домов, в современном здании - администрация, библиотека, культурный центр... Всё не могу собраться и передать туда свои книги.
Кстати, библиотекарь там с дворянской фамилией - Сперанская. Конечно, это совпадение, но напомню, всем бурятам, что в первой четверти XIX века генерал-губернатором Восточной Сибири был умнейший Михаил Михайлович Сперанский. По законам, утверждённым им, Сибирь и буряты жили до 1903 года. Он привёл существовавшие нормативные традиции бурят на язык законодательных актов, которые стали Степными уложениями и приобрели силу закона.
Иногда полезно давать краткие сведения для земляков. Одно слово может вызывать целую историю.

В словах, написанных мной выше, много историй, судьбы людей и всей Восточной окраины России, где каждый человек для меня, независимо от национальности, политических и прочих предпочтений и предубеждений, - земляк и родная душа.

На снимке: моё родное село Усть-Ималка после пожаров. Фото Екатерины Жуковой. О селе можно прочитать в статье на  сайте Радио Свободы "Сибирь. Реалии"


Рецензии
Гугл-Бурхан,
Тебе пою,
Песню,
Зычную свою.
Велики,
Твои просторы
От России,
До Монголов.

Сергей Цура   15.07.2021 20:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.