О советской опере. Как смотреть оперу и драму

О советской опере. Как смотреть оперу и классические драмы

Это вольные заметки, вызревшие из диалогов, чуть подправленные стилистически, грамматически, не претендующие на музыковедение или театроведение. Но, может быть, кому-то помогут и развлекут.
05/12/20
----------------

Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

 Е.Баратынский. Цитирует учитель истории в фильме "Доживем до понедельника".
См. мою статью:
http://stihi.ru/2020/12/05/2266
Доживем до понедельника. Диалог в актовом зале

Нет, отчего же. Это хорошо. Только слово "всевидящей" выбивается из рифмы, но мысль верная: о конфликте наших юношеских обетов и клятв с Роком. Знаете, Античность верила в Рок и на этом основаны все эти Антигоны, вся античная литература. Фатализм.
 
"Не искушай меня без нужды"("Разуверение") - ну это же золотая классика русского романса! В исп.Эдуарда Хиля не слышала.
Это романс Глинки. А вот что слова Баратынского подзабыла, признаться.

Часто слышала в дуэте "Не искушай меня без нужды".
Есть определение:"глинкинский певец(певица)".

Романсы Мих.Глинки нужно уметь петь без фальши, тонко попадая в интонацию.

Вспомнился Дмитрий Хворостовский. Как он исполнял русские романсы. И "Разуверение" Глинки тоже.

А что еще из классич.репертуара спел Э. Хиль? Это всегда интересно мне:классическая грань известных эстрадных певцов, получивших академическую выучку. Скажем, Сергей Захаров признавался, что еще должен спеть весь баритональный репертуар, начиная с Онегина.

Композиторы еще пишут вокальные циклы.

Честно говоря, лит.часть оставляет желать много лучшего. Многие шедевры оперной литературы мне неприятны из-за пустых либретто и текстов. Не хочу на это тратить силы на прослушивание, анализ.  Мое впечатление от советских опер впервые мной слегка поднятых на ю туб, до того негде было послушать. Как мне не нравились сюжеты опер Шостаковича, Прокофьева, и др. А Шапорин вряд ли справился с сюжетом оперы "Декабристы", которую писал долго и трудно, без конца переделывая по требованию партии.

На месте Вишневской меня не вдохновила бы роль из повести Лескова, Леди Макбет Мценского уезда, хотя Вишневская сделала превосходно, это её... Фильм-опера "Катерина Измайлова" по опере Шостаковича, это, конечно, уже классика. хотя и страшно разруганная(и справедливо, на мой взгляд) в знаменитой статье "Сумбур вместо музыки". Шостаковича слушать интересно, именно в плане его композиторской изобретательности, заостренности темпоритмов, он интригует, вот это слово подойдет:а что еще отчудит?

"Декабристы" Шапорин писал 30 лет, это рекорд.
А оперу "Пиковая дама" Чайковский написал в Италии за две недели, стремительно.

А сейчас о Чайковском пытаются занизить планку:де-за границей его не считают великим композитором. Так что призрачное это все: репутация, слава, всё конъюнктура.

Полные записи советских опер мне не удалось найти ни одной на ю туб. Только увертюры. Отдельные арии. А ведь ставили по разнарядке все театры страны.

"Декабристы" Шапорина и "Войну и мир" Прокофьева я впрочем послушала бы.

Сюжет "Дуэньи" Прокофьева между прочим близко к мольеровскому "Тартюфу". А впрочем...даже больше: к маскам Комедии дель арте, в котором всегда есть влюбленные, которых хотят разлучить, и Дуэнья, немолодая одинокая служанка, которая им помогает. Так что Жан-Батист Мольер создает еще одну версию комедии масок, в этом контексте смотрите анализ своей работы. Служанку в фильме Тартюф постановка МХАТ реж.А.Эфрос замечательно искрометно сыграла нар. арт. СССР Нина Гуляева, см.
 

"Обручение в монастыре"(Дуэнья) Прокофьева.
вот так это название выглядит.

А вообще оперы нельзя слушать за раз всё, длинно, особенно на ин.языках. Их надо слушать как было в передачах на радио "Опера для публики" Леонида Азарха. Сам он был... спортивный комментатор и опера была его страстью, но не музыковед никоим образом и даже не владел нотной грамотой. Но Святослав Бэлза ему и в подметки не годился по увлекательской(именно так:увлекательской!) способности. Леонид Азарх разбивал оперу, и комментируя каждый фрагмент оригинально литературо-искусствоведчески, с личными ассоциациями, подготовлял слушателя и давал вот так понемногу, зато верно, и всё легко ложилось на восприятие. Он так создал цикл русских опер. Очень хорошо так разобрал "Евгения Онегина", признавшись заодно, что слушал оперу в Большом десятки раз. Для анализа он предложил запись с Вишневской и Отсом.

Я вот присмотрела себе:"Евгений Онегин с комментариями Юрия Лотмана".
Когда есть проводник - легче и интересней.
 

Атмосферно, всё зараз слушает оперы и смотрит драмы подготовленный слушатель и зритель, а наша задача:просветительство, и мы должны давать новую информацию квантованно, квантами. А целостность сама придет, вместе с пониманием и увлечением. Сразу же бросить в атмосферу - будет отключение, белый шум.

Как ни велика сила комедии и сатиры Ревизора, но оказывается не на пустом месте появилась великая русская литература. Вот вам влияние французов. Да и итальянцев. Глинку считают первым русским национальным композитором, а сколько он отдал дани любви Италии, Испании и влияния итальянской, испанской музыки - это знают ли?

Есть хорошие старые фильмы о композиторах - х/ф"Глинка", "Мусоргский",  "Чайковский". и т.д.

05/03/2019, 05/12/2020

Интересная скульптурная композиция. Памятник любви и верности. г.Чита. На мой запрос о опере "Декабристы" Шапорина для иллюстрации, в частности, этот снимок. Почему бы нет? "Кавалергарды, век недолог..."("Звезда пленительного счастья").
Это в Чите, Забайкалье, неслучайно, туда ведь ссылали декабристов, а жены их согласно  красивой легенде, шли за любимым в сибирскую ссылку.

http://proza.ru/2020/12/20/1608
Оперы на сюжеты русских сказок о Гиперборее.

http://proza.ru/2020/12/17/1352
Мультипликация оперы Снегурочка
По опере Н.Римского-Корсакова по весенней сказе А.Островского. Мультипликатора тоже необходимо назвать:легендарный М.Иванов-Вано.

http://proza.ru/2021/04/16/1962
они и оне
О Г.Вишневской, её работе над ролью.

http://proza.ru/2021/04/30/1722
Дискография Галины Вишневской

http://proza.ru/2021/04/29/1258
Чем мне нравится Галина Вишневская?

http://www.proza.ru/2015/01/18/709
Кармен Елены Образцовой.

http://www.proza.ru/2015/01/21/1671
 О да, любовь вольна, как птица. Елена Образцова

http://proza.ru/2014/10/03/597
Предисловие к книге о Русском Барокко
 

http://proza.ru/2020/12/14/1941
Кто пела за Л. Целиковскую в двух фильмах?
("Антон Иванович сердится" и "Воздушный извозчик").

(Солистка Большого в его славную эпоху).
http://proza.ru/2021/06/01/1890
О Наталии Шпиллер и о романсах Рахманинове

http://proza.ru/2021/05/23/1557
Музыкальный дневник. От Глинки до Евровидения( с чудесным венецианским    пейзажем Айвазовского, взгляните, какая благодать, какой мастер кисти!)

http://proza.ru/2021/05/27/1297
Ауликки Раутаваара. Из музыкального наследия

http://proza.ru/2021/04/29/1444
Забирать лучшее и побольше из интернет-изобилия!

http://proza.ru/2021/06/08/1114
Мой комментарий к сравнению оперного вокала

http://proza.ru/2020/12/02/340
Критически о проекте канала Культура Большая опера

http://proza.ru/2020/12/05/631
О советской опере. Как смотреть оперу и драму

http://proza.ru/2022/10/25/22
Песня о встречном Шостаковича. Мы Хранители.
Эта песня("Нас утро встречает прохладой..." - не оперная ария, но знаменитая песня 30-х написана Шостаковичем, оперным композиторм в том числе, и в ней отразился музыкальный язык эпохи и композитора, недаром песня получила международное признание, став в одно время даже неофициальным гимном ООН. Мы Хранители советской цивилизации).

Неполный список ссылок Книга Зеры Черкесовой "Оперомания" см папку 26 Произведения.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/330513.html


Рецензии