Изр. гл. 7 Судьбы мира

               

                Трудно передать  свои ощущения, приближаясь к стенам Старого города в Страстную Субботу. Но я точно знаю, что глаза мои  прямо смотрели, а ресницы прямо направлены были.
            Ведь, считается, что, ни много - ни мало,   судьба мира зависти от сегодняшнего события.  Православный мир лихорадит  пророчествами о наступающем конце света.     Конец Света, о котором любят твердить набожные  бабульки, обыкновенно наполняющие храмы на воскресные и праздничные  литургии, ревностно, зачастую в грубой форме попрекающие    входящих,      стенающие по любому поводу и без него – именно им, такому типу прихожан, свойственна  обреченность  в завтрашнем дне. 
               Это категория верующих с  заскорузлым, затхлым средневековым мышлением. Они более похожи на сектантов, чем на последователей светлого Христова  воскресения.
              Православным вообще свойственно эсхатологическое мышление. Учение о кончине мира почему-то им важнее, чем сама жизнь.     При этом  взгромоздив на себя   суперответственность за судьбы всего мира,  они  вечно где-то в страшном грядущем,  и никогда - в объективном настоящем,  уподобляясь невольным жертвам  известного мистика и авантюриста,  преследованным святейшей инквизиции Италии за вовсе не богоугодную деятельность.   Чем  давт мне повод  (не без назидательного сарказма)  провести литературную параллель из советского художественного телефильма Марка Захарова    «Формула любви», 1984,  экранизация повести Алексея Толстого «Граф Калиостро»,  про известного  предсказателя-мошенника, промышляющего на желаниях людей заглянуть в будущее:

                По приглашению знатных дам, жаждущих пророчеств, магистр «пророчествовал»  в одном из светских салонов  Петербурга:

        ***
     " -Я, Джузеппе  Калиостро, Верховный иерарх Сущего, взываю к Силам бесплотным, к великим таинствам огня, воды,  земли. Я отдаюсь их власти и  заклинаю  перенести мою бестелесную субстанцию и времени нынешнего в грядущее, дабы узрел я лики потомков, живущих много лет тому вперед, - вещал магистр перед  дворянским обществом Санкт-Петербурга. - Рад вас видеть.
          В хрустальном магическом шаре, профессиональным атрибутом магов всех мастей,  ответило появившееся мистическое существо:
     - Взаимно.
     - Вас, сударь, хочу вопрошать о судьбах людей, собравшихся здесь, в Санкт-Петербурге сего числа лета 1780.Готовы ли вы ответствовать?
    - Вопрошайте.
   - Готовы ли вы сказать нам всю правду? 
     - Ну... Всю - не всю... – мистическое существо в шаре лукаво покривилось. - А что вас интересует?
     Тут аристократическая  публика встрепенулась.  Сидящая в первом ряду древняя старушенция, в кружевах и бриллиантах, сообразила первой:
     - Обо мне спроси, граф. Сколько мне на роду написано?
    Мошенник как всегда моментально реагировал на реакцию схваченной на удочку денежной рыбки:
       - В твою судьбу хочу вчитаться, но не разборчива строка... Лишь вижу цифру 19, пока.
      - А как понять сие? – ответ  тут же  придумался графом Калиостро:
     - Век грядущий, век девятнадцатый успокоит вас, сударыня.
   Бабуля тоже не сплоховала:
     - А я-то, дура, помирать собралась, - и с  полным веры и серьезности лицом       обратилась к  авантюристу:
     - Спроси, батюшка, может замуж ещё сходить напоследок?"
       ***

          Не уходя  в мистификацию, ни в глубокую, ни в поверхностную, и даже не открывая никаких пророчеств, трудно не согласиться с тем,   что, действительно,  мир меняется.   И время ускоряет ход.  Вот уже на Старом Афоне масло в лампадах  перед чудотворными иконами выгорает быстрее, чем раньше. Это знак... Значит близка кончина мира, о которой написано в пророчествах.
             Поколение  за поколением твердится о Конце Света. Но никто не знает, что это такое.
            Но все ждут.    А так ли страшна вся эта религиозная паника? Что значит "конец света"? Как его правильно рассматривать и трактовать?
              Радикальные сторонники, религиозные фанатики  все слова в Писаниях и Пророчествах  воспринимают буквально. Вследствие чего  нагнетается тоска,  уныние, безысходность,  сеется паника.  Здравый смысл часто покидает прихожан,    Грубо смещенные акценты в сторону обнаружения поиска соломинки в чужом глазу, нежели  делание своего дела, которого всегда хватает на каждый день. 
             Следует правильно понимать мои едкие укусы. Перегибы русским людям свойственны давно и во всём. Это национальная черта, данность. И православие  в том не исключение. Надо признать, что эта духовная скрепа  ослабевает, размягчается,  прогибается под наступающим ведизмом, исламом, секулярностью,    а так же повальным интересом к   магии, гадалкам и колдунам.

           Святой праведный отец  Иоанн Кронштадтский говорил, что перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня.
           Соответственно, смотреть не под ноги, где дрязги и всякая скверна,  а только вверх. В прямом и переносном смысле.

              Так,  оторвавшись от земного бытия, приподнявшись над видимыми и осознаваемыми его законами,  выйдя   в космические масштабы пространства и времени, можно обнаружить  цикличность вселенских процессов разной протяженности.
            Циклы в природе, короткие мы можем наблюдать: смена для и ночи, смена времен года, циклы луны. Более длительные циклы - планетарного масштаба, галактического масштаба, мы не в состоянии наблюдать ввиду несоответствия длительности человеческой жизни параметрам вселенной.  Именно поэтому те изменения, которые не подвластны человеческому пониманию, воспринимаются апокалиптически,  кажутся  вечностью, без начала и без конца.
               Вот и  в известной мудрости древнегреческого философа  Гераклита  "все течет, все меняется", мне кажется, и заключен искомый смысл и начертанность конечности всех процессов, кажущихся вечными или, наоборот, конечными.

               И в сегодняшний день  ожидается   показательное  событие  некоего  этапа в вечном цикле изменений.
             Здесь, фактически, у меня на глазах, должна совершиться ни много, ни мало, история. Здесь  точка отсчета. Пуп земли. Мера всему. Здесь может произойти одно из ключевых, ожидаемых событий истории,  когда "настанут последние дни и огонь перестанет сходить".
            Так какое же все-таки пророчество сегодня? Есть ли хоть капля здравого смысла кроме мистицизма?
          После прихода антихриста ожидается, согласно писаниям, Второе пришествие Христа. Но в массовом сознании  усиленно муссируется только страшные  пророчества - все ждут антихриста. Нагнетание истерии  настолько велико,  что забывается о второй части, или автоматически принижается  её миротворческое значение.

            Какое провальное, ущербное мышление! Какая  человеческая дремучесть!  Какая ядовитая программа  готовится для молодого поколения! Для будущих человеков планеты!
         Никогда не включая дальние фары своего сознания,  спотыкаться о ближайшую кочку и остаемся в  ней, уже не видя, куда шли. Потеряв вектор и истощив импульс.
         Почему вместо  впадения в уныние, не  порадоваться второму пришествию Христа? И «новому небу». А вместе с ним – и новым людям, ступающим по новой земле  под этим небом.

                Что же видится мне, какое оно,  «новое небо»?


Рецензии