Блок. Ты оденешь меня в серебро - прочтение
Ты оденешь меня в серебро,
И когда я умру,
Выйдет месяц – небесный Пьеро,
Встанет красный паяц на юру.
Мертвый месяц беспомощно нем,
Никому ничего не открыл.
Только спросит подругу – зачем
Я когда-то ее полюбил?
В этот яростный сон наяву
Опрокинусь я мертвым лицом.
И паяц испугает сову,
Загремев под горой бубенцом...
Знаю – сморщенный лик его стар
И бесстыден в земной наготе.
Но зловещий восходит угар –
К небесам, к высоте, к чистоте.
14 мая 1904
– «Ты оденешь меня…» – “ты” – это “подруга”, которая “одела его в серебро”, которую он когда-то “полюбил”.
– «…оденешь меня в серебро» – "серебро" – обычный атрибут лунного света у Блока.
– «…месяц – небесный Пьеро» – в период «Стихов о Прекрасной Даме» луна воспринималась Блоком как око, которым, через которое Лучезарная смотрит на него, следит за ним, напоминает ему о себе:
«…Взгляни наверх в последний раз,
Не хочет бог, чтоб ты угас,
Не встретив здесь Любви былой.
Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
10 июня 1901»
«Он входил простой и скудный,
Не дыша, молчал и гас.
Неотступный, изумрудный
На него смеялся глаз.
Или тайно изумленный
На него смотрел в тиши…
…Странен был, простой и скудный
Молчаливый нелюдим.
И внимательный, и чудный
Тайный глаз следил за ним.
Сентябрь 1902»
– «…красный паяц» – красный цвет у Блока противостоит лазури Лучезарной.
– «Встанет красный паяц на юру» –
«Юр» –
1. открытое, обычно возвышенное место, отовсюду видное, не защищённое от ветров. «Домишко был действительно жалкий. Он стоял на юру, окутанный промёрзлой соломой и не защищённый даже рощицей». М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»
2. бойкое, открытое место, где всегда собирается, толпится много народу. «Такое наше дело, говорит он, человек ты завсегда на народе, на самом на юру, — ну и должен со всяким вступать в разговор. Г. И. Успенский, «Старьёвщик».
Из словарей (https://ru.wiktionary.org/wiki/)
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«– «…сон наяву» – Ср. в стих. В. С. Соловьева "Вижу очи твои изумрудные ... " (1892): "В эти сны наяву, беспробудные ... ". Блок часто использовал этот образ (например, в письме Андрею Белому от 20 ноября 1905 г.)
[
«Вижу очи твои изумрудные,
Светлый облик встает предо мной.
В эти сны наяву, непробудные,
Унесло меня новой волной.
В. С. Соловьев»
Письма от 20 ноября 1905 я не нашёл – в «АНДРЕЙ БЕЛЫЙ и АЛЕКСАНДР БЛОК ПЕРЕПИСКА 1903-1919» такового нет. А «Полное собрание…» обрывается на 9-ом томе. Не до Блока нам опять…]
Но для Блока “сны наяву”, то есть состояния неотличимости сна от яви – это не метафоричность, а регулярная реальность, которая давным-давно предрекла ему его судьбу, возможно, описание его – в стихотворении «Ты свята, но я Тебе не верю»,
«…И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902»
– «И паяц испугает сову / Загремев под горой…» – небесный Пьеро срывается с небес и пугает ночных птиц.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– …Встанет красный паяц на юру. – В трактовке Андрея Белого, принятой Блоком, красный цвет противополагается белому как знаку мистических прозрений.
– …на юру… здесь: на холме.
«Мотив "опрокинутости", связанный с темой смерти, самоубийства, появляется уже в 1902 г.: "Тогда мой путь опрокинется, // И я возвращусь к Тебе" (см. стих. "Когда святого забвения ... "; т. 1 наст. изд., а также коммент. к нему); "И, опрокинувшись, заглянет // Мой белый призрак им в лицо" ("Сбежал с горы и замер в чаще ... ", 1902; т. 1 наст. изд.) и др. Ср. также у Белого: "И спасенный друг чуть грустил, бледным лицом своим опрокидываясь в волны, и его спокойный профиль утопал среди белых цветов забвения" (Белый А. Северная симфония. М., 1904. С. 105.)»
Я термин “опрокинутость” читаю по-другому. Мне кажется, что это обозначение принудительного перехода героя в другую реальность. Переходы по собственной воли он совершал с помощью “двойников”:
«Для этого момента характерна необыкновенная острота, яркость и разнообразие переживаний…
…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз...»
Блок Александр Александрович. «О современном состоянии русского символизма».
«После большого (для того времени) промежутка накопления сил (1-23 апреля) на полях моей страны появился какой-то бледноликий призрак (двойники уже просятся на службу?), сын бездонной глубины… К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников».
Блок. Дневники 18-ого года о событиях 901 года.
Всю весну 902-ого года он пробродит по “каменным дорогам” с двойниками – одним из двойников!
А “опрокинутость” – это не когда – он, а когда – его.
Упомянутое в Примечаниях стихотворение «Когда святого забвения…» написано в «Мае 1902» – это период его хождений по «каменным дорогам» – радостных блужданий по тропе миров, и оно о конкретном, любимом им перекрестке – мире камышовых заводей:
«Когда святого забвения
Кругом недвижная тишь, —
Ты смотришь в тихом томлении,
Речной раздвинув камыш.
Я эти травы зеленые
Люблю и в сонные дни.
Не в них ли мои потаенные,
Мои золотые огни?
Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, —
Иду, — и песни не те…
Вот скоро вечер придвинется,
И ночь — навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.
Май 1902»
(Кстати, и у Андрея Белого в Северной симфонии – о том же самом мире:
«…Справа и слева были синие, озерные пространства, подернутые белым туманом.
И среди этих пространств подымались сонные волны, и на сонных волнах качались белоснежные цветы забвения.
…Тянулись и стояли облачка. Адам с Евой шли по колено в воде вдоль отмели. На них раздувались ветхозаветные вретища.
Адам вел за руку тысячелетнюю морщинистую Еву. Ее волосы, белые, как смерть, падали на сухие плечи.
Шли в знакомые, утраченные страны. Озирались с восторгом и смеялись блаженным старческим смехом. Вспоминали забытые места.
На отмелях ходили красные фламинго, и на горизонте еще можно было различить его далекий силуэт.
…По колено в воде шла новоприобщенная святая.
Она шла вдоль отмелей, по колено в воде, туда... в неизведанную озерную ширь.
Из озерной глубины, где-то сбоку, вытягивалось застывшее от грусти лицо друга и смотрело на нее удивленными очами.
Это была голова рыцаря, утонувшего в бездне безвременья... Но еще час встречи не наступил.
И спасенный друг чуть грустил, бледным лицом своим опрокидываясь в волны, и его спокойный профиль утопал среди белых цветов забвения.
…В этой стране были блаженные, камышовые заросли; их разрезывали каналы, изумрудно-зеркальные...»
Напомню, что право первородства на этот мир, где ждут, когда придет их время, меж Блоком и Белым неустановимо.)
И вот он тихо проводил время:
«Я эти травы зеленые
Люблю и в сонные дни.
Не в них ли мои потаенные,
Мои золотые огни?»
А его, едва ли не за шкирку:
«Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе».
Второе стихотворение, упомянутое в Примечаниях – «Сбежал с горы и замер в чаще», будет написано всего через пару месяцев – 21 июля 1902. Но оно уже из другой эпохи. Эпохи расплаты за предыдущее уютное времяпрепровождения на тропе миров, – теперь это время бесконечных летних кошмаров:
«Сбежал с горы и замер в чаще.
Кругом мелькают фонари…
Как бьется сердце — злей и чаще!
Меня проищут до зари.
Огонь болотный им неведом.
Мои глаза — глаза совы.
Пускай бегут за мною следом
Среди запутанной травы.
Мое болото их затянет,
Сомкнется мутное кольцо,
И, опрокинувшись, заглянет
Мой белый призрак им в лицо.
21 июля 1902»
Но «опрокидывание» и здесь – ссылка на другой мир. Весной – это был мир служения, противостоящий всем соблазнам вольных гуляний, теперь, летом – мир нечисти, откуда на живых взглянет «мой белый призрак».
Возвращаясь к исходному…
В одном из самых оскандалившихся стихотворений раннего Брюсова прозвучали строки:
«Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…»
В исходном стихотворении схожая картина. Лирический герой в своём сне наяву видит противостояние «тебя», одевшей его, умершего, в серебро, с только что по результату народившимся “небесным Пьеро”. Бросающим “тебе” обвинения: «Зачем?..»
“Опрокинувшись” в этот сон поэт… тот поэт, который уже умер, то есть тот который живому поэту – снится… Ох, уж мне эти сны наяву! как тут разобраться, кто кому снится?! – поэт видит, как “Пьеро” на небе не удерживается, и под горою распадается, испаряется, истлевает, и только
…зловещий восходит угар –
К небесам, к высоте, к чистоте.
угар восходит к небесам, к сияющей луне, к небесным чертогам, к Тебе.
Свидетельство о публикации №220120700752