Ч. 98 Отказался от славы росчерком пера

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/12/04/1155

Расставшись с райским уголком Земли, Коцебу повёл «Рюрик» на север. Скоро океан сменил свой тёмно-лазурный цвет на серо-зелёный.
 
18-го апреля 1817 года увидели Алеутские острова. Отдохнув на Гавайях, весь экипаж настроился на победу – найти Северо-Восточный проход в Атлантический океан. Холод становился всё более чувствительным.
 
На пути к Уналашке бриг попал в жестокий шторм. В ночь с 12 на 13  шторм превратился в ураган. Это случилось, когда бриг находился в точке 44 ° 30 'северной широты и 181 ° 8' западной долготы.

Коцебу ещё никогда не приходилось видеть таких огромных волн. После полуночи, когда он сменил лейтенанта Шишмарёва, на верхней палубе, кроме него, находились четыре человека. Два матроса удерживали рулевое колесо, и два человека были рядом с Коцебу - унтер-офицер и марсовый.

Всем остальным командир брига приказал из соображений безопасности находиться  во внутренних помещениях корабля. Паруса были закреплены по-штормовому. Ветер был такой силы, что моряки удерживались на ногах, держась за поручни рубки.

Вокруг была кромешная тьма, в лицо хлестали брызги верхушек волн, которые срывал ветер. Рулевые с трудом удерживали штурвал. В четыре часа утра в конце вахты, которую нёс капитан, немного просветлело, и Отто Евстафьевич увидел огромную волну, с рёвом катившуюся на корабль.

Он ещё успел удивиться её высоте, когда масса воды обрушилась на палубу. Коцебу о что-то ударило, и он потерял сознание. К счастью, его прижало водой к надстройке и не унесло в океан.

У марсового матроса была сломана нога, и он лежал на палубе. Унтер-офицера смыло за борт, но он, как и Коцебу во время первого плавания, успел ухватиться за канат, свисавший с борта, и с невероятными усилиями, какие появляются у человека в критические минуты, сумел подняться по канату на палубу.
 
Оба рулевых, несмотря на полученные травмы, продолжали удерживать курс корабля, вцепившись в сохранившиеся части рулевого колеса, изломанного водой. Коцебу очнулся от ощущения острой боли в груди.

Вот как он сам описал, что происходило дальше: «Сильную боль, которую я почувствовал когда очнулся, заглушил печальный вид моего корабля, который вот-вот затонет, что казалось неизбежным, если ураган продлится ещё час;

ибо ни один его уголок не избежал ярости этой ужасной волны. Сначала мой взгляд привлёк сломанный бушприт, и можно представить себе силу воды, которая одним толчком сломала балку диаметром два фута;

эта потеря была тем более серьезной, что две другие мачты не могли долго противостоять сильному бросанию корабля, и тогда никакое спасение было невозможно».

В тот жуткий день и много лет спустя, когда Отто  Евстафьевич  его вспоминал, он восхищался мужеством моряков. Но никакое мужество не могло спасти бриг и его экипаж, если бы ураган продлился.

Дальше корабль повёл Шишмарёв, у Коцебу, видимо, были сломаны рёбра. Только через несколько дней он смог вновь приступить к своим обязанностям. Вечером 18-го апреля увидели цепь Алеутских островов.

Коцебу направил свой избитый ураганом корабль в проход между островами Умнак и Уналашка. Началась метель, видимость резко уменьшилась, и «Рюрик» понесло на скалы. Однако ветер внезапно изменил направление, и это спасло мореплавателей.

Бриг подошёл к Уналашке с восточной стороны. Ветер сначала стих, пришлось выстрелом из пушки вызвать помощь с острова. Большая четырнадцативесельная байдарка буксировала «Рюрик» во внутреннюю гавань, где стали на четыре якоря.

Ветер, сопровождаемый метелью, снова задул с большой силой, но корабль уже был в безопасности. По сравнению с минувшей зимой эта была очень снежной. Склоны холмов покрывал толстый снежный покров.

На берегу бухты располагался алеутский посёлок Ильюлюк. Коцебу, ещё не поправившись после травмы, полученной во время урагана, занялся организацией работ по исправлению корабля.

Обе уцелевшие мачты оказались повреждёнными, помимо этого была масса других повреждений.  Коцебу составил большой список, что ещё предстояло ремонтировать. То, что он заказывал до отправления на Гавайские острова, частично было готово, а частично доделывалось.
 
27-го мая из Кадьяка на байдарке пришли два переводчика, которые говорили на языках северных народов Аляски. Они оказались очень опытными, умными и полезными людьми. Капитан жил на берегу в избушке агента компании Крюкова, все остальные жили на корабле.

Питались в основном лососем, который всем страшно надоел, и изредка крабами. Из овощей в достаточном количестве была только репа. Когда стала появляться растительность, ели очень красивую, но невкусную малину и  другие ягоды, а также стебли борщевика Гераклея.

29-го июня 1817 года после завершения работ по подготовке корабля к плаванию и пополнив запасы вяленой рыбой, вышли в море. На островах св. Георгия и св.Павла наблюдали охоту, а точнее, избиение беззащитных морских львов отрядами алеутов, которыми командовали русские.

Для экипажа корабля алеутов заставили набрать несколько бочек яиц морских птиц. Яйца птиц хорошо сохранялись, залитые маслом.

11-го июля, следуя на север, корабль встретил сплошные льды. От холодного воздуха Коцебу стало намного хуже. Он кашлял кровью, у него начались спазмы дыхания и обмороки. Капитан собрал экипаж, учёных и произнёс краткую речь:

«Только сейчас я понял, что мое состояние опаснее, чем я ожидал, и доктор серьезно сказал мне, что я не могу оставаться рядом со льдом. Это стоило мне долгой и мучительной борьбы, не раз я был полон решимости вопреки смерти осуществить свое предприятие.

Но когда я снова подумал, что тяжелое путешествие обратно на родину неизбежно и, возможно, от меня зависит сохранение «Рюрика» и жизни моих товарищей, я почувствовал, что должен подавить своё честолюбие.

Единственное, что поддерживало меня в этой борьбе, было обнадеживающее убеждение, что я честно выполнил свой долг. Я письменно сообщил командованию, что болезнь вынудила меня вернуться в Уналашку.

Момент, когда я подписал бумагу, был одним из самых болезненных в моей жизни, ибо этим росчерком пера я отказался от давнего, горячего желания своего сердца».

Продолжение http://proza.ru/2020/12/10/1646


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
/
Как ярко и выразительно описаны события штормовой ночи. Отдаю дань мужеству экипажа "Рюрика" и особенно, конечно, Коцебу...
Знаете, Владимир, похоже, что у него был очень добрый ангел, который его берёг...
Может ангел и уговорил Отто Евстафьевича вернуться в Уналашку?)
/
Вдохновений, хорошего настроения и бодрости Вам, дорогой Владимир!
Спасибо за рассказ!

Наталья Николаевна Максимова   06.12.2023 00:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья. Ваш отклик поднимает мне настроение и придаёт бодрости.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   06.12.2023 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.