Путь на Хлебодаровку. Отправление

     Автобус на Хлебодаровку, обычно забитый под завязку увольняемыми, командированными и самовольщиками, отправлялся с плаца в пять часов вечера. Дежурный офицер не мог отказать себе в удовольствии устроить строевой смотр перед отправкой курсантов на аэродром. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать стишок про дежурных офицеров:

 “Назначается на сутки не какой-нибудь там   #ер, а - дежурный офицер.
 Он на лавочке сидит и в окошечко глядит.
 Как идёт какой начальник, тот кричит во весь хлебальник,
 Что в отсутсвие его - не случилось ничего!”

 Во время, свободное от сидения на лавочке и глядение в окошечко, дежурный офицер АВЛУ ГА развлекался проверкой  состояния формы одежды отбывающих на полевой аэродром курсантов.

  Каким образом  форма одежды влияла на лётную подготовку - для меня до сих пор загадка.  С моей, непросвещённой точки зрения, более серьёзное воздействие на учебные процессы оказывала тухлятина в столовой, дикий холод в комнатах и баня - “ледовое побоище”.  Душ в общагах, согласно проекту, наличествовал , но, впоследствие, скорее всего, из-за пагубного воздействия на лётную подготовку, был демонтирован.
 Влиять на вышеописанное, капитан, естественно, не мог, он шёл по пути наименьшего сопротивления, и объектом его командирского рвения был безответный курсант, а главной  задачей - приведение нас к единому знаменателю. Самым же лакомым обьектом и  лёгкой добычей были обладатели “кашек”. “Кашки” - это  самодельные погоны, мечта и гордость каждого курсанта. Для их изготовления требовались: настоящие,“аэрофлотовские” погоны, буквы “ВВ” - символ внутренних войск, купленные в “Военторге”, надфиль, несколько полиэтиленовых пакетов, бутылка, бумага и утюг. Несложная работа надфилем превращала “В” в “К”. Поперечные полоски (категории) аккуратно отпарывались, оставшиеся нитки тщательно убирались.  Несколько слоёв полиэтилена, чередуемого бумагой, работа утюгом, горячий погон приматывался  к бутылке, остывал и приобретал желаемую выгнутую форму; буквы “К” - на место, погон пришивался нитками “впотай”. К строевому смотру готов!

   Скорее всего, так всё и задумано было разработчиками формы одежды. Просто потом руки не дошли, выпустили единую серию чёрных, резиновых погон, для  "х/б", да и забыли. Золотые, самодельные погоны выглядели, на самом деле, органично, хорошо ложились на кителя. Они даже, в своё время, так понравились  одному майору, что он всех заставлял носить именно такие. Причём, его не интересовало где их взять, или  как и из чего сделать. Выполнить - доложить. Это уж он потом, попозже, развернулся “на сто восемьдесят” и начал лупить из всех пушек в противоположном направлении, преследуя носителей “К” и неуставных фуражек.  “А вон, гляди, опять идёт в неуставной фуражке, ну что ж, ты, Лёха, проглядел, обидно за тебя” ( В. Захаров ).

   С фуражками ситуация была, примерно, такая же. Существующие, казённые, каркасные, представляли собой неудобное и бестолковое сооружение, отягощённое  несколькими  слоями  ваты.  Мы их переделывали сами, вата выкидывалась, вместо тяжёлых железяк вставлялась алюминиевая ложка из столовой и “фургон” сразу приобретал лёгкость и воздушность, так необходимую на степной жаре.
  Но самыми лучшими фуражками в то  время, во всём “Аэрофлоте”, считались пошитые на заказ. Казённые, конечно же, тоже присутствовали, но мало кто из лётного состава до их ношения опускался; они были на головах  либо сторожей, либо предпенсионного возраста авиатехников.

   Во всём СССР существовало несколько кустарных мастерских, изготовлявших предмет вожделений каждого авиатора. Они находились в разных точках Союза;   фасон же, размер и ассортимент зависели от  местных социальных и национальных особенностей; глядя на фуражку, всегда можно было легко определить территориальную принадлежность обладателя.

  Существовали  строгие московские, элегантные ленинградские, громадные, как у Мимино, бакинские, термостойкие ташкентские и аккуратные новосибирские. Стоили они рублей десять, сумма, по тем временам, немаленькая, но народ это не отпугивало.

  Но вот в училище данные элементы формы подвергались жесточайшему преследованию, и капитан, построивший нас перед автобусом, был полон служебного рвения. “Неуставников” оказалось пятеро; замечания по форме одежды - устранить!
Устранить военным, то есть самым простым и немудрящим способом - отрыванием и торжественным вручением офицеру для дальнейшего уничтожения.

….Делать нечего, бояре, потужив о государе…в данном случае - четверо “залётчиков” с болью в сердце и слезами на глазах срывают крамолу с форменных кителей; к ногам капитана ложатся четыре пары неправильных погон. А куда деваться, автобус ждёт, ехать-то надо, а то на ужин опоздаем, а завтра с утра летать, и товарищи ворчат; капитан ясно сказал - пока все не сдадут “кашки” - автобус с места не сдвинется….

….а дальше начинается мистика, огни цирка гаснут, под куполом - барабанная дробь!  Развёртывается представление  уровня Гудини и Копперфильда; ведь внимательный читатель помнит, конечно же, что неуставников было пять…

….это помнил и дежурный офицер, более того, у него все нарушители были переписаны. Он медленно проходит вдоль строя…оставшиеся одеты строго по форме…но их было пять….может, голову напекло…жарко что-то, в самом деле….где же пятый…гробовая тишина…водила выключил мотор автобуса…пот течёт из-под форменной фуражки….военный мозг работает на пределе своих возможностей…кто же пятый? ..в тишине слышны кузнечики…к строю никто не подходил…никто не уходил…может, я, и впрямь, перегрелся…где же список…вот он!  - Курсант! - Я! -Выйти из строя!  -Есть! На могучих плечах  красовались абсолютно правильные, “чёрные” погоны…бочком-бочком к нему…последняя надежда - может быть, хитрован налепил как-то сверху ещё одни, для маскировки….мотор ЛИАЗа потрескивал, остывая….вчера, вторая бутылка “Столичной” была, явно лишней…надежды рухнули….курсант одет был строго по уставу  - Содрать!!!!  Уничтожить!!!  - Товарищ капитан, да зачем же это, это же правильные погоны…Точно, что же это сегодня со мной…так и  на Курашасай  уехать  можно, там, говорят есть Наполеон…мне “маршала” присвоят .. - Рота, слева по одному, в автобус, бегом - марш! ……

  ...Набитый под завязку “Луноход”, разворачиваясь с тяжёлым креном, покидал пределы училища;  понурая зелёная фигура на плацу тоскливо смотрела ему вслед. До бедного дежурного капитана так, скорее всего, никогда и не дошло, что же, всё-таки случилось. Он понял, конечно, что его “накололи”, но как?  Автобус выехал за ворота, победитель держал на коленях потёртый  портфель с лежащим в нём новеньким кителем, украшенным золотыми буквами “К”.  Дел-то было, на построении, всего лишь  пониже нагнуться, делая вид что отрываешь  “неустав”, и быстренько вытащить из сумки старый, с”резиновыми” погонами пиджак, так вовремя оказавшийся под рукой. 

   ...Печальный взор дежурного офицера вослед удаляющемуся автобусу……


Рецензии
Здравствуйте. Достаточно часто я слышал в эфире: - Хлебодаровку доложите...
на МДП, а Актюбинское училище часто тренировалось у нас. Иногда, даже, двумя бортами сразу. С уважением.

Владимир Лыгин   13.12.2022 18:39     Заявить о нарушении
Точно! Поволжье особенно любили почему-то. Уфа, Киров, Ижевск, Куйбышев. Казань. На Восток далеко не летали, Юг, Баку, Николаев, Одесса. Скорее всего, весь вопрос был в керосине. В Сибири традиционно с ним плохо было, вот и приходилось по богатым местам подъедаться. Кстати, песня Захарова про « те города, где холода» - это про Уфу. Не то, что там холода, а как раз наоборот - из неё мы летали в Сибирь.

Александр Георгиевич Белов   14.12.2022 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.