Путь на Хлебодаровку. Отправление
“Назначается на сутки не какой-нибудь там #ер, а - дежурный офицер.
Он на лавочке сидит и в окошечко глядит.
Как идёт какой начальник, тот кричит во весь хлебальник,
Что в отсутсвие его - не случилось ничего!”
Во время, свободное от сидения на лавочке и глядение в окошечко, дежурный офицер АВЛУ ГА развлекался проверкой состояния формы одежды отбывающих на полевой аэродром курсантов.
Каким образом форма одежды влияла на лётную подготовку - для меня до сих пор загадка. С моей, непросвещённой точки зрения, более серьёзное воздействие на учебные процессы оказывала тухлятина в столовой, дикий холод в комнатах и баня - “ледовое побоище”. Душ в общагах, согласно проекту, наличествовал , но, впоследствие, скорее всего, из-за пагубного воздействия на лётную подготовку, был демонтирован.
Влиять на вышеописанное, капитан, естественно, не мог, он шёл по пути наименьшего сопротивления, и объектом его командирского рвения был безответный курсант, а главной задачей - приведение нас к единому знаменателю. Самым же лакомым обьектом и лёгкой добычей были обладатели “кашек”. “Кашки” - это самодельные погоны, мечта и гордость каждого курсанта. Для их изготовления требовались: настоящие,“аэрофлотовские” погоны, буквы “ВВ” - символ внутренних войск, купленные в “Военторге”, надфиль, несколько полиэтиленовых пакетов, бутылка, бумага и утюг. Несложная работа надфилем превращала “В” в “К”. Поперечные полоски (категории) аккуратно отпарывались, оставшиеся нитки тщательно убирались. Несколько слоёв полиэтилена, чередуемого бумагой, работа утюгом, горячий погон приматывался к бутылке, остывал и приобретал желаемую выгнутую форму; буквы “К” - на место, погон пришивался нитками “впотай”. К строевому смотру готов!
Скорее всего, так всё и задумано было разработчиками формы одежды. Просто потом руки не дошли, выпустили единую серию чёрных, резиновых погон, для "х/б", да и забыли. Золотые, самодельные погоны выглядели, на самом деле, органично, хорошо ложились на кителя. Они даже, в своё время, так понравились одному майору, что он всех заставлял носить именно такие. Причём, его не интересовало где их взять, или как и из чего сделать. Выполнить - доложить. Это уж он потом, попозже, развернулся “на сто восемьдесят” и начал лупить из всех пушек в противоположном направлении, преследуя носителей “К” и неуставных фуражек. “А вон, гляди, опять идёт в неуставной фуражке, ну что ж, ты, Лёха, проглядел, обидно за тебя” ( В. Захаров ).
С фуражками ситуация была, примерно, такая же. Существующие, казённые, каркасные, представляли собой неудобное и бестолковое сооружение, отягощённое несколькими слоями ваты. Мы их переделывали сами, вата выкидывалась, вместо тяжёлых железяк вставлялась алюминиевая ложка из столовой и “фургон” сразу приобретал лёгкость и воздушность, так необходимую на степной жаре.
Но самыми лучшими фуражками в то время, во всём “Аэрофлоте”, считались пошитые на заказ. Казённые, конечно же, тоже присутствовали, но мало кто из лётного состава до их ношения опускался; они были на головах либо сторожей, либо предпенсионного возраста авиатехников.
Во всём СССР существовало несколько кустарных мастерских, изготовлявших предмет вожделений каждого авиатора. Они находились в разных точках Союза; фасон же, размер и ассортимент зависели от местных социальных и национальных особенностей; глядя на фуражку, всегда можно было легко определить территориальную принадлежность обладателя.
Существовали строгие московские, элегантные ленинградские, громадные, как у Мимино, бакинские, термостойкие ташкентские и аккуратные новосибирские. Стоили они рублей десять, сумма, по тем временам, немаленькая, но народ это не отпугивало.
Но вот в училище данные элементы формы подвергались жесточайшему преследованию, и капитан, построивший нас перед автобусом, был полон служебного рвения. “Неуставников” оказалось пятеро; замечания по форме одежды - устранить!
Устранить военным, то есть самым простым и немудрящим способом - отрыванием и торжественным вручением офицеру для дальнейшего уничтожения.
….Делать нечего, бояре, потужив о государе…в данном случае - четверо “залётчиков” с болью в сердце и слезами на глазах срывают крамолу с форменных кителей; к ногам капитана ложатся четыре пары неправильных погон. А куда деваться, автобус ждёт, ехать-то надо, а то на ужин опоздаем, а завтра с утра летать, и товарищи ворчат; капитан ясно сказал - пока все не сдадут “кашки” - автобус с места не сдвинется….
….а дальше начинается мистика, огни цирка гаснут, под куполом - барабанная дробь! Развёртывается представление уровня Гудини и Копперфильда; ведь внимательный читатель помнит, конечно же, что неуставников было пять…
….это помнил и дежурный офицер, более того, у него все нарушители были переписаны. Он медленно проходит вдоль строя…оставшиеся одеты строго по форме…но их было пять….может, голову напекло…жарко что-то, в самом деле….где же пятый…гробовая тишина…водила выключил мотор автобуса…пот течёт из-под форменной фуражки….военный мозг работает на пределе своих возможностей…кто же пятый? ..в тишине слышны кузнечики…к строю никто не подходил…никто не уходил…может, я, и впрямь, перегрелся…где же список…вот он! - Курсант! - Я! -Выйти из строя! -Есть! На могучих плечах красовались абсолютно правильные, “чёрные” погоны…бочком-бочком к нему…последняя надежда - может быть, хитрован налепил как-то сверху ещё одни, для маскировки….мотор ЛИАЗа потрескивал, остывая….вчера, вторая бутылка “Столичной” была, явно лишней…надежды рухнули….курсант одет был строго по уставу - Содрать!!!! Уничтожить!!! - Товарищ капитан, да зачем же это, это же правильные погоны…Точно, что же это сегодня со мной…так и на Курашасай уехать можно, там, говорят есть Наполеон…мне “маршала” присвоят .. - Рота, слева по одному, в автобус, бегом - марш! ……
...Набитый под завязку “Луноход”, разворачиваясь с тяжёлым креном, покидал пределы училища; понурая зелёная фигура на плацу тоскливо смотрела ему вслед. До бедного дежурного капитана так, скорее всего, никогда и не дошло, что же, всё-таки случилось. Он понял, конечно, что его “накололи”, но как? Автобус выехал за ворота, победитель держал на коленях потёртый портфель с лежащим в нём новеньким кителем, украшенным золотыми буквами “К”. Дел-то было, на построении, всего лишь пониже нагнуться, делая вид что отрываешь “неустав”, и быстренько вытащить из сумки старый, с”резиновыми” погонами пиджак, так вовремя оказавшийся под рукой.
...Печальный взор дежурного офицера вослед удаляющемуся автобусу……
Свидетельство о публикации №220120900380
на МДП, а Актюбинское училище часто тренировалось у нас. Иногда, даже, двумя бортами сразу. С уважением.
Владимир Лыгин 13.12.2022 18:39 Заявить о нарушении
Александр Георгиевич Белов 14.12.2022 17:36 Заявить о нарушении