Мухи-Цокотухи и крокодилы в детской литературе

 
Сегодня, наверное, как и во все времена, литература и литераторы участвуют в деле расшатывания устоев. Иногда устои этого и заслуживают.
Многие из  первых террористов и  большевиков  впитали мятежный дух Радищева, Чернышевского, Герцена,  Белинского и  других вольнодумцев.
Бесспорно и то, что литераторы бросают свои лепты  в храм искусства и прогресса.
А в литераторов во все века бросают камни за то, что сеют смуту, а не  доброе и вечное.
В каждой эпохе найдётся литературный мученик.
         
Полна литература и своими внутренними  распрями.
В. Белинского за его критический нрав называли «неистовым».
В. Розанов остро критиковал  Белинского за его неуважительное отношение к Отечеству.
А.Некрасова он считал самым зловредным писателем России.
Репутация у Некрасова среди его современников, оказывается, была очень плохой. 
Известно, что  Герцен на просьбу Некрасова о встрече сказал: «позвольте мне остаться незнакомым с вами».
А потом и «добил» соперника письменно: «Мы не привыкли к тому, что можно лгать духом и торговать талантом так, как продажные женщины лгут телом и продают красоту, мы не привыкли к барышникам, отдающим в рост свои слезы о народном страдании»

О будущем детском писателе К.И.Чуковском тот же В.Розанов  писал так:   «Чуковский силен: он осторожен, бережлив, предусмотрителен. ... Литература решительно испугана…
В Чуковском есть что-то полицейско-надзирательское…»
Как бы от имени Чуковского он рассуждал:
«Да, где я копаюсь - нехорошо пахнет. …. Но чтобы съесть труп, нужна гиена. Благодарите, люди, что около вас бродит она: иначе вы погибли бы от чумы.
… И все должны оглянуться с благодарностью на черный путь Чуковского».  («Новое время» 1909г.)
         В своей лекции о кинематографе К.Чуковский назвал простой народ  «гориллами, обезьянами, выродками, идиотами».
Розанов сказал на этот счёт: «Вы первый употребили эти жестокие названия в отношении к простому народу, к городскому народу, и тут сказалась не только ваша молодость и неопытность, но и глубокое отчуждение от народа, отсутствие всякого родства с ним... Вы - кабинетный литератор, совершенно чуждый духа жизни».

Однако,  К. Чуковский стал самым издаваемым в России детским писателем.
Почти, «нашим всё» в детской литературе.
«Писатель для взрослых может быть бездарным сколько угодно, но писатель для детей обязан быть даровитым…
Я написал двенадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя "Крокодила", и я сделался знаменитым писателем» - писал он
Как же случилось такое чудо?
Произведение под названием «Ваня и Крокодил» впервые было издано в 1916-17гг.
Это как же надо было чувствовать дыхание и пульс эпохи, чтобы услышать общественный запрос на такую сказку? 
 В 1919 году под названием «Приключения Крокодила Крокодиловича» книга была выпущена большим тиражом.
К тому времени Россия уже была знакома со сказками Ш.Перо. И сам по себе сюжет проглатывания людей в сказках не должен был пугать детей.
Тем более что Чуковский пытался проглатывание людей подать весело, а не мрачно и устрашающе.
         К тому времени поле детской литературы тщательно зачищалось от тех, кто сеял на нём в дореволюционные годы.
Появление в детской литературе «Крокодила» не удивляло на фоне таких революционных  явлений,  как картина К.Малевича «Чёрный квадрат».
Тем более что и Малевича на роль комиссара  «ИЗО Наркомпроса”, и Чуковского на роль детского писателя благословил А.Луначарский.
В начале 1920-х годов появился «пересказ» Чуковского книги Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Перевод её на русский язык появился ещё в 19 веке. «Пересказ» отличался от перевода тем, что из книги по понятным причинам было вырезано всё, что затрагивало тему религии.
Но за это «обрезание» советские читатели были не в обиде. Да они и не подозревали о нём.   

В 1920 г. в США вышла «История доктора Дулиттла».
А в 1924 г появилась сказка Чуковского про Айболита, сюжет и имена героев в которой слишком похожи на «Историю доктора Дулитла», чтобы считать это случайностью.
 Но подозрения в плагиате не возникли или легко рассеялись.
        А к тому времени уже вышли в свет «Мойдодыр» и «Тараканище». «Телефон» и «Федорино горе».
Государство щедро по меркам того времени платило литераторам, которые ему нравились.
В обстановке реального голода понравиться ему многие старались изо всех сил.
А иногда и с ревностью не по разуму  в разрушении того, что считалось недавно разумным.
           Конец «чуковщине»  пыталась положить Н.К.Крупская  критической статьёй в газете "Правда":   «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…»

             В 1944 году газета  «Правда» вновь обрушилась на К.Чуковского статьёй «Пошлая и вредная стряпня К. Чуковского».
Поводом «травли» стала сказка «Одолеем Бармалея».
Об ужасах войны там написано в ритме весёлой пляски.
«Мчатся танки, танки, танки,
А за ними на волках
Лютые орангутанги
С миномётами в руках…».
По мнению многих критиков, художественные достоинства сказки ниже всякой критики.
А сам факт написания такой сказки в разгар войны – как минимум, кощунство.
Сподвижники по литературе, среди них и С.Маршак, и А.Барто, назвали сказку «творческой неудачей».
               В 1946 году в очередной статье «Правды» Чуковский вновь попадает под «обстрел»:
«Нельзя допустить, чтобы под видом сказки в детский журнал досужие сочинители тащили явный бред. С подобным бредом под видом сказки выступает в детском журнале „Мурзилка“ писатель Корней Чуковский…»
 К.Чуковский пытался быть полезным не в качестве писателя:
в  1943 году (!)   он пишет И. В. Сталину о проблеме трудных детей:
«Они временно сбились с пути, но еще не поздно вернуть их к полезной созидательной работе.
Для их перевоспитания необходимо … возможно больше трудколоний с суровым военным режимом типа колонии Антона Макаренко. …При наличии этих колоний можно произвести тщательную чистку каждой школы: изъять оттуда всех социально-опасных детей и тем спасти от заразы основные кадры учащихся…». Письмо дошло.
Инициатива не была одобрена. Но термин «чистка» в разговоре о детях, возможно, был замечен и оценён по достоинству.
 «Бармалея»  вычеркнули из  детской литературы. Автор морально пострадал.

В отзывах критиков на детские стихи Чуковского звучат такие определения как «несусветная чушь, полный бред, словоблудие и. насилование детского мозга в извращенной форме».
Это всё уместно в рамках литературных мнений и  критики творческих неудач.
А вот В.Розанов в его время высказывал мысль о том,  Чуковский и ему подобные писатели  могут “выесть душу человеческую и основать на месте ее пустословие”.
И это уже больше чем литературная критика. Это уже пророчество.
             Формально,  можно говорить, что на сказках Чуковского и ему подобных выросли поколения советских людей.
Тогда в какой-то мере будет справедливо  сказать, что сегодня страна пожинает то, что посеяли в ней некоторые детские писатели.

Не то удивляет, что в литературе  бывают попытки «выесть» душу или мозг.
А то, что мастеров этого «выедания» подхватывает какое-то невидимое течение, или чья-то властная рука: их награждают, их делают мерилом и  точкой отсчёта.
Возможно потому, что философские пароходы уходят, а остаются те, кто борется за свой хлеб насущный не на жизнь, а на смерть, иногда поедая конкурентов.
До каких-то пор политика делает их. А в какой-то момент уже и они делают политику.
И тогда люди, по образному выражению В.Розанова, перестают  любить и слушать псалтирь,  чтобы забыться под мелодии  шарманщиков.

Казалось бы, в наше время не может быть такого: государство «умыло руки», отказавшись от социального заказа, и вручило участь художников в руки народа.
Если раньше считалось, что искусство поднимает уровень культуры народа, то теперь, получается,  народ опускает искусство до своего уровня?
А если верить Чуковскому, это уровень    выродков,  идиотов и обезьян.
Народ  ещё согласен, смеясь, расстаться со своим прошлым, но  чтобы утруждать себя напряжением мысли за свои собственные деньги? – Не на того напали…
Но кто же тогда платит сегодня за сериалы, книги и прочую продукцию деятелей культуры?
 И не скупо, судя по всему.
Может быть,  это не народ?   До того ли ему…
- Факты статистики опровергают все домыслы: сказки К.И.Чуковского, например, остаются в лидерах продаж. Возможно, по инерции.
Правда, ещё нет оснований говорить, что  «на них»  растёт очередное поколение.
Даже игрушки, купленные родителями, не все и не всегда становятся любимыми.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.