Классический футарк 11 гл

1816 год. Осень. Хутор Трансао. Пруссия

Замок был разрушен только на втором этаже, там, где находились жилые комнаты. Верхняя его часть  оказалась ровно срезана словно огромным ножом, а вот первый этаж сохранился хорошо. Форбург тоже начал разрушаться и огромные валуны в основании стен, были влажными и от того казались просто гигантскими.

Небольшая темная прихожая начиналась сразу за кованными дверями, которые с трудом они открыли.  Следом шел большой зал с камином по правую сторону. Напротив камина был ряд окон, немного узковатых и с полукругом в верхней части. Стены и потолок закоптились, а кое-где оставшиеся витражи на окнах покрыты слоем пыли. Мозаичный дубовый пол  кое-где разрушен, истоптан и покрыт коркой грязи.  Подсобные помещения, кладовка -все это не заинтересовало Адриана, а вот камин...

Камин был такой же огромный, как и в храме, да и на первый взгляд совершенно одинаков.

Отец Дидерик прошел в портал и встал в полный рост. Он был немного ниже ростом чем Адриан и вполне помещался в камине даже не наклоняя голову.
 -Господин, господин Андиан, -вдруг громко вскрикнул он.
 -Здесь какой-то рычаг, смотрите. Это не заслонка, господин Адриан, давайте ее поднимем вверх и посмотрим что произойдет.
Адриан не успел предупредить своего спутника, чтобы тот ничего не трогал без предварительного осмотра, как отец Дидерик нажал на рычаг и боковая стенка камина отъехала в сторону и изумленному взору искателей предстала большая ниша и ступеньки, которые были посыпаны морским белым песком.
Отец Дидерик, теперь я первый, прошу вас, будьте осторожны,- Адриан  резко отодвинул старика и встал на первую ступень.
Понятно, что песок для того, чтобы понимать проходил кто-то этим путем или нет,- вслух сказал Адриан.
На стене, вдетый в металлический зажим, висел заготовленный факел и Адриан попытался его зажечь. Воск   и смола уже немного осыпались, но все же немного погодя он был зажжен.

Спустившись по ступенькам, Адриан заметил еще несколько факелов впереди и поджег их. Помещение осветилось и изыскатели увидели впереди длинный коридор, который упирался в дверь. Коридор, всего три-четыри шага в ширину, стены которого выложены снизу валунами, а  верх из серого пористого кирпича,  удерживали подпорки, уже обточенные древесником и подгнившие у основания. Вода, что в здешних краях была и так совсем близко, а  еще и из-за недалеко расположенного озера, затопила коридор по щиколодку. Но шаги отзывались не только хлюпаньем воды, но и каким-то непонятным эхо.
Затхлый воздух горчил и  Адриан старался делать неглубокий вдох. А отец Дидерик радовался как дитя и тараторил без умолку:

 -Господин Адриан, это тот самый ход, о котором мне рассказывал отец. Его рыли монахи, которых отлучали от церкви. Дабы с пользой использовать этих еретиков, их заставляли рыть подземелья, тайные ходы и строить тайные комнаты. Кормили их редко и поэтому умирали они очень быстро, но ряды таких подневольных людишек пополнялись очень быстро.  Вот  отец обрадовался бы, если бы узнал, что я нашел тайный ход.
Отец Дидерик вздохнул и теперь уже молча пошел вслед за Адрианом.
А Адриану показалось, что стоит только замедлить шаг, как услышишь натужное дыхание или шепот душ умерших монахов-еретиков, которые устанавливают обтесанные глыбы и серый кирпич.

Дверь в конце коридора, очень широкая и массивная, на удивление поддалась сразу, она просто повернулась вокруг своей оси. Распахнув ее, Адриан и отец Дидерик оказались в просторном помещении. Высота этой комнаты или скорее подвала, была где-то метра два, а воздух свежий и   без  затхлости и гниения, говорил о том, что где-то есть выход наверх. Оба путешественника по подземельям остановились в полном изумлении. Да, удивляться было чему.

Вдоль стен стояли стеллажи. Толстые доски удерживали огромные бочки с кранами у основания. Отдельно стояли стеклянные бутыли, закрытые просмоленными пробками и залитые воском. Дальше были разложены сыры и окорока, а точнее то, что осталось от них за десятки лет. На противоположной стороне на стеллажах стояла посуда, рядом огромные короба или сундуки, подняв крышки которых Адриан увидел одежду, обувь, связанные стопы свечей и склянки, видимо с маслом для ламп. А в центре комнаты расположился стол и рядом находились широкие скамьи, на которых можно не только сидеть, но и спать. Все было сделано основательно, надежно и со знанием дела.
-  Ну и что все это значит? -спросил Адриан.
-  Здесь видимо пережидали осаду, - подал голос отец Дидерик.
-  Смотрите, мой добрый друг, войлочные попоны, простеганные накидки, все это позволяло продержаться здесь очень долго.
Адриан это и сам понимал, но ясно было и то, что такой тайный проход с комнатой не мог иметь только вход. 

Он взял  кружку на столе и подошел к крайней бочке. В открытый кран тугой струей полился напиток, запах котого не вызывал сомнения-это было хорошее виноградное вино.  Аромат был волшебным. Адриан отхлебнул, прислушался к своим ощущениям и налил в такую же кружку отцу Дидерику.

Через час поисков второго выхода Адриан опять заговорил вслух, так как не мог скрыть своего недоумения:

Простукивание стен ничего не дало, второго выхода не было или они просто плохо искали? -произнес он.
Как вы думаете, святой отец, мы плохо ищем или просто захмелели от вина и потеряли остроту зрения?

Отец Дидерик только развел руками, а Адриан еще раз стал рассматривать стену, противоположную ко входу. Выложена она была  ровно из какого-то неизвестного камня, а у самого потолка на камнях были едва видны какие-то знаки или это была надпись. Адриан поднял выше факел и прочитал Alea jacta est , что значило - жребий брошен, т. е. нет пути назад.  Он понял, что выход здесь, но как его отыскать хранитель пока не знал.

Только ближе к полуночи выход был найден. Три ровных камня, на которых была выбита надпись, были абсолютно идеально подогнаны друг к другу и выровнены.Только нижний ряд кладки выглядел иначе-это были другие по размеру камни, которые, как шахматы, состояли из темных и светлых оттенков. Адриан на удачу нажал на все темные, а потом на все светлые и вдруг со скрежетом камни отъехали в стороны. Отец Дидерик поднес факел, потом поджог еще один и они опять ступили на ступени, посыпанные светлым песком.

Когда Адриан просмотрел все сундуки, а отец Дидерик погладил корешки огромных и маленьких книг, рукописных свитков и даже каких-то таблиц на деревянных плахах, стало понятно, что раковины в этих богатствах нет.

На стенах этой небольшой комнаты висели необычные мечи, сабли и ножи в богатых ножнах. В сундуках  лежали настоящие сокровища, драгоценные камни и старинные монеты из дальних стран. Адриан подумал о том, как же тяжело теперь будет отцу Дидерику правильно распорядиться всем этим. Но его беспокоило только одно- где раковина?
Понятно, что он на правильном пути, хотя еще одна дверь, небольшая, но сделанная из двойных досок, находилась в этой комнате с несметными богатствами.
- А может это для того, чтобы отвлечь внимание от основной закладки,-подумал Адриан. Так уже было в его поисках, когда он разыскал свою первую раковину в Грайских Альпах.

Он  никогда не отчаивался и теперь, захватив в кулак свой талисман, который висел, как всегда, на груди, прикрыл глаза и сел на сундук. Наверно сказалась усталость и тревоги последних дней, но Адриан словно поплыл. Он вроде был здесь, в подземелье, но уже выходил из этого загадочного камина, только выходил опять в том старом храме, который стоял на хуторе у озера. Отец Дидерик тоже шел следом, когда Адриан увидел скошенный кирпич на основании дымохода. Он протянул руку к кирпичу и очнулся.
-  Вас сморило на полчасика, господин, Адриан., - произнес шепотом священник.
-  Как на полчасика, я же только что...
Адриан вскочит и направился к  следующей двери, что находилась у левой стены маленькой комнаты. Дверь была совсем небольшая, ключ от нее висел тут же на колышке, вбитом меж кирпичами кладки.

http://proza.ru/2021/01/08/839


Рецензии
хорошо полчасика а не пару лет...в таких местах хорошо спится они как убаюкивают
с улыбкой Дима

Димитрий Крылов   14.02.2021 00:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.