1. Вспомнить всё Глава 2

               
    Мужчина очнулся от едкого запаха. Он находился в жилище того незнакомца. Открыв глаза, он огляделся вокруг. Это было что-то похожее на полуземлянку, построенную из массивных бревен и покрытую сухой травой и шкурами животных. В крыше виднелось четырехугольное отверстие для освещения. Внутри вдоль стен были сооружены пару кроватей похожие на нары, на одной из них он и лежал.
     В руке незнакомца была горящая палка, конец которой издавал эту невыносимую вонь. На этот раз мужчина сумел хорошо разглядеть его. Широкое плоское лицо песчаного цвета с сильно выпирающими скулами и маленькими, вкось прорезанными глазами. Он бормотал что-то себе под нос и окуривал потерявшего сознание мужчину этим факелом. В темной парке из меха морского котика и птичьих шкурок, края которой украшены яркой вышивкой и бахромой, он был похож на шамана.
- Что это? – сильно откашливаясь и прикрывая нос рукой, спросил мужчина. Но в то же время он поймал себя на мысли, что ему стало легче, головная боль почти исчезла.
     Незнакомец склонился над ним и заговорщически произнес:
- Это поможет тебе выздороветь. Но сейчас я буду задавать тебе вопросы.
   Он выпрямился, затушил факел с помощью алюминиевой кружки и присел возле больного. 
- Кто ты? Как тебя зовут? – спросил он.
- Не знаю, - ответил мужчина.
- Ага, я предполагал такой ответ. Как ты сюда попал и откуда ты? – не унимался шаман.
- Я ничего не помню, - пытался как можно убедительнее быть мужчина.
- Все ясно. Судя по твоей внешности, ты рыбак и потерпел крушение. Затем ты хорошо стукнулся головой, в результате получил сотрясение и потерял память. Течение отнесло тебя сюда и выбросило на берег, - озвучил свой вердикт шаман.
- Но для начала давай познакомимся! А как тебя зовут? – с любопытством спросил потерявший память мужчина.
- Элко, - коротко ответил хозяин землянки.
- Какое странное имя, никогда такого не слышал.
- Откуда ты знаешь, слышал ты его или нет, ведь ты даже своего имени не можешь вспомнить, - грубо пробурчал шаман.
- Извини. Сам не знаю, почему я так сказал. А как же мне в таком случае называться? – сказал мужчина и нахмурил брови, пытаясь вспомнить хоть одно ему знакомое имя.
- Я назову тебя Канник, - загадочно сказал Элко.
      Его собеседник громко рассмеялся, но резкая боль в груди не дала ему это сделать от души.
- Я не могу объяснить, но для меня эти имена звучат смешно.
      Элко нахмурился.
- Это не смешно. Канник означает «чужак». А для меня ты им и являешься. Скорее всего ты американец с острова Уналашка. Их там много проживает. Порт Датч-Харбор тебе ни о чем не говорит?
     Мужчина отрицательно покачал головой из стороны в сторону и, смирившись со своей участью, согласился быть Канником.
- Кстати, у тебя переломаны ребра. Снимай свою рваную одежду. Я тебя вылечу, - с деловым видом приказал ему шаман. Он дал ему выпить какую-то красную тягучую жидкость сладковатую на вкус, от которой у Канника закружилась голова, и резко надавил ему на грудную клетку. От дикой боли он опять потерял сознание.
     Несколько дней Канник не вставал с постели. Его грудь была туго перетянута шкурками морских животных, отчего мужчине было тяжело дышать. Постепенно боль стихала и Канник стал чувствовать себя лучше. Элко, напоив его очередным снадобьем, уходил на охоту или рыбалку. Вечерами он, зажигая факел, проводил таинственные обряды. Канник внимательно наблюдал за ним. И вот однажды Элко взял нож, резким движением освободил беднягу от мучительных повязок и сообщил, что он совершенно здоров. Канник осторожно вздохнул полной грудью, боли не было. Затем он встал на ноги, его слегка пошатывало от слабости, но чувствовать себя он стал лучше. Его переполняло ощущение радости и счастья.
- Завтра мы пойдем с тобой на рыбалку, - по-хозяйски сказал Элко. – Скоро зима и нам придется делать припасы, поэтому у нас много работы. А теперь давай спать. Завтра будет тяжелый день. Канник закрыл глаза, но ему было не до сна. Его мучили мысли о прошлом. «Где я жил? Чем я занимался? Есть ли у меня семья и дети?» - думал он. Как бы сильно он не напрягал свой мозг, сосредотачиваясь на прошлом, все попытки вспомнить хоть что-нибудь были напрасны. Перед глазами вновь и вновь проплывали картины прошедшего дня: бурное море, серое низкое небо, стаи чаек и отвесные скалы. 
    Рано утром мужчины отправились к морю. Землянка Элко находилась на морском побережье, укрытая от суровых ветров отвесной скалой. Выйдя из жилища, Канник остановился и вздохнул полной грудью холодный морской воздух. У него закружилась голова. Он давно не дышал свежим воздухом. По правде говоря, у шамана дома стоял сплошной смрад.
    Следуя по пятам за своим спасителем, Канник внимательно разглядывал его. В своей грубой одежде, полностью сшитой из кожи морских животных, в деревянной шляпе конической формы, с сильно удлиненной передней частью богато украшенной перьями и сивучьими усами он смотрелся странно и причудливо. Но с какой легкой сноровкой он, перепрыгивая с камня на камень, ловил рыбу с помощью тяжелого гарпуна. Элко сшил такую же одежду и Каннику, но он был неповоротлив в ней. Грубые сапоги постоянно скользили по мокрым камням и в конце концов он их промочил насквозь.
- Я ошибся. Ты не рыбак, и никогда им не был, - сказал Элко, когда они чистили на берегу пойманную рыбу.
     Канник пожал плечами и продолжал неумело скрести ножом по скользкой тушке палтуса. 
- Я не помню, как ее чистить, - попытался оправдаться он.
- Ты потерял память, но подсознание твое осталось. Оно тебе должно подсказывать, как и что делать при условии, если ты делал это часто раньше. Ты же знаешь, как пить, есть, держать ложку – это, так называемые, шаблоны действий. Они идут у тебя на подсознании, - деловито сказал Элко. Затем выдержав паузу, он взял его руку и добавил:
- Посмотри на свои ладони. Они мягкие и гладкие. Это не руки рыбака.
     Канник отдернул руку и стал внимательно ее рассматривать.
- Тогда кто же я? – удивленно спросил он.
- Не знаю. Этот вопрос задавай своему подсознанию, - грубо ответил Элко и продолжил работу.
- А почему ты меня называешь чужаком? Мы с тобой похожи, особенно в этой одежде, можно сказать, братья, - не унимался Канник.
    Элко громко рассмеялся и бросил неочищенную рыбу на камень.
- Вставай! Пошли! Я тебе покажу отличие, - сказал Элко, хватая его за руку и снимая на ходу шапку.
     Они направились к небольшой морской заводи, которая находилась между камней недалеко от места, где они сидели. Солнце уже поднялось высоко и ярко освещало неподвижную водную гладь. Элко склонился над ней и жестом указал, чтобы Канник последовал его примеру.
- Смотри, - сказал он.
        В воде, как в зеркале, появилось отражение двоих мужчин. Оно было таким отчетливым, что можно разглядеть каждую черточку. Одно лицо было темное с широкими высокими скулами и раскосыми глазами, черные прямые волосы спадали на плечи. А лицо Канника, наоборот, продолговатое и бледное с впалыми заросшими светлой щетиной щеками и серыми круглыми большими глазами. Растрепанные волосы тоже были светлые.
- Почему мы разные? – робко спросил Канник, пытаясь найти в их отражениях хоть одно сходство.
- Потому что мы с тобой представители разной расы. Ты европеец, а я монголоид, - с умным видом просветил своего собеседника Элко.
- Откуда ты это знаешь? – спросил Канник.
     Элко громко засмеялся.
-Ты думаешь, я всю жизнь жил здесь. Я родился в городе Адак, учился в школе, затем женился, у меня была семья...
    Вдруг на этой фразе он запнулся и его лицо осунулось. Но Каннику хотелось как можно больше узнать о своем спасителе. Возможно, благодаря его истории он сможет что-то вспомнить о себе. Он без остановки начал заваливать его вопросами:
- Почему была? А где сейчас твоя семья? И почему ты живешь отшельником в этих краях? Если ты монголоид, тогда мы находимся в Монголии? Но почему я американец?
     Элко с грустью вздохнул и начал свой рассказ.
- Нет, мы не в Монголии. Мы находимся на севере Тихого океана к юго-западу от Аляски. На одном из многочисленных Алеутских островов. Наш остров такой маленький, что у него даже названия нет. Он необитаем, но здесь богатая природа, и он благоприятен для проживания. Я по национальности – алеут. Когда - то эти земли принадлежали моим предкам. Они жили в гармонии с природой, а боги помогали им. Но пришли европейцы, похожие на тебя, сначала русские, затем американцы и заселили эти земли, постепенно уничтожая наши обычаи, традиции и наш быт, навязывая нам свои ценности и свою религию. Но хуже всего, они привезли с собой ядовитую жидкость, которая дурманит разум и губит человека. Этот яд убил многих алеутов. Они забыли о своих традициях и о своих предках. Мой отец тоже умер из-за этого яда. 
    А что касается моей семьи...
     Здесь он запнулся. Его глаза грустно смотрели в даль моря, на ровную линию горизонта.
– Давным-давно, когда я был молод, я полюбил одну девушку, которая была прекраснее всех на свете. Мы поженились, у нас родилась дочь, такая же красивая, как и ее мать. Но спустя десять лет жена бросила меня. Она ушла к американцу, который одурманил ее разум. Но недолгим было ее счастье, позже американец предал ее, изменяя с другими женщинами. Она не смогла пережить позора и бросилась со скалы.
     Канник поежился от ужаса. Он заметил слезы в глазах Элко.
- Ты все еще любишь ее? – украдкой спросил он.
- Я никогда не переставал любить ее, - печально ответил Элко. – После этой трагедии я решил уйти. Сел в лодку и поплыл в открытое море. Путь мой был долог и опасен, но духи предков не оставили меня и указали на это чудесное место.
     Он продолжал задумчиво смотреть на море. Высокие волны раскатисто-громко разбивались о черные камни и тотчас превращались в белую пену. Затем мужчины вернулись к своему улову и продолжили чистить рыбу. Вокруг кружились кричащие стаи чаек. Они жадно подбирали очистки, которые не успевали падать на камни, ловко подхватываемые клювами птиц. Элко решил, что на сегодня хватит улова и, дав знак Каннику следовать за ним, молча побрел к своему жилищу.
               
     Дни шли своим чередом. Лето сменилось осенью, а там и незаметно наступила зима. Мужчины все реже стали выходить из теплой землянки, засыпанной снегом и отапливаемой жировыми лампами. Питались они провизией, запасенной еще осенью. Иногда к их жилищу подходили голодные звери, но Элко храбро давал им отпор, защищая свой дом. Канник старался угодить своему покровителю, осознавая, что без его помощи он бы не выжил. Постепенно они сдружились. Долгими вечерами они вели беседы об охоте, рыбалке, а иногда Элко посвящал Канника в тайны шаманских обрядов. Канника уже не беспокоило, кто он и откуда приехал, а алеуту хотелось, чтобы его друг никогда не покидал его. Но он понимал, что рано или поздно к нему придет память. Она позовет его обратно, на родину.
- Ты не сказал, что же произошло с твоей дочерью. Она жива? – спросил однажды Канник.
- Да, спасибо богам, с ней все в порядке, - ответил Элко. Примерно раз в год она меня навещает.
- Как? Ведь никто не знает, где ты находишься! – воскликнул Канник.
- Она одна знает и держит это в секрете. Она приплывает сюда на моторной лодке обычно по весне, когда шторма стихают, и сходит лед.
     Канник почувствовал волнение. Его сердце учащенно забилось. Уже скоро весна. Сюда в любой момент может приехать дочь Элко. Ему совсем не хотелось, чтобы она приезжала. Не понимая причины этого нежелания, он чувствовал, что с ее приездом его размеренная и спокойная жизнь на острове резко изменится.
 
                Глава 3 http://proza.ru/2020/12/15/404
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.