Король дворцов пионерских и парадов военных

С глубокой горечью услышал сегодня о кончине Геннадий Дмитриевича Матюхина (10.01.1946 - 13.12.2010). Хочу кое-что добавить о старшем друге и коллеге...

Для Самарского края этот человек значил много: просто сейчас всего масштаба его фигуры не осознать. Почему?
Потому что уже потом, не сразу, а по чуть-чуть поймем, как недостает всей губернской (и не только) культуре этого вездесущего, неуёмного, всюду успевающего… нет-нет, не одного из непременно присутствующих и непрестанно отмечающихся дежурных местоблюстителей.
 
Матюхин не только с удивительной допытчивостью поспевал на самые знаковые культурные мероприятия, - он был или тотчас же по прибытии становился их центровым участником. А если уж говорил, то резал правду-матку остро и громогласно, не стесняясь самых-самых номенклатурных величин.
При этом он был, несомненно, настоящим подвижником, одним из Уходящих – тех, кто нес самым маленьким не просто красоту русской речи, но и приобщал их к образцам нашей литературной классики.

Будучи великолепным актером и диктором, педагогом и конферансье, Матюхин с советских времен бессменно озвучивал самарские военные и праздничные парады. В последние же годы, вплоть до кончины, фактически в одиночку он организовывал и вел кружки и студии юных чтецов-декламаторов в Областном дворце пионеров, Окружном доме офицеров, устраивал творческие конкурсы среди школьников, отыскивая юные дарования по всей области…
Среди его учеников – успешные ныне артисты, мастера художественного слова, лауреаты десятков фестивалей, литераторы, журналисты, политики...
 
***
Личный друг Расула Гамзатова, Геннадий Дмитриевич читал стихи (почти полвека!) на родине великого поэта и пропагандировал его творчество в Поволжье, создав поэтический клуб Расула Гамзатова.

Кроме того, Геннадий Дмитриевич внес большой вклад в восстановление Музея-заповедника «Усадьба Дениса Давыдова» в Верхней Мазе.
А не так давно «Российский писатель» писал о нескольких инициативах Геннадия Матюхина - учреждении областной общественной награды «Из одного металла льют – медаль за бой, медаль за труд»: «за  лучшие произведения на военно-патриотическую тему, посвящённые боевой и трудовой деятельности в годы ВОВ: литература, театр, музыка, кино...

 Предложение руководителя Шукшинского центра с воодушевлением было воспринято для дальнейшего, более масштабного, обсуждения и соответствующих решений. Далее Геннадий Дмитриевич сообщил о «Кубке Воинской славы» с «Дипломом творческой и армейской славы» имени Дениса Давыдова, учрежденными Центром и Творческим объединением «Щит и Лира» - https://www.rospisatel.ru/ulunov-rasskazy.html

Не меньше сделано Геннадием Матюхиным для продвижения творчества Василия Шукшина, ярких краеведческих находок и обнародования многих неизвестных фактов его биографии. Долгие годы возглавляя им же инициированный Межрегиональный литературный центр имени Василия Шукшина, Матюхин укреплял связи с родственниками великого писателя и кинематографиста, шукшиноведами мира, постоянно участвовал в шукшинских фестивалях (Сростки, Алтай), способствовал открытию шукшинских экспозиций в музеях, а также учредил две региональных литературные премии: имени В. Шукшина и имени Н. Гарина-Михайловского.

***
Из исповедального интервью Г.Д. Матюхина «Самарской газете» (2015):
«…— И сначала вы узнали его (Шукшина) как актера.
—  «Простая история». Один из первых фильмов, где он играл, и первая картина с его участием, которую я увидел. Кроме Шукшина там снимались Мордюкова, Ульянов. Картина достойная, но потрясением, если честно, не стала. В отличие, скажем, от «Добровольцев». Они примерно в одно время вышли, эти фильмы. И «Добровольцы» произвели на меня такое впечатление, что я тут же решил стать летчиком. У меня отец летал. Погиб в августе 45-го. А я родился в январе 46-го. В январе. Так что отца своего не знал, и летчик, которого в «Добровольцах» играет Петр Щербаков, у меня с отцом ассоциировался, и я буквально бредил. И картиной, и небом. А «Простая история» — фильм о женщине, потерявшей на войне мужа. Шукшин играл там парня, который женщины добивается. Я был тогда юнцом, и эта история как-то не очень меня тронула. Но вот когда в 70-м году вышла книга Шукшина «Сельские жители»… Я, как и Шукшин, родился и рос в деревне. Потом, как и он, горожанином стал. И просто очарован был созданными Шукшиным характерами и тем, как он описывает природу сельскую, нравы и быт деревенского жителя. Прочел, помчался в библиотеку, взял роман «Любавины» и влюбился в писательский дар Шукшина уже окончательно и бесповоротно.

— Если «Сельские жители» вышли в 70-м, то вы уже были актер.
 —  Студию (Куйбышевская театральная студия) я окончил в 66-м. Четыре года работал в Павлодаре, в драматическом театре; с 70-го служил, а затем работал (как чтец и ведущий программ) в ансамбле песни и пляски Приволжского военного округа. И вот эти рассказы шукшинские, вот эта маленькая синенькая книжечка, она была всегда со мной. И я к ней то и дело возвращался. А когда перешел работать в филармонию, начал читать в концертных программах «Думы», самый первый шукшинский рассказ. Затем была работа в Сызранском драматическом театре в качестве директора, потом — в нашем академическом театре в качестве заместителя директора. В 94-м вернулся в филармонию и… к Шукшину — попал в группу, которая готовила уже целую шукшинскую программу. Работал над текстами Василия Макаровича, параллельно изучал его биографию, знакомился с литературоведческими материалами, и вот тут-то и…
 — …сделали свое первое краеведческое открытие.
 — В одной из работ Льва Анненского совершенно для себя неожиданно обнаружил, что мой кумир, оказывается, еще и мой земляк.
 —  Через прадеда по отцовской линии.

— И по отцовской, и по материнской. Село, в котором жил со своей семьей Павел Павлович Шукшин, прадед Василия Макаровича по отцовской линии, стояло там, где Уса впадала в Волгу (сейчас оно затоплено водами Куйбышевского водохранилища). А семья Попова Сергея Федоровича, это предки Василия Макаровича по матери, жила в селе Толкаевка. Это Сорочинский район Оренбургской области. Но прежде Толкаевка входила в состав нашей губернии. Так вот, Шукшины в сибирские Сростки (село, где 25 июля 1929 года родился писатель. — Ред. ) переселились в 1867 году. А через 30 лет, в 1897 году, на Алтае в тех же Сростках, где сливаются реки Бия и Катунь, поселилась семья Поповых. И когда я об этом обо всем узнал, то тут же в Сростки и написал. Краеведу Гришаеву, на которого ссылался Анненский. И Гришаев мало того, что сразу же мне ответил, он еще и копии анкет прислал, заполненных членами семей Шукшиных и Поповых, где в графе «губерния выхода» написано — Самарская. И, конечно, мы не могли сей исторический факт обойти и сделали концертную программу, которую так и называли — «Cамарские корни Василия Шукшина». В Доме актера была премьера. Я рассказывал об этих наших изысканиях и читал прозу Василия Макаровича. Юрий Яковлев, солист филармонии, бас, пел; профессор академии культуры Максимов, баян, — аккомпанировал…

—  Литературный центр Василия Шукшина, где вы председательствуете и который создали, он один такой?
—  После смерти Василия Макаровича его друг Георгий Иванович Бурков организовал в Москве аналогичный центр. Но после смерти Буркова эта организация распалась. Так что, наверное, да, мы - единственные. Во всяком случае, из крупных. Мы же уже давно за пределы региона вышли. У нас 14 областных отделений, 30 представительств. И постоянно где-нибудь идут концерты, конкурсы, фестивали. В том числе театральные. В прошлом году вот в Тольятти прошел межрегиональный театральный фестиваль «Светлые души». Профессиональные коллективы показывали свои шукшинские постановки. Каждые два года будут собираться. А в Борском, c которого мы начали разговор, собирались самодеятельные коллективы. Книга есть у Шукшина — «Даешь сердце!» Вот и этот фестиваль так назвали. Пока только три народных театра в нем участвовали — Борский, Кинель-Черкасский и Похвистневский. Но это из лучших народных театров губернии. И вот тоже ставят Шукшина. Вообще это было одно из самых горячих его желаний. У него же и публицистики немало. И вот в этих своих работах он не раз говорил о том, как это важно — прорваться в будущее России.
— И таки прорвался.

 — Я бы сказал, перетек. Вместе с нами, со всей нашей жизнью.
— Ну с нами-то ясно. С рожденными в СССР. А вот для тех, кто родился в постсоветской России, он что-нибудь значит? Много таких на ваших концертах и фестивалях?
— Очень много. У Шукшинского центра есть своя литературно-драматическая студия «Отечество». При Доме офицеров. Так там только молодые. И вы не найдете ни одной театральной школы, будь то студия, училище, институт или академия, где в учебной актерской программе не было бы Шукшина. Вот этих его ярких, самобытных характеров.
— Вернемся к вашей биографии.
— Родился я в Бугуруслане, отец учился там в летном училище. Но рос в селе Чекалино. Это Сергиевский район — родина моих бабушки и дедушки. Отец погиб на фронте в 45-м году, а мама погибла в 48-м. Несчастный случай. Мечтал стать, как отец, летчиком, но зрение подвело.
— Зато стали актером.
— Спасибо Игорю Владимировичу Ильинскому.
 — А вот с этого места поподробнее.

—  Ильинского я обожал. А в 1961-м выходит книга «Сам о себе», где Игорь Владимирович рассказывает о себе и о профессии. И между прочим замечает, что каждый начинающий артист должен «держаться за палец мастера». И я решаюсь Ильинскому написать! Ответ пришел. Правда, из «Театральной жизни». Игорь Владимирович мое письмо получил, прочел и отправил в журнал с просьбой автора проконсультировать. Ну и из журнала мне пишут, что летом (а я оканчивал десятый) будет прием в такие-то и такие-то учебные заведения Москвы. Но можно и не ехать в столицу, а получить театральное образование в Куйбышеве. В студии, что при драмтеатре. И я пишу в драмтеатр. И получаю открытку за подписью Михаила Лазарева, директора студии…
 — … и ведущего актера театра.

— Блестящий актер. И пишет, что да, товарищ Матюхин, набор открыт, прием заявлений с 1 августа, экзамены с 1 сентября… Дед с бабкой: «Ну зачем тебе этот театр?!» А я уже ни о чем другом и думать не могу.
— Кто с вами, кроме Юрия Демича, учился?
 — У нас и группа была шикарная! Валя Пономарев, Люба Альбицкая (оба заслуженные артисты России), Вася Чернов, Галка Турунова, искусствовед известный, Витя Дмитриев в тольяттинском «Колесе», народный артист России…
— Вы играли в массовках.
— И это тоже была школа. В спектакле «Мать» по Горькому Засухин Павла Власова играл. А мы - кто жандармов, кто пролетариев. Иногда и эпизодические роли давали. Кстати, первая моя роль эпизодическая тоже была в спектакле, где главную роль исполнял опять же Николай Николаевич Засухин. Знаменитый наш «Ричард III». Я изображал одного из монахов, что сопровождали гроб. Свеча в руках, огромный капюшон. Наших лиц не видел никто. Но выходя страшно гордые после спектакля на улицу, мы как бы невзначай встречались глазами с людьми, втайне надеялись, что и нас узнают. После года учебы я при помощи Михаила Гавриловича Лазарева (он вел сценическую речь) от чекалинского диалекта избавился. И мне дали эпизодическую роль со словами.
— … «Кушать подано».

— Да, нет, там целый моноложек был. «Ленинградский проспект» назывался спектакль, и мы с ним дней 20, наверное, ездили по области. И, кстати, первое выступление было в моем родном Сергиевске, где я благополучно провалился. История футболиста, решившего бросить спорт, и я играл парнишку, который пытается человека вернуть в команду. Выхожу, начинаю говорить, а меня не слышат. Голос пропал от волнения. Партнер (Олег Фомин) — в недоумении. Ушел за кулисы и слышу, как Олег своими словами и как бы от себя проговаривает мой текст. Ну, чтобы зритель понял, кто и зачем выходил на сцену. С роли, к счастью, не сняли. И на следующем спектакле все было нормально. Это еще и приработок был, эти наши сценические выходы.
— И много платили? За сопровождение гроба, скажем?
— 70 копеек — выход. Но поскольку мы были заняты во всех массовках, в месяц набегало рублей 20. Плюс стипендия — 20. Ну и если еще из дома рублей 20 пришлют…
— 60 рублей. В 60-е это были деньги.

— Это были хорошие деньги. Хватало и на будни, и на праздники. Жили мы в общаге. Ну, те из нас, которые не самарские. У девчонок общежития не было. А у парней было. Фрунзе, 173. Напротив театра. За молочным магазином. Вот тут мы жили. Ну и после каждого праздника открывали подпол и скидывали туда тару. И так три года. А потом Васю Чернова, Валю Пономарева и Юрку Демича оставили в драме. И Васе дали квартиру. Вот эту нашу общагу. И он говорил: «Гады! Я целый месяц из подпола мусор вытаскивал!»… Меня оставляли в ТЮЗе. Но в Самару приехал режиссер Владимир Николаевич Кузенков. По окончании ГИТИСа вместе с пятью сокурсниками начал создавать в Павлодаре молодежный театр. А сам самарский. Приехал в Самару, обворожил нас, и я, Галка Торунова, Cвета Сорокина, короче, шесть человек рванули с ним в Павлодар. И даже медали там получили за освоение целинных и залежных земель.
— Сеяли разумное, доброе, вечное.

— А уж как пахали! Гастроли по всему Казахстану. И в Москве играли. В столицу я, к слову, и по комсомольской линии ездил. Был секретарем комсомольской организации театра, и в 68-м участвовал в торжественном пленуме ЦК комсомола, посвященном 50-летию ВЛКСМ. Это было нечто! Живых Ворошилова, Буденного, Кожедуба видел. Мне предлагали в Высшую комсомольскую школу поступать. Но я сказал: нет — только театр. Четыре года работаю, и тут вдруг мною начинает интересоваться военкомат. Мне 25-й уже шел, но еще я не служил, потому что считался опекуном деда и бабушки. Жил при этом не с ними, не в Сергиевске, а в Казахстане. В военкомате и зацепились. Призывают и направляют в Алма-Ату. В ансамбль песни и пляски Среднеазиатского военного округа. А я знаю, что сокурсник мой Володя Панчешин заканчивает службу в ансамбле песни и пляски Приволжского военного округа. Сажусь в самолет и — домой. И здесь мне пишут отношение в павлодарский военкомат: просим-де направить для прохождения службы в Куйбышев. Возвращаюсь в Павлодар, а мне: спрячь эту свою бумажку знаешь куда? У нас другая республика, другой округ.
— Но вы выкрутились? И как же?

— У нас при молодежном театре тоже была своя студия. Лешка Булдаков (народный артист России, знаменитый генерал в фильмах «Особенности национальной…». — Ред.) как раз в это время учился там. И мы сдружились, и небольшой такой компанией ездили к Лешкиным родителям в баню париться. Они на окраине Павлодара жили. В частном домике…
— А вот еще вы упоминали про свою командировку на войну. Про Афганистан, куда ездили с «Синей птицей» (самый известный в советские годы самарский вокально-инструментальный ансамбль. — Ред).

— Дважды ездил. В 85-м на 20 дней и в 86-м — на 20. Кабул, Герат, Джалалабад…
— Вы ведь не только администрированием в театрах занимались. Еще и играли там.
— В Сызрани директора школы в пьесе «Завтра была война». Миллионера Манташева в «Эмигрантах» Алексея Толстого. Комедийные работы были. И в Самаре играл. С Верой Александровной Ершовой в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца». Там у меня роль пастора была. Генерала Корнилова в пьесе Шатрова «Так победим!». В «Левше» лекаря-аптекаря играл с Ваней Морозовым в очередь. А самая моя любимая и желанная роль, роль, которую я хотел сыграть и сыграл, — это роль Градобоева в «Горячем сердце». Правда, сыграл я ее в дипломном спектакле, когда в 86-м году оканчивал наш институт культуры.
— А вообще о чем мечтаете?
— О создании в Самаре профессионального литературного театра.
— Успехов!» (беседовала Светлана Внукова)…

***
В 2018 году Геннадий Матюхин принял активнейшее участие в организации съемок художественно-документального фильма «Трасса судьбы» (о подвиге строителей первого советского магистрального газопровода «Бугуруслан – Куйбышев» в годы Великой Отечественной войны; режиссер Э. Перевощиков, сценарист В. Плотников, оператор и монтажер А. Шакурова). Благодаря обширным связям в театральном бомонде Самары, он оперативно организовал кастинг и привлек к съемкам десять профессиональных актеров из трех ведущих театров областной столицы. Сам же сыграл две центральных роли: привычную - ведущего и… «напророченную в юности» - товарища Сталина.

В последние месяцы артист заметно сдал, но даже, тяжело больной, до последнего, как всегда энергично и веско, выступал на заседаниях Аксаковского комитета Самарской области, активистом которого был с момента основания…

А еще всего-то две недели назад он вручал дипломы на очередном конкурсе...


…Геннадия Дмитриевича не стало, но сила его и энергетика таковы, что в это не скоро еще поверится…

Светлая память!

14.12.2020 г.

Кадр из фильма "Трасса судьбы" (2018), в роли Сталина - Матюхин, в роли наркома Байбакова - сценарист и автор этих строк.

Сжатую версию фильма можно увидеть на "Ютюбе", набрав название - "Трасса судьба".


Рецензии
Спасибо большое, Владимир!Хороший вышел рассказ о замечательном человеке.
Как много может уместиться в одну человеческую жизнь! Когда читала , я все время вспоминала о фразе " соль земли русской". Это, мне кажется, как раз о таких, как Геннадий Дмитриевич Матюхин.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Людмила Горишняя   08.12.2021 10:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.