Баллада про Палладу

Кругосветная морская эпопея «Паруса мира»

До сих пор в среде путешественников в чести задорная песня про капитана, который «обветренный как скалы». Нынче на современных механизированных судах, с их комфортом трудно найти кэпа с обветренным лицом. Но есть исключения. Их можно  обнаружить на больших (и малых тоже) парусниках, которые  встречаются в морях и океанах. В России таких шесть, а самые крупные барки «Седов» и «Крузенштерн», фрегат  «Паллада» - краса и гордость российского и мирового флотов. Именно они провели большую часть 2020 года на просторах мирового океана. Таким образом отмечены две знаменательные даты — 200-летие открытия Антарктиды известными нашими мореплавателями Ф.Беллинсгаузеным и М.Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный», а также 75-летие Победы в войне с фашизмом. Героические три экипажа справились с задачей кругосветного рейда и с помпой  были встречены в портах приписки Калининграде и Владивостоке. Не помешали им пройти крутым маршрутом ни стихия, ни вирусная напасть.
 
- Да у нас на корабле у всех обветренные лица,- смеется на мой вопрос капитан дальнего плавания Н.К.Зорченко, легендарная личность на флоте. - Управляем учебным парусным судном (УПС) «Паллада» как и 200 лет назад с помощью парусов и рук матросов, курсантов и даже юнг.  В пути к далеким островам и континентам аврал следует за авралом, и большинство важных дел происходит на палубе — под солнцем, ветром, солеными брызгами волн.

Встретились мы с Николаем Кузьмичем далеко от моря, в городке Ливны на Орловщине, куда он прилетел после «кругосветки»  из Приморья.  Здесь его с нетерпением ждали жена (родом из Ливен) и многочисленные родственники.  Автору этих строк пришлось добираться в центр РФ из Краснодарского края сквозь возникшую вдруг пургу на трассе «Дон». Капитан сразу произвел человека сильного, разностороннего, сверхопытного, с веселой искоркой в глазах. Общаться с ним было интересно и потому, что он хранил в памяти доскональные корабельные премудрости, детали встреч в иностранных портах, климатические сюрпризы, истории молодых парней, впервые ступивших на палубу, исторические факты географических открытий. Помог поддерживать беседу и личный интерес к морском делу и маринистике. Отец — военный моряк, воевал на Балтийском и Черном морях, а в мирной жизни показывал образцы четкой организации дела и поддержания чистоты. Один из любимых моих сборников - «Фрегат Паллада» И.А.Гончарова,посоветовал прочитать он.
- Тоже люблю книгу Ивана Александровича, познакомился с ней еще в 9 классе средней школы в Новосибирской области, откуда родом,  поразила глубокая наблюдательность автора, - подхватил тему Зорченко. - Наверное, при выборе профессии данный факт сыграл свою роль, но прежде всего отмечу К.Станюковича, его «Морские рассказы», их влияние наибольшее.

Так, словом за слово, мы перебрали многих авторов-маринистов — Конрада, Меллвила, отечественных Соболева и Конецкого, а уж потом обратились к биографии самого Николая Кузьмича. Оказалось, что его одиссея тоже стоит пера лучших современных писателей. Судите сами: участник 5(!) кругосветных морских экспедиций, обладатель редкого ордена за морские заслуги, а также ордена Александра Невского, «накрутивший» на судовых спидометрах более миллиона морских миль, что составляет в переводе на километры 45 земных экваторов. Сначала, еще будучи курсантом Дальневосточного морского училища, ходил в Арктику на научно -исследовательском судне , ледоколе, позже работал  на пассажирском лайнере.
 
-Однажды в порт Владивостока зашел парусник «Паллада» и я влюбился в красавца с первого взгляда,- вспоминает моряк первое впечатление. - В нем мне увиделась красота птицы, плавность линий дельфина, романтика «играющих» с ветром парусов, благородство и много чего еще.

Насчет птицы Зорченко как в воду глядел, ведь УПС «Паллада» номинальный фрегат. А какой школьник не знает морскую птицу по имени «Фрегат», ищущую приключений над морем, смелую, быструю, удачливую при добычи рыбы. Динамичный, без раздумий принимающий верные решения, мужчина понял, что это судьба. Искушать ее не стал и попросился  на борт. А там не нашли причин для отказа. В первый рейс вышел помощником капитана, быстро стал старшим помощником и следом - капитаном.
- Я «палладовец» до мозга костей, скоро стукнет 30 лет как капитаню на чудесном корабле, прикипел всей душой к нему, сроднился с экипажем, перед которым ставятся все новые задачи, - признается морской волк.

Приятно было после слов собеседника ощутить себя (пусть визуально) как бы в его команде. Историей кораблей «Паллада» занимаюсь давно, начиная от первого и кончая нынешним, четвертым. И каждая история — увлекательное приключение, гимн морскому ремеслу, помесь детектива с поэзией странствий.

Родословную начал в сентябре 1832 года военный парусник, спущенный на воду в городе Санкт-Петербурге. Первый капитан его П.С.Нахимов и главный строитель В.Ф.Стокке придерживались личных указаний императора Николая 1 — сделать судно высшего класса, с применением самых новейших тех лет технологий. На нем установили 52 современных пушек, а вместо якорных канатов впервые применили цепи... Царь сам дал название судну «Паллада»,  по имени покровительницы мудрости, наук, творчества, ремесел и оплота благополучия в древней Греции Афины Паллады, он же использовал новое красивое судно для встреч высоких гостей из разных государств.
 
В 1852 году экипажу «Паллады» император поручил осуществить морской переход в Японию, чтобы заключить со страной Восходящего солнца «торговый трактат». Более 2-х лет продолжалась эпопея со штормами, мелями, тайфунами, поломками, но не приключения и успех российской дипломатии прославили судно. На его борту волею обстоятельств оказался писатель И.А.Гончаров,  издавший книгу путевых очерков, которой и сейчас зачитываются люди в разных странах мира. Из Владивостока литератор добирался уже по суше. А корабль, побивший все рекорды скорости и выносливости, смелости, увы, был затоплен в 1856 году на  в Татарском проливе в Приморье по приказу российского флотского начальства (чтобы не достался противнику). Набирала обороты  Крымская война.

- В нашем судовом музее хранятся останки первой «Паллады» , поднятые водолазами со дна бухты Постовой,  - включился в разговор Зорченко, - данное место стало культовым у моряков, мы  в тех краях в 2009 году спустили на воду траурный венок, склонили головы у памятника.

Я же закончу исторический экскурс упоминанием еще о двух корабельных тезках, находящихся в родстве с богиней мудрости. В Санкт-Петербурге в 1895 году невские мастера построили вторую «Палладу», уже с 3 паровыми машинами вместо парусов, с полным запасом угля в бункерах в 972 тонны. В кают-компании бронепалубного крейсера первого ранга стояли два пианино, а на камбузе работала электрическая тестомешалка. Прогресс и конкуренцию никто отменять не собирался на флоте. Однако судьба  немилостливо обошлась и с этим чудом техники того времени. Во время сражения за Порт-Артур крейсер захватили японцы. Трофей отремонтировали, дали свое имя «Цугару», он стал учебным судном, а позже сменил амплуа на минного заградителя. На учениях его использовали как мишень, и в 1924 году отправили на дно.
 
В Финском заливе на глубине 60 метров (около полуострова Ханко) окончательно успокоился третий «Паллада», также крейсер, ему было отпущено времени меньше других - всего 8 лет. За время участия в первой мировой войне экипаж  провел много удачных операций, а одна вошла в историю.  Морская схватка с вражеским крейсером «Магдебург» на Балтике закончилась  потоплением «немца». Капитан его успел выбросил в море книги с секретными кодами военной связи, но они попали в руки русских водолазов. С этого момента все послания противника спокойно расшифровывались нашими моряками, что даже повлияло на сроки окончание войны.  В 1914 году немецкая подлодка подстерегла российский крейсер и поразила его торпедой. Все 600 человек экипажа погибли. Место затонувшего корабля нашли в 2000 году финские аквалангисты на глубине 60 метров около полуострова  Ханко. Любители подводных съемок здесь частые гости.

...Четвертая «Паллада», дай ей Бог удачи, безаварийно бороздит просторы морей и океанов с 1989 года, времени схода с Гданьской судоверфи в Польше. Она напоминает первую парусами, отделкой, изяществом и пропорциями, за что и любят фрегат моряки с разных концов света. Все пароходы, даже военные корабли на длинных водных дорогах приветствуют ее долгими уважительными гудками, а при заходах в порты от посетителей нет отбоя. Как и было во всех трех кругосветных плаваниях. И в каждом на капитанском мостике стоял крепкий мужчина с обветренным лицом, бравой выправкой, зорким  взглядом, не зря носящий фамилию Зорченко. Случались и короткие перерывы. Почти 4 года Николай Кузьмич руководил экипажем более мощного парусника «Седов», совершил на нем кругосветный переход. Также короткое время был проректором и и.о. ректора «Дальрыбвтуза» во Владивостоке, но всегда «Паллада» звала к себе. Приходилось разочаровывать начальство и проситься на знакомый до боли фрегат.

-Мне «Паллада» нравится легкостью, подул средний ветерок, а она уже расправляет паруса-крылья  и мчится по волнами. «Седову» нужен более сильный ветер, и "схватив" его, он идет по морю уверенно словно утюг по белью, - сравнивает два парусника капитан.

Не случайно  в судовом музее хранятся документы, которые подтверждают:  «Паллада»   достигла максимальной скорости для данного вида судов — 18,8 узлов в час. Случилось сие на одном из участков «кругосветки» в 2007-2008 годах, когда плавание длилось 284 суток. Здесь же, в музее, красиво разложены призы, почетные знаки и жетоны за победу и призовые места в международных регатах.
   
Экипаж «Паллады» сравнительно небольшой, но на каждое место, механика, матроса или помощника капитана, подобраны профессионалы высочайшего класса, мужественные люди, не теряющие присутствие духа в шторма и готовые быстро устранить повреждения. Ветер над стариком-океаном иногда обладает громобойной силой, рвет крепчайшие паруса. Тут за дело споро берется старший боцман Николай Александрович Абрамов. Ему не мешают ни качка, ни ветер, а помощники -прямо под рукой, курсанты морских училищ и вузов. Сам он ходил на разных судах и атомных подводных лодках, дослужился до капитана первого ранга, но в свои 74 года от моря отказываться не собирается. Связался с Зорченко и попросился на любую должность, тот определил хорошо знакомого ветерана в боцманы.  Абрамов  на пожилого человека похож слабо: под два метра ростом, мускулистый, каждое утро бегает по палубе, а потом опрокидывает на голову три ведра забортной воды.
 
Все «палладовцы» очень довольны, что ходят на таком редком легендарном судне  в интересные рейсы и с  умелым, удачливым капитаном и прекрасным человеком. Они считают Николая Кузьмича строгим и справедливым. Отмечают его высокую культуру, интеллект, талант педагога. Всегда корректен, никогда не повышает голос. В иностранных портах Зорченко быстро находит общий язык с иностранцами, может свободно общаться на английском и корейском, готов обсуждать любую тему.  Как удачу расценивают молодые парни прохождение практики на паруснике с подобными учителями.   Вряд ли ребята будут на современных траулерах, сухогрузах, пассажирских пароходах подниматься на мачты, раскачиваться на реях , испытывать романтику «ловли ветра». Но первые университеты на палубе УПС дают многое для курсантов - морской простор селится в их душах. Через волшебные восходы и закаты,  тяжкий физический труд, плечо товарища, мудрость наставников. Кстати, отбирают на практику на «Палладу» очень тщательно с разных морских учебных заведений городов Санкт-Петербурга, Владивостока, Керчи, Петропавловска-Камчатского, Новороссийска и других, а также с клубов юнг. Юноши не тушуются при авралах, быстро схватывают парусную науку, словом продолжают славу надежности российского флота. Они приняли активное участие 9 мая на палубах всех трех судов во всероссийской акции «Бессмертный полк», ведь почти у каждого в семье бережно хранятся фото предков-фронтовиков.Всего на "Палладе" в недавнюю "кругосветку" 2019-2020 годов успешно прошли практику 110 курсантов.
На Западе изо всех сил стараются приуменьшить в истории роль русских мореплавателей , искажают факты открытий, затушевывают славу настоящих героев. Так получилось и с Антарктидой. Наши аргументы в споре — бортовые журналы судов, достигших 6 континента экипажей , у англичан и американцев — одни версии и разговоры. Поэтому для утверждения истины большое значение имела кругосветная эпопея «Крузенштерна», «Седова», «Паллады», организованная  под патронажем высшего руководства страны. К ней присоединились десятки частных российских яхт,а  некоторые из них, как «Сибирь» и «Елизавета», дошли аж до Антарктиды.  Беллинсгаузен и Лазарев были бы довольны потомками!

- Год выдался у вас выдающийся, наверное, хорошо отмечали его приход? - спросил  напоследок Николая Кузьмича.

-Да, встреча 2020-го запомнилась, мы как раз находились в районе острова Пасхи, нарядили мачту, которую приспособили под елку, курсанты устроили театрализованное представление с Дедом морозом, экипажем мифического судна "Арго",подарками, веселыми напутствиями, - подвел итог капитан  милостью Божьей. - Выпили сока за удачу. Как показали месяцы большого странствия, Фортуна нас услышала.


Рецензии