Полёт на Кукурузнике. Часть третья

                Полёт на Кукурузнике. Часть третья, заключительная.

  Начало здесь:
http://proza.ru/2020/12/11/718;
http://proza.ru/2020/12/15/134

 
  - Вот и Санёк приехал,  уже заправляется,  -  обрадованно помахал рукой командир звена человеку в комбинезоне, виртуозно возившемуся толстым  шлангом, тянущимся длиннющей  змеёй  от автоцистерны с рабочей жидкостью* к ёмкости самолёта.
   
   
  Человек в комбинезоне, несмотря на свой малый рост,  держал себя начальственно, басом покрикивал на помогающих ему упитанному колхозному шофёру и,  почти двухметровому рабочему. Те с вассальной покорностью, не то, испугавшись такого голоса этого маленького человека, не то растерявшись перед энергичными жестами,  неуклюже выполняли его  команды.  Увидев эту забавную сцену, я поинтересовался у одного из пилотов:

  - А кто это такой шустрый? А голос как у Левитана*? Его же вчера не было с вами на пасеке?

  - Да Саша это. Он вчера уезжал в Бугульму*.  Отца  надо было ему навестить.

    Узнав меня,  шофёр с рабочим подошли ко мне.

  - Ох, давно так не крутился,  -  вытирал кепкой пот со лба шофёр.
 
   Подошедший, заглушив свой автобус Фарид абый,  хитро улыбаясь, сделав вид очень огорчённого человека такими мучениями толстяка, не остался без комментария по этому поводу:
 
   - Вот ведь знают, кого послать к самолёту! Глядишь и похудеешь килограмм на десять! Наблюдал я тут за вашей гимнастикой.

    -Хы-хе-хха!  - захихикал сам же не выдержав,  Фарид-баламут своеобразным смехом.

   - А ты сам бы попробовал тут заправлять! Это тебе не баранку крутить!   -  обиженно воскликнул долговязый напарник толстяка. – А вот, шайтан* опять зовёт! Я говорит, тут самый большой начальник над вами. Вот зараза!

   Помощники быстрыми шагами пошли к своему мучителю.

   - Ну, кто уж  на что учился! Бегите, Санчо-Панчо  с Гулливером!  – рассмеялся им вслед  шофёр автобуса,  блеснув своими познаниями в зарубежной классической литературе.
 
   - Ну что, покажешь маршрут, штурман,  -  подошёл предложивший вчера на пасеке полетать с ними пилот  Айрат.  – ну тогда садись пока в самолёт, осваивайся, я сейчас приду.

    Фарид абый и тут не пропустил свой прикол:

   - Ильяс, давай не подведи меня, крепко держись за руль самолёта, чтоб не соскочить из сиденья во время разворотов! Хы-хе-хха!

    В салоне АН-2 сиденья для пассажиров расположены вдоль иллюминаторов.  Посередине салона ёмкость  с рабочей жидкостью для опрыскивания полей.

  - «Таак, если сяду на одно из этих скамеек -  ни черта мне не будет видно.  Как тогда покажу поле лётчику,  -  подумал я и направился в открытую кабину.

    Раньше пассажиром приходилось летать на таких «лайнерах».  Там как на телеге едешь. Самолёт падает как в яму, пролетая над оврагами и даже над маленькими речками.  Пролетев яму,  резко набирает заданную высоту.  Тошнота и неприятные боли в кишках. Многие пассажиры летали,  держа наготове специальные пакетики из плотной бумаги.
 
    А сегодня первый раз увидел кабину лётчиков и удивился множеству приборов, всевозможных тумблеров, разноцветных рычагов и рычажков. Штурвалы, их два, совсем не круглые как у машины. Торчат как два велосипедных руля повёрнутые вверх.

   Два кресла.  Наверно на левое сиденье сядет сам лётчик, как на автомобилях. Мне наверно нужно сесть на правую сторону. А куда же второй лётчик сядет?  Да тут над полями пролетать одного хватает наверно, когда не возят пассажиров.  Тот маленький, который в комбинезоне, наверно простой авиатехник какой-то и остаётся на земле. Зачем он нужен? Маршрут-то всё-таки я буду показывать.

    С такими мыслями, как хозяин,  удобно  расположился в кресле.  Ну, почти Гагарин перед полётом, только скафандра не хватает!  В какой-то момент даже боязливые мысли пришли в голову: а справлюсь ли с полётом? Вдруг и мне надо будет какие-то рычаги дёргать? Лётчик объяснит, конечно, заранее. Вдруг забуду  в полёте?  Стал внимательно осматривать приборы и читать написанное под множеством тумблеров. 

   - Так, давай-ка я сяду на своё место,  - это тот, в комбинезоне, пробасил,  чуть тронув меня за левое плечо.

   - Вы тоже летите?

   - А как же, полетим вместе.

   - «Значит, он и есть самый настоящий лётчик! И мы полетим с ним вдвоём»  -  пришла в голову новость.

     Что делать. Пришлось пересесть на второе кресло слева.

     Лётчик надел наушники,  стал включать и переключать какие-то тумблеры, дунул на микрофон. Между этим его рука так стремительно дёргала то один рычаг, то второй. Не глядя нажимала на всевозможные кнопки. Впереди кабины, очевидно в моторе, что-то зажужжало,  включились невидимые электромоторчики.  Лётчик переговорил по радио с диспетчером аэродрома. Тот ответил, что полоса для взлёта готова.  Человек в комбинезоне что-то покрутил и нажал ещё на одну кнопку. Вдруг самолёт задрожал, зафырчал и пришли в движение лопасти пропеллера.  Загорелись на панели где зелёные, где красные, где синие  огоньки. Двигатель несколько раз пропыхтел и завёлся, пропеллер набрал обороты,  и его лопастей не стало видно. Опять  мигнули множество лампочек передо мной и перед лётчиком.  Машина, сдерживаемая тормозами,  дрожала,  словно конь с удилами во рту, но стояла на месте. Тут, захлопнув за собой заднюю дверь салона, в кабину прибежал Айрат. Он тоже летит, оказывается,  с нами и попросил освободить его место.  Мне, улыбнувшись под тонкие усы,  крикнул в ухо,  чтоб встал сзади их кресел, возле двери кабины.  Тут я увидел через боковое стекло довольную физиономию Фарида. Явно со смехом показывающего стоящим рядом с ним толстяку и каланче,  на мою сторону.  Те тоже улыбались. Видать смешно им стало от комментариев Фарида по поводу моих  перемещений по кабине.

   - Командир, ну что, поехали?  –  Айрат  тоже стал нажимать кнопки и дёргать рычаги.

    Александр кивнул ему с согласием, что-то сказал в микрофон,  Айрат куда-то нажал, и самолёт,  освобождённый от тормозов,  подтягиваемый  пропеллером, поехал вперёд.  Мне слышны были визг тормозов на шасси и скрежет тросов рулевого управления. Самолёт быстрее побежал, слушаясь  штурвала пилота,  повернул на взлётную полосу.  Опять заскрежетали тормоза,  остановились, перед взором предстала бетонная полоса, пропеллер стал крутиться  бешеными оборотами.  Лётчики сделали опять привычные  только для них  манипуляции.  Проехав по взлётке  под шум свирепо гудящего двигателя, услышав несколько раз глухие удары резиновых шин по бетону, чувствовалось плавное отрывание от земли ввысь.  И полетели!

   Вот пришло и моё время. Поднявшись на высоту птичьего полёта, Александр повернул голову, снял наушник и шуточно спросил:

  - Ну, показывай, начальник, куда бомбить будем?

   Под нами лежали прямоугольники полей соседнего колхоза. Сориентировавшись в этой панораме, я встал ближе к нему и стал показывать, куда повернуть:

   - Вот видишь слева ту лесополосу, это и есть наша граница с «Ибрагимовым*.  А вторая граница вот вдоль речки. Видишь? Вот, там,  в виде трапеции – тоже наш участок в тридцать гектаров.  Его тоже надо захватить в следующий полёт!  Вот за лесополосой  не нужно, там только засеяли гречихой. А вы заходите по ветру, а не поперёк! Ветер дул с запада!

   - Принято!  - Александр посмотрел на меня с улыбкой и оба лётчика улыбнулись друг другу многозначительно.

   - Александр Сергеич,  Во,  какого классного штурмана я завербовал вчера вечером на пасеке  «Ибрагимова»!  -  бросил шутку Айрат.

   Не думал никогда, что Кукурузник может опуститься так близко к земле и летать так медленно на бреющем полёте.  Пролетели над полем пробный заход и,  чуть не  задев верхушки тополей,  повернули попутно ветру для опрыскивания на посевы содержимого  ёмкости в салоне.

  - Да, насчёт  ветра  предупредил вовремя, что бы без тебя мы делали, дорогой ты наш штурманн,  - произнёс,  улыбаясь,  и делая ударение на последний слог,  Александр Сергеевич.

    Красота! Апрель, май, июнь – они  и так любимые мной месяцы. А здесь,  с высоты птичьего полёта,  особо очаровывают зеленые поля, деревья с недавно распустившимися листиками,  жёлтые цветы одуванчиков вдоль дорог. Тут такая картина, я вам скажу, что начинаешь понять: почему люди выбирают профессию лётчика!
 
   Сделав  пять пролётов, идём на посадку.  Опять стукнуло шасси на твёрдую полосу.  Кукурузник опять пробежался, жужжа лопастями,  вдоль лужайки с зеленеющими травами  вдоль взлётной полосы.  Скрипнув тормозами повернул в сторону заправщиков-автоцистерн.  Остановился,  и ещё с минуту потарахтел на медленных оборотах мотора,  и сам погрузился  в относительную тишину окружающего состояния земной поверхности.

   - Ну что? Полетишь ещё разок? За полчаса заправимся и опять на рулёжную!  -  Айрат дружески похлопал меня по плечу.  -  Сергеич, давай опять со «штурманом»?

   - Да нет, ребята. Куда уж! Вот  стоит УАЗ* моего директора перед аэропортом, с удовольствием  бы, да в РТС* ещё надо заехать за запчастями для трактора. Вечером ещё встретимся, посидим за рюмкой «чая».

    Александр  открыл дверцу самолёта, Айрат спрыгнул на землю, поставил специальную лестницу.

    Вдруг послышался мотив торжественного марша: трамтарам, там тарам, трам трам там таран!  Его в такт произносил, дирижируя руками,  неисправимый по части приколов и насмешек Фарид.    Ради более удачного сценического эффекта поставил рядом с собой в шеренгу* длинного колхозника,  толстого шофёра автоцистерны и для пущей комедийности поставил между ними пожарного аэропорта. 

  - Да здравствует авиация! Слава лётчику Ильясу Исмагиловичу!  - крикнул он, как я только сошёл с самолёта.

   В  угаре своего творчества даже не заметил директора, приближающегося с его характерной  бесшумной поступью  кота.

   - Что за представление тут, не  хрен вам делать?!  От безделья тут страдаешь, Фарид?  -  директор повернулся ко мне,  -  ну что скажу, так то на браво пролетели. 

   - Сейчас  сюда глава района должен подъехать.  Дружище, ещё один круг сделай уж при нём над нашим полем.  –  сладко улыбнулся Айрату директор, наверно тоже не принимая Александра в комбинезоне за пилота.

   - Да они ещё пять пролётов будут делать, чтоб весь участок доработать! Правильно, Александр Сергеевич?  - вставил я свою позицию, обратившись к командиру экипажа.
 
    Александр кивнул утверждающе и они с Айратом стали руководить заправкой ёмкости своего аппарата. Толстяк с долговязым опять стали возиться со шлангами и подставками  под шланги.

   - А ты давай, уезжай. Хватит тут бездельничать.  Главу я сам встречу без тебя. Тебя там,  на учхозе заждались. Давайте езжайте,  - показав на сторону автобуса,   проводил нас директор.

   - Ну вот получили очередную «благодарность»  от нашего «легендарного» директора,  -  возмущённо пробурчал Фарид, наверно вспомнив о трудовых  «подвигах»  того на посту районного начальства, восхваляемых некоторыми приближёнными.

    Сев за руль и поворачивая ключ зажигания,  вдруг  начал свою знаменитую порцию смеха:

  -  Хы-хе-хха!  Ты чуть сам не полетел за рулём  самолёта!  Я уж испугался за тебя: вдруг упадёшь с небес без парашюта! Хы-хе-хха!  Места лётчиков занял и сидишь там как Магуба  Сыртланова*!  Те бедные еле тебя уговорили от руля! Хы-хе-хха! 

    Заразительный смех балагура заставил и меня присоединиться к нему:

  -  А они там, на небе, посадили меня за штурвал. Не видел что ли, как на втором заходе  лихо пролетели?  Так вот, знай,  тогда я пилотировал!

  - Хы-хе-хха!  Хы-хе-хха!  Пи-пи-пилотировал, значит! Хы-хе-хха!  Расскажу кому  -  не поверят!  Хы-хе-хха! 

   Зная,  до каких масштабов может раздуть сцену в кабине самолёта и  мой полёт этот талантливый самородок,  попросил его:

  - Фарид абый, ты уж всем не рассказывай, пожалуйста. Засмеют ведь!

  - Да ты что? Меня не знаешь?  Я лишнего никогда не болтаю. Я – могила!
 
  - Давай уже, поехали! А то директор уже посматривает на нас.

   - А я что говорю. Поехали, конечно.  Пусть сам  один похвастается перед главой. Любитель! Хы-хе-хха!  Цирк уехал, а «клоуны»  остались!

    Спустя день  невольно пришлось подслушать увлекательнейший рассказ Фарида медсестре и диспетчеру в одном лице Зайнаб*  про мой полёт в самых ярких красках:

  - Слушай, только тебе рассказываю!  Хы-хе-хха! 

   Да я уже понимал по улыбкам других сотрудников,  что эта байка для всех уже притча.

   После выходных директор на совещании и привёл как пример:

  - А у нас, господа-товарищи, знайте,  есть такие лётчики-вертолётчики, прогуливающиеся по небесам от безделья, когда весь коллектив под моим руководством выполняет с большим усердием поставленные задачи в свете решений руководства!
 
   Потом долгое время некоторые остряки  специально при мне расспрашивали  очевидца этого события:

  - Фарид абый, правда ли то, что Ильяс чуть не выгнал лётчиков из кабины самолёта? Расскажи, пожалуйста, ещё разок.

  - А я откуда знаю, я же стоял в сторонке.  Интересно, откуда директор узнал про тот полёт?  Ну, конечно,  зря Ильяс не взял его с собой полетать!  Хы-хе-хха! 

 
 *Рабочая жидкость  -  раствор гербицида с  водой.
 *Левитан - легендарный советский диктор радио.
 *Шайтан – так называют татары чёрта.
 *Абый - так обращаются татары к старшему по возрасту мужчине.
 *Бугульма  - город на юго-востоке Татарстана.
 * «Ибрагимов»  - сокращённое название колхоза имени Ибрагимова.
 *УАЗ  - советский легковой полноприводный автомобиль Ульяновского автозавода.
 *РТС  - ремонтно-техническая станция.
 *Магуба Сыртланова  -  Герой Советского Союза, лётчица-татарочка, командир эскадрильи  женского авиаполка  ночных прифронтовых бомбардировщиков в годы Великой Отечественной войны.

 Вот и конец, а кто слушал – молодец!
 


Рецензии
Ильхам, пятьсот га, конечно не тот объем, чтобы обрабатывать авиацией. После девяностого года оказалось, что по сложившимся ценам выгоднее проводить наземное опрыскивание, даже с учетом потерь части посева под колесами агрегата.
Но опыт полета останется на всю жизнь.
Посмотри аналогичный вариант у меня. АН-2 называется.

Понравилось.
С уважением,

Владимир Пономарев 3   26.02.2024 12:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир абый.
"Рыбак рыбака видит издалека" :)
Спасибо за прочтение и высказанное мнение о моем скромном сочинении.

Ильхам Ягудин   26.02.2024 07:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Ильхам, все мы агрономы, нам легко понять друг друга.

Владимир Пономарев 3   26.02.2024 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.