Об исторической правде в жизни и в Конституции

Послевоенные дети любили играть в войну.  Они делали себе деревянное оружие, иногда взрывали «бомбочки» из спичек и бутылки с карбидом, шли в атаку, брали в плен, не выдавали военные тайны…
Играли под впечатлением увиденных фильмов и прочитанных книг. 
   Взрослые игры  «в войну» у нас в стране начались почти полвека назад.
Год юбилея победы над французами в Отечественной войне почтили воссозданием  Бородинского сражения во всей красе военных мундиров.
Исторические  реконструкции по масштабу можно сравнить с массовками батальных сцен в кино.
Они  производят впечатление реального интереса к истории.
   Их стали выдавать за свидетельство бережного отношения к исторической правде.
Маловероятно,  что кому-то захотелось бы сделать реконструкцию крестного хода в «кровавое воскресенье», расстрела жителей Новочеркасска, очередей в магазин эпохи Брежнева или событий осени 1993 года в Москве…
Репутация  исторических реконструкций резко пошатнулась  после  ареста их основателя за чудовищное  даже по сегодняшним  меркам убийство своей ученицы и сожительницы.
Идея пользы этих игр «в историю» для воспитания была сильно скомпрометирована.
 Да она, в отличие от детских игр в войну, и в основе своей была кощунством.   

Известно, что в древности олимпийским чемпионам ставили памятники.
Считается, что современные чемпионы в спорте – это символы величия страны.
Есть все основания не считать эту догму правдивой.
Доля исторической  неправды есть и в наших фильмах, и в других произведениях искусства.
Есть недостоверности и в картинах  штурма Зимнего дворца, и в  фильмах про И.Грозного или  балерину Кшесинскую. Одних  не замечают, другими возмущаются.
Понятно, что историю невозможно рассказывать как «Символ веры» или «Отче наш».
Художникам оставляют право личного мнения и художественного вымысла.
Лишь бы от этого не страдала правда.

 Оказывается, не так  просто определить, где искажение правды, а где просто художественный вымысел.
Например, зачем скульптор Микеланджело сделал  Давида обнажённым?
 – Это противоречило правде события: не голым же он вышел на бой.
 Голому мужчине, даже мраморному, место, разве что, рядом с баней, в крайнем случае, в парке отдыха около  девушки с веслом.
И выражение лица мраморного Давида такое, будто он не драться собрался, а цветок нюхает.

В  скульптуре  И. Шадра  «Булыжник – орудие пролетариата» исторической правды больше.
Античная традиция лепить героев без штанов смело нарушена.
Обнажённость  отвлекала бы от главной идеи образа, а она состоит в том, что пролетарий  может не хуже библейского Давида сразить камнем Голиафа. 
Мускулы  пролетария не такие мощные, как  у «Давида» . 
Но камень у него больше, чем тот, которым был убит великан.
И выражение лица его не оставляет сомнений в том, что  он  не пугает камнем, как это иногда делают, отгоняя собак, а  реально  может им побить.
 Микеланджело над исторической правдой просто надругался, посягнув не святое и не отразив в скульптуре  тот факт, что Давиду в детстве сделали обрезание.
      
 А какую правду хотел сказать  О.Роден в скульптуре «Мыслитель»?
 Посвящена она, по словам Родена,   французским рабочим.
Голая фигура атлета с ярко выраженной мускулатурой – позировал, действительно, настоящий боксёр – резко контрастирует с беспомощностью позы: он сидит, подпирая рукой  голову, в позе тяжёлого и долгого раздумья. Может показаться, что человек уже не выйдет из него, что мыслей, как таковых, и нет уже давно, а осталась одна иллюзия раздумий, как соломинка, за которую хватается надежда на перемены.
         Эта скульптура могла бы вписаться в интерьер станции метро «Площадь Революции», где уже сидят или стоят  сгорбленные фигуры советских людей.
Но там  они, как бы, вынуждены горбиться под сводом потолка.
А у Родена поза символизирует трагический контраст беспомощности мысли и мощи мускулов.
Не видно никаких признаков готовности распрямиться во весь рост и перейти от размышлений к действиям.
 В какой-то степени, «Мыслитель» опровергает русскую поговорку «Сила есть – ума не надо»…         
  - Мало одной силы. И Давид, без оружия победивший  великана,  подтвердил эту истину.
Посмотришь на «Мыслителя» под впечатлением российских политических событий, и подумаешь: может быть,  бездействие  - это лучшее из того, что может сделать народ, если учесть его склонность бросать булыжники в обидчиков?
Посмотришь на уличные погромы в западных странах, когда под предлогом протеста жгут автомобили, разбивают витрины магазинов и грабят прилавки, и подумаешь: а так ли, уж, плохо, что наш народ «долго запрягает»?
Символом  общественных настроений можно назвать, скорее, позу «мыслителя», чем пролетария.
Хотя, пластиковый стаканчик, «прилетевший» в столичного стража порядка на одной из столичных демонстраций, это примета того, что  если не  руки то помыслы уже тянутся к булыжнику. 

 Московское  метро стало одним из лучших памятников страны Советов.
Любители анекдотов и оппоненты советской идеологии острят на тему того, что  мраморные и бронзовые скульптуры  на станциях   символизируют  советских людей, из которых многие «сидят», а остальные  никогда не могут выпрямиться в полный рост. 
А всерьёз даже иностранцы отмечают, что скульптуры в метро выполнены на высоком художественном уровне и отражают ту эпоху. 
         Сегодня  даже не совсем понятно, как Советский Союз, только чуть придя в себя от послереволюционной  разрухи, мог найти силы для создания такого чуда искусства и техники.
Против метро многие возражали, говоря, что есть более срочные дела и более неотложные заботы.
Говорили даже, что дешевле каждому москвичу дать по машине, чем копать тоннели для трамвая.
Но метро стало сначала ударной стройкой, а потом  и символом победы социализма.
Оно было и остаётся лучшим в мире.
В США  до сих пор большинство станций ничем не отличаются от простых платформ электричек наших провинциальных городов.
Но из этого, конечно, не следует, что Россия и во всём  остальном лучше США.
              Все отмечали, что станции московского метро создают впечатление  праздника и гордости за «державу».
Известно, что к строительству привлекали западных специалистов.
Главным консультантом Метростроя был американец Джордж Мор.
О советских инженерах он был невысокого мнения.  Особенно отвратительной чертой он называл страсть к выступлениям на собраниях.
О  промышленном  шпионаже в технической политике он, возможно, не знал.
              Даже после окончания строительства звучали мнения о том, что метро стало «абсурдной роскошью» , но они тонули среди всеобщих восхищений его красотой.
Для отделки станций часть мрамора была взята из осколков взорванного храма Христа Спасителя.
В какой-то степени, метро –  тоже наша святыня.
Метро стало, в первую очередь,  символом СССР и его идеалов.
А уж потом решением транспортных проблем столицы.
И было построено  после разорительной гражданской войны всего за 4 года.
Многие станции  оформлены так, что являются ещё и музеем эпохи его строительства.
Но из музея этого выбросили всякое упоминание о руководителе страны, И. Сталине.
И это больше чем грубое искажение  Истории.   
Наскальные рисунки в пещерах, надписи на бересте, древние амфоры на дне моря ценим и храним.
С.Разин и Е.Пугачёв – по современным понятиям, экстремисты.
 Но им в России есть памятники, а воспоминания об  основателе страны и предводителе Победы в Великой войне всюду стараются предотвратить и «зачистить».
 
А что могло бы сегодня стать символом России и последних 20  лет её вставания с колен?
Может быть,  Главный  храм Министерства обороны в Подмосковье, построенный в честь юбилея Победы?
 В  роскоши его оформления современники увидели некоторое сходство со станциями метро.
И вопросов  о позволительности такой роскоши было тоже много.
Формально, храм построен  на добровольные пожертвования.
При виде его громадности и роскоши  поневоле вспоминается поговорка: «От трудов праведных не наживёшь палат каменных».
Видимо, очень хотелось  в год большого юбилея Победы  сделать что-нибудь  более святое и праздничное, чем митинг у Вечного огня с минутой молчания, чем праздник со слезами на глазах  с кашей из армейской кухни и фронтовыми «сто грамм» под песню Д.Тухманова «День Победы».
         К оформлению  подошли более чем творчески.
Чтобы придать храму побольше многозначительности, его напичкали нумерологией, например,   диаметр  главного купола равен 1945 сантиметров.
На освящении храма часть военнослужащих нарядили в обмундирование времён войны.
И было впечатление, что и освящение храма, и сам храм стали элементами  исторической реконструкции  в знак того,  что  Армия  у нас теперь с  православным уклоном.
Даже покровителей из числа святых назначили каждому роду войск.
Возможно, по аналогии с тем, как от разных болезней советуют молиться конкретным святым.
Анекдот про солдат, которые красили траву в зелёный цвет к приезду генерала, знают многие.
А тут в реальности покрасили в цвет хаки православный храм.
Известно, что были попытки и рясы армейских священников шить из ткани зелёного  «защитного» цвета. Но их остановили.
Как и попытку увековечить в мозаике храма лица В.Путина и С.Шойгу.
Из истории их не выкинешь, но в роспись храма ещё не годятся.

      На звание гордости страны и символа её величия сегодня претендует, в первую очередь, новейшее вооружение Армии.
Впервые в истории, по словам президента, не мы кого-то догоняем по мощи оружия, а нас догоняют и долго не могут догнать.
Россиянам дали надежду на то,  что
 теперь, наконец, Армия обеспечит  те мирные годы, недостаток которых всегда мешал «догнать Америку».
И стали ждать, что начнут появляться новые ударные стройки, а не только  новые церкви.
Трубопроводы  «Северный поток»  или «Сила Сибири»  не могут стать символом величия.
Советское метро было реальной частичкой того светлого будущего, ради которого люди терпели много тягот. 
А трубопроводы могут быть только символом неизбежного  истощения ресурсов страны.
Цифровые технологии ещё не создал ничего такого, что могло бы изменить жизнь к лучшему.
Наоборот,  личные данные россиян и  деньги на карточках  становятся достоянием мошенников.
               А искусственный интеллект ещё только задумался над тем, что делать….

 Человек, который позировал Родену, подрабатывал в Париже на бульваре «красных фонарей», имеющем репутацию символа разврата.
Пролетарий с булыжником по-человечески нам ближе.
Но непонятно, как он относится к православию.
Главный воинский храм, построенный в честь великой Победы,  тоже  вызывает смутные подозрения  и окраской стен снаружи в цвет танковой брони и камуфляжа, и неканонической их росписью внутри.
И построен он не совсем на добровольные пожертвования, и в музейной его части правду историческую   грубо исказили,  проще сказать,  над ней надругались, как и в метро, выбросив  всякое упоминание о человеке, который более четверти века возглавлял страну. 
             Зато сочли нужным  выставить мундир Гитлера, который один из военачальников опрометчиво назвал «реликвией».
И тут уж не знаешь, удивляться неловкости рук, в которые попала историческая правда, или тревожиться.
               Конституция обеспечивает защиту исторической правды.
Но трудно дать определение «Исторической правды». Некоторые учёные люди говорят, что с юридической точки зрения,  её нет.
Конституция гласит: «Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
А есть эталон измерения подвига?
Конституцию оберегли от внедрения библейской мистики.
Но наполняют мистикой мутного происхождения.
А значение конкретного человека в этом подвиге можно умалять? Особенно, если он генералиссимус.
Ленин утверждал, что религия – это опиум, а  «Бога нет».
Но ему памятники в стране оставили. Несмотря на возрождение церкви.
А Сталину, который прекратил гонения на церковь, будто анафему объявили. 
Ретивые члены правящей партии даже предложили приравнять нацизм к сталинизму с вытекающими последствиями. Им возразили.
Но  в  споре, если бы он состоялся,  закон об исторической правде мог быть как  дышло…
Поправка Конституции об исторической правде принята без заботы о том, как она будет работать.
В ней преобладают не юридические термины, а понятия.
Поэтому и живём  по понятиям, а не по законам.


Рецензии