Вергилий и Фортуната. гл. 18. Обучение

      
                Глава 18.  Обучение

            
               Обучение римского воина было очень суровым, пожалуй, даже более суровым, чем в Спарте, и рассчитано
на развитие в нём всеми возможными способами физической силы.  Обучали не только обращению с оружием,
но и различным движениям; широко практиковались бег, борьба, плавание без одежды и со всём снаряжением.
               Начинали со строевого шага.  Успех в битве во многом зависел от умения воинов сохранять боевой строй и умения
при любых обстоятельствах не нарушать дистанцию (не сбиваться в толпу и не растягивать ряды).         
               Отрабатывались различные построения: каре, клин, круг и «черепаха». Новобранцев учили преодолевать препятствия при наступлении и отступлении, замещать те или иные подразделения в ходе боя.
               
               Будущих легионеров заставляли за пять часов проходить ускоренным шагом 35 км. И это при том, что на себе им приходилось нести снаряжение весом в 20 кг, а иногда и больше.
               Центурионы и обучающие офицеры часто использовали палки, чтобы подгонять слишком медлительных новобранцев.  При этом нужно было разбирать команды, подаваемые с помощью горнов и знамен.
               
               Главное внимание инструкторы уделяли отработке умения эффективно прикрываться щитом и наносить мечом колющие, а не рубящие удары, поскольку этим способом противнику наносились более глубокие раны.            
               Эта часть подготовки во многом повторяла методы обучения в школах гладиаторов.  Оружие для тренировок было деревянным, шиты — плетеными.  Для отработки ударов использовался врытый в землю деревянный столб в рост человека.
На нем легионер отрабатывал удары по воображаемым голове и ногам противника.
               Для Вергилия это упражнение оказалось самым тяжёлым.  Он стёр правую ладонь до кровавых мозолей, прежде чем научился правильно обращаться с мечом.               
               
               На следующем этапе будущий легионер переходил к той стадии обучения, которая, как и у гладиаторов, называлась armatura.
С этого момента для обучения начинали использовать боевое оружие.  Легионер получал меч, один или несколько пилумов (копий) и принимал воинскую присягу — «сакраментум».  По окончании этого этапа солдаты расставались со статусом новобранцев и вливались в состав легиона.               
               
               Помимо воинской подготовки, большое внимание уделялось воспитанию солдата.  В центре каждого римского лагеря стояли алтари специфических военных богинь: Дисциплины (Disciplina), Доблести (Virtus), Чести (Honos), Децимы (богини судьбы), в дополнение к алтарям Марса — бога войны и Юпитера — покровителя Рима.  Им приносились жертвы, в их честь устраивали празднества.               
            
              После того как с Вергилия и Валериана сошло семь потов и закончилась учёба, их вновь созданный Галльский легион стал готовиться к отправке в мятежную Галлию.  Загружались продовольствием, снаряжением, формировали обоз.  Валериан,  как и положено сословию всадников, попал в кавалерию.  Вергилий же решил начать службу обычным легионером, как и его родной отец.  Заметим, что знатные римляне(из сословия патрициев)обычно командовали когортами, легионами и армиями и в обычной пехоте не служили. Его просьбу целый месяц рассматривала специальная комиссия и только после вмешательства Клавдия был получен положительный ответ. Правда, Вергилию пришлось дать клятву, что никому из сослуживцев он не расскажет о своём происхождении.


http://proza.ru/2020/12/19/1413
          


Рецензии
Здравствуйте, Андрей!
Вижу, что римским новобранцам того времени было намного тяжелее в учении, чем современным молодым солдатикам. Вы прекрасно знаете детали и умеете достаточно ярко и понятно рассказать о них.
Повторю слова знакомого вам историка:"узнаю историю Рима как бы изнутри, глазами обычных людей". Глазами обычных людей!
Да, это ваш ОСОБЕННЫЙ СТИЛЬ - он интересен и потому покоряет читательское сердце!
С уважением,

Элла Лякишева   16.11.2021 23:39     Заявить о нарушении
Отжал всю воду, оставив только суть, концентрат.
Ведь Фортуната, это роман, спрессованный в повесть.
Ибо романы сегодня почти не читают, а до повести ещё могут снизойти. Но Каштанова со мной не согласна.
Кстати, ваша школьная эпопея по объёму это тоже роман.

Андрей Жунин   16.11.2021 23:55   Заявить о нарушении
Согласна, Андрей.
Вначале было повесть, а потом росла, росла - и выросла...
С улыбкой,

Элла Лякишева   17.11.2021 00:16   Заявить о нарушении
Я вам предлагал сделать вторую версию для читателей, сокращённый вариант. И пусть читатель выбирает.

Андрей Жунин   17.11.2021 00:52   Заявить о нарушении
Ой!
Честно скажу: жаль времени!
С улыбкой,

Элла Лякишева   17.11.2021 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.