Я при всём желании не могу быть очень глупым. Ч. I

Взято отсюда:
https://systemity.wordpress.com/2020/12/17/155/

Несколько лет тому назад по совершенно случайному совпадению два разных человека назвали меня "королём витаминов". Одному из них я помог от чего-то вылечиться, а другому - от чего-то, не помню, помог выздороветь его очень старой маме. Я не переношу высосанные из пальца комплименты, но ответить на витаминного короля никак не мог: никто бы моего кокетства не понял. Недавно один из циклов своих статей я назвал "Полуголый король", и смысл этого названия вот в чём. В области витаминологии я не могу назвать себя полным дураком, но не понимаю очень многое, не сильно отличаясь от остального передового человечества, которое в отличие от меня делает вид, что всё понимает и выпускает уверенные публикации на этот счёт. Всё же какие-то королевские черты грамотного витаминщика мне присущи. Знаю я в этой области немало и, главным образом, потому, что не могу воспринимать витамины отдельно от анатомии, биохимии, генетики, физиологии и психики человека.

Какие-то витамины я принимаю регулярно, будучи уверенным в основных, главных, достаточно научно обоснованных механизмах их действия, какие-то - в постоянных экспериментах, зависящих от характера возникающих микро и макропатологий, от всего, что очень точно по-еврейски называется "цурэсами". У меня на столе в кабинете и в холодильнике за моей спиной куча баночек всего, что, как говорится, "Бог послал", и я при возникающей потребности пробую наугад одно, другое, третье, будучи уверенным в отличие от некоторых высказываний в интернете, что от витаминов и им подобных эволюционно дефицитных веществ умереть нельзя при всём своём желании. Таким образом, я - никак не голый король витаминологии, но и не законный полноформатный король. А если говорить очень точно, то - полуголый король, поскольку по большей части использу. эти вещества на основе "метода тыка". Использовать на старости лет приходится, поскольку в течение практически всей моей жизни я относился к своему здоровью уникально безшабашно.

Я пытался научно обосновать невозможность в витаминологии всё разложить по полочкам, правомерность периодического использования по потребности "метода тыка", в ясном виде подать научные основы этих невозможности и правомертности. Но всё это - очень высокие материи, для понимания которых нужно не только основательное биохимическое образование, но и немалый природный ум. Поскольку сонмы болеющих и желающих себя лучше чувствовать, а также сонмы сонмов непонимающих, что профилактика заболеваний на самом деле намного более результативна их лечения принадлежат к гуманитарно образованным, а то и к вовсе необразованным, то моя донкихотская деятельность мне самому стала казаться донкихотской. Я абсолютно не нуждаюсь в популярности. Я нуждаюсь в том, чтобы любое проявление моей активности заканчивалось конкретным смыслом, который можно, как говорят, пощупать. А этот смысл кроме всего прочего отгоняется не только неграмотными научно-популярными писателями, получившими возможность иметь в интенете персональные СМИ, но и причастными к медицине людьми, которым витамины мешают полнокровно существовать.

Например, производные витамина D3 способствуют нормализации метаболизма кальция, который, будучи таким же распространённым компонентом человеческой пищи, как фосфат, способен в сочетании с последним оседать в виде нерастворимых солей, где попало. Кальция ежедневно с пищей взрослый человек принимает больше грамма, а в Журнале клинической эндокринологии и метаболизма (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21118827/) от имени государственного Института здравоохранения США утверждается, что 10 микрограммов витамина D3, то есть одной стотысячной от постуающего в организм кальция, достаточно для людей моложе 70 лет и 20 микрограммов для людей старше 70 лет (соответственно, 400 и 800 IU витамина D3). Утверждается, что эти количества оптимальны для 97.5% населения. Особенно радует точность в пол процента.

Десятилетия во всём мире врачи прописывали витамин D3 в количестве 400IU в сутки. Правда, не так давно, очевидно убедившись в том, такие дозы витаминов не помогают даже воробушкам, медицинская наука стала осторожно рекомендовать 1000-4000 IU D3/сутки. Дело в том, что общемировая проблема - значительный дефицит витамина D у населения - ведёт к весьма печальным последствиям: рахиту, ослабленному иммунитету, повышенному риску возникновения рака и остеомаляции. сезонным аффектным расстройствам, депрессии, ожирению. Известно, что этот витамин, выполняющий одновременно функцию гормона, принимает участие в синтезе нейромедиатора дофамина, который оказывает стимулирующее воздействие на физиологию и психику. Низкий уровень дофамина связан со слабой мотивацией, нехваткой энергии, проблемами с контролем эмоций. Утверждается, что неслучайно сезонный сплин накрывает многих именно осенью и зимой, когда световой день укорачивается и получить достаточную дозу витамина D на солнце невозможно. Одна из функций витамина D - стимуляция выработки особого белка (кателицидина), который помогает организму справляться с любыми инфекциями и воспалениями.

Недостаток витамина D характерен для 95—98 % жителей северных широт и центральной части России, но примерно такой же дефицит распространяется на страны, в которых солнце шпарит круглый год - Индию, Пакистан, южные районы Северной Америки, северные районы Южной Америки... Считается, что чтобы получить суточную дозу, необходимо 20 минут в день подставлять прямым солнечным лучам как минимум 40% тела, но эта информация вилами на воде писана. В природе витамин D3 встречается только продуктах животного происхождения: мясе рыб и в икре, в креветках и моллюсках, в мясе животных и яйцах. В растительной природе встречается эргокальциферол - витамин D2 - в основном только в грибах, выращенных в открытом грунте или под воздействием искусственного УФ. Грибы вообще имеют много сходства с животными.

Наш древний предок был животным исключительно травоядным. Ловить рыбу, добывать и поддерживать огонь, охотится на животных он научился позднее, когда его биохимия, физиология и анатомия сформировались окончательно и необратимо. Единственно где он мог добывать ничтожно малое количество витамина D - это воровство яиц из птичьих гнёзд. И воровать можно было при наличии немалой сноровки короткий период года. А биохимическое противоречие в нормализации совместного поведения фосфатов и кальция существовало уже много миллионов лет и Природа придумала для спасения короткоживущему родственнику человекообразной обезьяны спасение в виде синтеза витамина D под кожей под воздействием солнечного света. Новый вид обезьяны, упорно рвущейся с помощью постоянно растущего качества мозга к росту своего долголетия, получал необходимое количество витамина, поскольку круглый день облучался ультрафиолетом. Как принято говорить, и ежу ясно, что среднестатистический горожанин не имеет возможности получить такое количество солнечных ванн даже летом и в самых солнечных регионах регионах.

Может показаться, что маразм с витамином D3 - случай исключительный, но не стоит верить глазам и ушам своим. Маразм по отношению к витаминам по вполне понятным причинам заботы о медицинском бизнесе повсеместный. Какое-то, причём весьма длительное время, распространялся бред на тему того, что, не дай Бог, перебрать с экзогенным витамином! Вообще-то в ста граммах консервированной печени палтуса содержится 150 тысяч IU витамина D. Содержится потому, что рыбы прокачивают через себя огромные количества речной и морской воды, в которых всегда содержатся высокие концентрации кальция и фосфатов. Не имей рыбы способности синтезировать огромные количества этого жирорастворимого витамина, придающего кальцию "метаболитический ум" их печень в течение десятка-двух часов превратилась бы в очень твёрдый камень. Но что-то я не слышал, чтобы съевший сто граммов консервированной печени палтуса или трески человек скончался в муках.

Человеческое здоровье зависит от качестве генов, полученных от родителей, от качества жизни, наполненной стрессами и радостями, от качества пищи, от качества микробиома, населяющего толстую кишку и продуцирущего для человека весь набор витаминов, от бесстрашия человека, не способного в ранней молодости промоделировать страх от теряю.щегося здоровья, наконец, от качества ума человека, способного анализировать и исправлять ошибки и недоделки жизни. Я думаю, что на примере витамина D мне удалось показать, что научить человека, ждущего правильных руководящих указаний принимать строго профилактические дозы витаминов и других эволюционно дефицитных веществ может быть даже труднее, чем научить человека, не обладающего музыкальным слухом, виртуозно играть на музыкальном инструменте или даже дирижировать симфоническим оркестром. Читая о том, что по любому поводу нужно обращаться к врачу, нужно всегда помнить, что по широко известной статистике врачи в среднем живут значительно меньше их пациентов.

В заключительной статье из этой серии я напишу вчерне о том, что следует принимать регулярно, а что экспериментально варьировать. Каждый из витаминов имеет, о чём я упомянул на примере витамина D, широкий диапазон причём индивидуального воздействия на обмен веществ человека и очень важно на личном примере учиться понимать этот факт.


Рецензии