Истина абсолютная и относительная

       Абсолютное – то, что не имеет границ. Постижение истины есть процесс и результат одновременно. Поскольку познание истины бесконечно и безгранично, то   абсолютная истина абсолютно недостижима. Это первый доказанный философский тезис. Если принять за абсолютную истину этот тезис, то он согласно философскому принципу «абсолютного отрицания абсолютного утверждения» формально-логически опровергает себя и, в результате, абсолютная истина, на самом деле, существует. Это второй доказанный философский тезис.

       Итак, абсолютная истина не существует и, всё же, она есть. Возникает непримиримое объективное противоречие, которое, в принципе, является содержанием истины вообще. Без противоречия нет истины. Она является таковой по природе своей. Однако же всякое бесконечное (абсолютное), не имеющее никаких внешних ограничений и существующее «для себя», имеет бесконечное же количество границ внутренних, в которых содержится огромное множество процессов и результатов конечных. Так, к примеру, развитие органического мира Земли – это бесконечный процесс, который включает в себя бесчисленное количество конечных событий – прожитых жизней различных биологических организмов.

       Таким образом, сам собой, напрашивается вывод об относительности абсолютной истины. Абсолютная истина, в действительности оказывается истиной относительной, то есть переходит в свою противоположность. Противоречие конкретной истины в том, что она абсолютна и относительна одновременно. В этом объективном противоречии «абсолютное» и «относительное» становятся моментами, которые находятся в борьбе и единстве. В процессе становления конкретной истины возникает новое качество как снятое (философская категория) становление. В этом качестве, согласно диалектической логике, борьба и единство (то есть множество) переходят в результат (БЫТИЕ) с противоположными свойствами – спокойствием и простотой.

       Дело в том, что абсолютная истина содержит в себе множество относительных истин (конечных событий) не как их арифметическую сумму (такую бесконечность Гегель называл ДУРНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ), а как диалектическое единство «конечного» и «бесконечного». В диалектическом единстве «конечное» и бесконечное» являются моментами, вследствие чего, в становлении, различие их исчезает: «абсолютное» становится «относительным», а «относительное» - «абсолютным». Мы понимаем теперь, что философские категории «абсолютное» и «относительное» становятся тождественными (философский принцип «тождества различия»), хотя и отличаются одна от другой. «Иное иного есть иное (то же самое – А.З.)» - Гегель.

       Истину абсолютную и истину относительную разделяет постоянно исчезающая граница. По этой причине абсолютная истина всегда содержится в истине относительной, а относительная истина – в абсолютной. Следовательно, в процессе познания относительная истина становится всё более абсолютной, а абсолютная истина – всё более относительной, будучи всегда конкретной. Не следует, однако, доводить сказанное до абсурда: можно говорить об относительности абсолютной истины, но философски безграмотно утверждать абсолютную относительность истины, что является грубой логической ошибкой, которая приводит к релятивизму и агностицизму (невозможности познания вообще).

       Абсолютная истина – категория сферы сущности, а относительная  конкретная (истина всегда конкретна) истина – категория сферы бытия. Известно, что Бытие по форме есть отрицание сущности. Следовательно, понятие (бытие, истина) – отрицание сущности с удержанием (созиданием, синтезом). «Понятие (истина) – БЫТИЕ, через которое просвечивает СУЩНОСТЬ». – Гегель. Конкретная истина относительна бытия и сущности. Для того, чтобы сущность (абсолютная истина) явилась в Бытие действительным содержанием (конкретной истиной), необходимы условия. Конкретная, то есть действительная истина возникает только в конкретных условиях. Если таких условий нет или они были, но исчезли, то истина становится не действительной, а относительной.

       Истина, как и всякое бытие в принципе, постоянно развивается с изменением условий в жизни общества. То, что было ранее конкретной истиной, здесь и сейчас, в новых условиях и обстоятельствах, становится истиной относительной. Истина, осознанная в конкретных условиях, здесь и сейчас, является действительной и конкретной истиной, которая всегда одна, но содержит в себе относительную истину в качестве результата её развития. Таким образом, конкретная истина одновременно относительна и абсолютна. Конкретная истина, как и всякое «конечное» достигает своего предела – границы, которую переходят, -  и становится моментом истины абсолютной уже в качестве истины относительной. Бытие истины конкретно-относительной благодаря исчезающей границе превращается в инобытие истины абсолютной.

Выводы:

1. Истина – соответствие понятия объекту и объекта понятию – есть процесс и результат одновременно. Как и всякое бытие она находится в перманентном развитии.

2. Истина в соответствующих условиях и обстоятельствах всегда конкретна и одна.

3. Здесь и сейчас истина конкретна (по определению), относительна и абсолютна одновременно. Это одна и та же развивающаяся истина.

4. Объективный мир, благодаря истине, познаваем.

5. Истинное знание абсолютно, то есть объективно, действительно, конкретно и относительно.
 

      


Рецензии