Не узкая специальность. Часть 13. На пенсию

                Окончание, предыдущая часть: http://proza.ru/2020/12/09/35
                Начало: http://proza.ru/2020/06/24/108

        Увлекся я воспоминаниями по работе. Пора заканчивать.  Рад, что удавалось заниматься творческой работой: научными исследованиями, поиском новых технических решений. Творческий подход применял даже в переписке с чиновниками.  Неожиданно вспомнил, как еще в НПО «Центр» пришлось писать письмо-обоснование для приобретения поливальной машины, которая моет улицы. Пришлось немалую фантазию проявить.  А наукой, пожалуй, больше всего занимался, когда работал младшим научным сотрудником в ИТМО. Потом стало больше организационной работы, встречался с заказчиками, оформлял договора, писал планы, отчеты… научных исследований стало меньше.
        Серия этих мемуарных рассказов построена фрагментарно. На самом деле задач, которые приходилось решать, было гораздо больше. О некоторых я просто не упоминал ввиду закрытости работ, что-то просто не вспомнилось. Не забываю своих коллег по работе и учебе. Особенно благодарен тем, кто повлиял на мою жизнь и судьбу.  Помню всех, но, к сожалению, перечислить их невозможно, на Прозе.ру меня просто не поймут.
        О проведенных исследованиях напоминают опубликованные научные статьи. Есть даже большой раздел в монографии*. Интересна его история. Из американского издательства мне пришло предложение написать книгу или часть в коллективную монографии по свойствам и использованию древесины. Издательство из Нью-Йорка, за публикацию платить не надо, более того, на последующих изданиях можно заработать. Я написал большой раздел за пару недель в свободное от работы время. Материалы обсуждали с Н.М. Горбачевым, ведь работы велись совместно. Когда перевел на английский, засомневался. Показал своему знакомому – Борису Хине, тот долго работал в Америке и хорошо знал язык. Он немного почитал, вздохнул и посоветовал найти опытного переводчика.
        Я давно был знаком с Элей (Эльвирой Александровной) Богачевой, мы работали в одной лаборатории с ее бывшим мужем. И сама она работала в нашем институте в международном журнале. Попросил её помочь. Она согласилась и перевела профессионально, при этом извинилась, что взяла плату. С ней жил внук из С.-Петербурга, нужны были деньги. Внук начинал карьеру писателя. Сейчас он один из известных российских писателей, часто бывает в Беларуси, любит нашу страну. Деньги Эля взяла небольшие, да и согласилась она по дружбе.

        Со временем мы  начали сворачивать разработки сушильных камер, о которых я писал раньше. Не дело академическим ученым самим выпускать металлоемкую продукцию. Не нашлось бизнесмена, готового этим заниматься. Малому бизнесу в РБ нелегко. Теперь белорусские предприятия продолжают закупать итальянские и др. сушилки, может еще и потому, что наши люди любят ездить по заграницам.

        Однажды на конференции по энергосбережению, в которой мы участвовали, известный белорусский академик в докладе об источниках энергии сказал:
        - Пора переходить на нетрадиционные источники энергии, например, дрова.
Он отнес к нетрадиционным источникам дрова!? Я улыбнулся и вспомнил печки-голландки в нашей старой квартире, дровяные сараи во дворе, по их крышам мы - дети лазали. Да и сегодня у многих есть печки и камины. Что может быть традиционнее дров? Или академик так пошутил?
        Нетрадиционными источниками энергии даже трудно называть ветроэлектростанции. Ветряные мельницы известны с незапамятных пор.  Еще Дон Кихот  с ними сражался.  Мельницы крутили жернова, мололи муку, теперь вращают электрогенераторы.  А вот разработанная лет 30 назад белорусскими учеными  ветряная установка с использованием эффекта Магнуса, как мне кажется, могла стать новым шагом в ветроэнергетике. Вместо традиционных лопастей они применили вращающиеся цилиндры. Предполагалось получать энергию при скоростях ветра 2-4 м/с. Насколько я знаю, эта работа не получила продолжения. Лет 10 назад их огромная ветроустановка  стояла без дела где-то возле г. Дзержинска под Минском.
        Топливо из древесины можно называть возобновляемым  источником энергии в отличие от ископаемых топлив. Ведь дерево, когда растет, потребляет углекислый газ, воду и выделяет кислород.  А при горении выделяется углекислый газ, вода и расходуется кислород. При гниении древесины в лесу происходит то же самое. Только гораздо медленнее. Пока упавшее дерево сгниет, новое вырастет.
        Там где много лесов, использование древесного топлива оправдано. Много лет назад  (примерно в 1990 г.) я побывал на крупном деревообрабатывающем комбинате в Архангельске. Таких больших объемов переработки древесины в Беларуси не встречал. Но что меня поразило. Вдоль дороги к комбинату непрерывно тянулись склады древесных отходов. Кора, опилки…  А ведь отходы можно использовать. Можно изготавливать топливные брикеты, гранулы – пеллеты, которые пользуются спросом. В Беларуси почти во всех хозяйствах, где имеется лесопиление, высятся горы щепы и опилок. Не случайно для сушилок используется котельное оборудование, работающее на этих отходах.
        Отчасти поэтому наше подразделение взялось за новый проект для энергетиков.  Заключили договор на разработку технологии и установки сушки древесного топлива (щепы, опилок, отходов лесопереработки).  Установка предназначалась для Осиповичской мини-ТЭЦ, работающей на древесной щепе. Оказывается важно перед сжиганием щепы ее подсушивать, тогда котельное оборудование станции работает эффективнее. Мы предложили для сушки использовать тепло отходящих газов, выбрасываемых из дымовой трубы станции.  Министерство энергетики работу поддержало, но поставило под жесткий контроль. Нас постоянно заслушивали, проверяли ход выполнения договора в ГПО «Белэнерго»,  в РУП «Могилевэнерго», в Бобруйских электрических сетях и др. Нелегко было разговаривать и работать с профессионалами-энергетиками. Мешали бюрократия и формализм. Очень уж для них важно, чтоб бумаги были правильно и в срок оформлены.
        На основе лабораторных исследований мы выбрали способ сушки, конструкторы разработали барабанную сушилку, запустили ее в производство. Белорусский теплоэнергетический институт (РУП «БЕЛТЭИ») осуществил проект привязки ее к станции. Все сделали  в запланированные сроки, хотя имелись сбои с финансированием. Смонтированный на мини-ТЭЦ  огромный вращающийся цилиндр производил впечатление. Работники электростанции шутили, он же виден из космоса, американцы будут долго думать, что это за новый объект?
        В последний период моей работы в ИТМО мы увлеклись интересной тематикой: ускоренной высокотемпературной сушкой древесины методом сброса давления**.  Одновременно занялись исследованиями по термическому модифицированию древесины при высоких (150-250 С) температурах, в результате чего материал приобретает биозащитные свойства без химической обработки. В Финляндии такую древесину называют «термовуд». Рад, что в лаборатории эти работы получили продолжение.
        Можно долго рассказывать о проблемах и направлениях исследований, о работе со студентами университетов, о поездках, командировках, но хотелось бы остановиться на другом. Вспомнить о людях, о коллективе, с которым пришлось работать. Атмосфера была хорошая, сотрудники работали с интересом, относились к делу не формально, часто с энтузиазмом. Те, которых не удавалось заинтересовать работой,  не задерживались.
        Многое было сделано К.Г. Чижиком, Б.К. Ловецким, Н. Л. Солнцевой  и др. Нередко наши эксперименты длились по много часов, приходилось организовывать посменное дежурство. При запуске и испытаниях больших установок не только мы с Н.М. Горбачевым часто приезжали на объект, но и другие члены нашей команды подолгу находились там. С теплом вспоминаются конструкторы В.К. Боголидов, С.В. Бекиш, М.М. Лаптик, В. Скиба, Т. Курильчик, Г. Малинникова и др., с которыми тесно приходилось работать. Не подводили старые кадры. Сотрудники пенсионного возраста работали хорошо.

        Мне ещё захотелось вспомнить про чайную компанию. В соседней комнате  работала зав. сектором Ада Ивановна Чеклина. Постарше меня, симпатичная, приятная и добрая женщина. Когда-то мы с ней сидели в одной лаборатории, поэтому были хорошо знакомы. Мой сосед по комнате Г.А. Фатеев много времени проводил там, экспериментировал на лабораторных установках. Я тоже туда наведывался. Вокруг гостеприимной хозяйки сформировалась небольшая дружная компания. Обычно 6-8 человек.  Часто заходили гости.  В обеденное время, а иногда и в другое, пили чай. Велись разговоры на разные темы, делились новостями. Шутили, старались развеселить друг друга. Отмечали дни рождения, праздники. Приятно было отвлечься от суматохи дел, поговорить с доброжелательными и интересными людьми. Жаль, Ады Ивановны уже нет, но с некоторыми членами чайной компании я и сейчас поддерживаю связь.

        Иногда думаю, может зря я тогда ушел из академии в НПО «Центр»? Жил бы спокойнее, занимался любимым делом, наукой. Возможно бы докторскую защитил, написал бы пару книг…, а перешел в новую организацию и попал в центробежное поле***? Кто знает, как бы тогда жизнь сложилась? Может сбежала бы жена, ведь мы бедно тогда жили с моей зарплатой м.н.с. Зато, работая в НПО, я не только стал хорошо зарабатывать, но приобрел опыт, лучше узнал людей, расширил кругозор, научился работать с чиновниками и бумагами. Познакомился с производством сложной техники, участвовал во многих проектах, понял что «не боги горшки обжигают». Действительно, при желании со всем можно разобраться, тем более что базовое образование, которое дал физфак, позволяло разбираться во многих научно-технических проблемах.

        Директор ИТМО А.М. Русецкий неохотно соглашался давать мне отпуска по семейным обстоятельствам, удивлялся, как я могу помогать растить 4-х месячную внучку.  Но ему были важны наши работы в железе, ведь раньше он был министром промышленности. Новый молодой директор мое очередное заявление на отпуск без содержания не подписал. Пришлось увольняться, точнее уходить на «заслуженный отдых». Конечно, я мог бы продолжать работать, но все же решил, что семья важнее. Внучке Тамаре шел третий год, дочь много работала, надо было помогать.
 
        Теперь я на пенсии, хоть и рядом с семьей, но скучаю по работе, по науке, по друзьям и коллегам. Всей душой переживаю за Беларусь и её жителей, немало горестных переживаний из-за коронавируса.  Мы - пенсионеры вынуждены его остерегаться, на этой неделе еще одна наша добрая знакомая умерла. Недавно ушла на пенсию, появилось время, копили деньги, планировали с мужем путешествовать… Очень жалеем ее мужа, у них была любовь. Как опасно стало встречаться в компаниях, а ведь приближаются новогодние праздники.
        Тем не менее, живем не только воспоминаниями, надеемся еще пожить****, часто вспоминаются слова любимой песни моего детства: «…Помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела» *****.

 Вместо заключения.
        Что касается работы, опять хочется вспомнить Конфуция: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Почти за 50 лет, о которых я последовательно рассказывал, менялись обстоятельства, президенты, даже века и тысячелетия.  Но оставалась семья, работа, друзья и увлечения. И на рабочем месте приходилось учитывать жизненные реалии, не всегда все меня удовлетворяло, но как магнитом притягивало к интересному, стремился искать и находить работу по душе. То же касалось и людей, с кем приходилось работать. Насколько это получалось, об этом и мой рассказ.   

        На фото: Слева мы с К.Г. Чижиком на испытаниях барабанной сушилки на Осиповичской мини-ТЭЦ. Справа с внучкой Тамарой.

        *Kozhin V. P. & Gorbachev N. M. Hydrothermal Treatment and Modification of Wood: Drying, Impregnation // “Wood: Types, Properties, and Uses”, Ed. L. F. Botannini, NOVA publisher: NY, 2011. Pp. 1–49.

        ** Кожин В.П., Горбачев Н.М. Применение метода сброса давления при высокотемпературной осциллирующей сушке крупномерной древесины. Инженерно-физический журнал, том 84, № 2, 2011.
 
        ***http://proza.ru/2014/08/24/148

        ****http://proza.ru/2019/01/04/1788

        *****Песенка фронтового шофера (Н. Лабковский, Б. Ласкин, Б. Мокроусов)


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Замечательные воспоминания получились.
Точное название, многое отражающее. "Не узкая специальность"! Не узкий человек. Поэтому столько благодарности в строчках. Понятно, что были непростые ситуации и дрянные люди. "Новый молодой директор мое очередное заявление на отпуск без содержания не подписал". Но нет обид у автора, совсем. Мудрость, добродушие, скромность. Читала с большим удовольствием. Мне и технические включения понравились. ) Все просто написано. Спасибо. Всего самого хорошего в Новом году! С Крещением!

Ирен Бертрам   18.01.2021 20:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирен, за поздравления и добрые слова в адрес моего повествования о работе. И Вас с наступившим Новым 2021-м и с Крещением Господним!
Рад, что мои мемуары Вас заинтересовали.
С наилучшими пожеланиями здоровья и успехов,
Владимир

Владимир Кожин 3   18.01.2021 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.