Здоровье на Руси, в пословицах

Нигде столько не выказывается домашний быт и образ мыслей русского народа, сокровенные его понятия о болезнях и лекарствах, об яствах и бытовом укладе жизни, о жизни и смерти, как в его пословицах, не столько из умозрения, сколько из опыта, выведенных русским народом. По соединении своем с нравственностью народной, они должны быть замечательны. Путешествующие в древности греки оставили в истории такие записи: «Нравственность была у них на сердце, споспешествующей их совести».

В древней Руси обилие живности в лесах и речках способствовало поддержания физических сил народа, свойственных его климату суровому, переменчивому, с глубокими перепадами температуры. Жилища, построенные из сподручных материалов, из окружавших селений – деревьев, как бы не отрывали его от природы, а соединяли, поэтому образ жизни, отдельный, удаленный от причуд любострастия, а с ними вместе от неразлучных их спутниц - болезней, наделяла русский народ здоровьем тела, спокойствием и твердостью духа, как плодом жизни, умеренной и чуждой убийственных страстей. Cиe делало сбыточной пословицу: «Живи просто и проживешь лет со сто».

Так как нельзя положишь точной меры для употребленья пищи и питья, то ее простой народ полагает в душе, говоря: «Душа – всему мера», т. е. человек по какому-то, природному инстинкту, ведает, сколько чего ему надобно, а что ему противно, или чего душа, не принимает, о том говорится в просторечии: - «С души прёт, мутит». Когда больной чувствует позыв на какую-либо пищу, которая, судя по науке медицинской, ему можешь быть вредной, и от коей его предостерегают, то он говорит: - «Больного брюхо умнее лекарской головы». Меряя же количество пищи и питья, другая пословица предостерегает от неумеренности: - «Ешь в полсыта, пей в полпьяна, проживешь свой век сполна», ведь по пословице: «Здоровье всему голова» или «Болезнь да горе изведут скоро».

Лучшим предохранением и даже излечивающим фактором от болезней являлся труд. Труд не только для личного обеспечения продуктами питания, но и труд общинный, кои работы служили всему обществу – это расчистка земли под пашни, ограждение селений частоколом или возведение крепостных стен, прокладка дорог, заготовка сена для скотины, артельная ловля рыбы и пр. Община или мир первое государственное устройство древней Руси: - «Миром и горы сдвинем» или - «Мир дунет – ветер будет, мир плюнет – море будет», а также – «Мир – велик человек, всякого прокормит».

Благодатно действовал мир (община) на народ, укрепляя в нем совесть и веру в единство, противопоставляя пословице: - «Праздность – мать всех пороков».

Здоровье, после трудов праведных, русский народ укреплял здоровой натуральной пищей и тем самым давая работу желудку, при¬обретая себе сладкий сон, ибо «Хлеб спит». Правила его простой диеты в следующих пословицах: «Ешь покамест живот свеж», «Ешь, пока рот свеж, завянет – ни на что не взглянет» или «Ешь покамест охоч свеж». Свойства и обилие русского стола изображаются следующей поговоркой: «Гореленько, пекленько, солоненько, укусненько, холодненько, кисленько». Свойство нашего климата объясняет эту поговорку: горячее, с пылу – жару, с печенными хлебами – пирогами, с всевозможными соленьями и маринадами, с обязательными холодцами и заливными и, завершает овсяной кисель. И пословица: - «Живот крепче - на сердце легче».

Хлеб ржаной, решетный, черный с солью, есть обязательный атрибут русского стола, за ним следует каша гречневая, без коей не обходятся ни родины, ни крестины, ни свадьба. «Без хлеба да без каши ни во что и труды наши» - гласит пословица или «Хлеб - наш батюшка, а каша матушка», или «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной». С рекомендацией: - «Молод кости гложи, а стар кашу ешь». «Хлеб – соль» у русского человека - символ хозяйства и гостеприимства.

Иностранные путешественники по России с XVI века, и иностранные наемники, которые начали участвовать в военных походах, уверяют, что в походах единственный съестной запас у русских было - «толокно» - по пословице: - «Скорое кушанье: замеси, да и в рот понеси». Любимое народное кушанье легкое и весьма питательный сухой концентрат, коим и родителей поминают, и сытно кормят детей и стариков.

Завершает сытный и питательный напиток – овсяной кисель, который, по старинной пословице, «Кисель зубов не портит» - «Киселю в брюхе место будет».

Мы получим полное собрание питательных веществ простого русского народа, если к этому прибавим употребительные огородные овощи, как: капусту, которая была весьма популярна, как средство против желчи, «Лихова не попустит», «Без капусты животы пусты» и поучительная пословица: - «Ешь капусту, да не мели попусту». Обязателен – лук, который «Семь недугов лечит», чеснок, грибы, редьку, свеклу, горох и огурцы свежие и соленые, молочные, ряженка, варенец, и исконно русское конопляное масло (постное) – отличное средство для оздоровления и профилактики различных недугов. Чеснок и редька любимые кушанья и лекарства у народа, который верит, что «Чеснок и редька на живот крепко». Даже есть присказка про редьку: «Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках, да редька целиком».

Из напитков «квас» не только служит питьем для утоления жажды и для других потребностей в жизни, но и главнейшей приправой другим яствам, оный доказывает в этом отношении справедливость пословицы: «Худой квас лучше хорошей воды». К праздничному питью принадлежит пиво, а инде (кое-где) кислые щи и меды вареные, коими истари дивились иностранцы. «То и благо - говорит пословица - у кого кисель, да брага».

Соленое и кислое составляют любимую еду у русского народа. Все cиe, по-видимому, бывает причиной тому, что у русского народа мало встречалось геморроидальных, скорбутных и гнилых болезней. «Не солоно хлебать - говорит русский - что не милова целоватъ». «Без соли не сладко, без хлеба не сытно». Если сии недуги и попадаются: то, большей частью, у мастеровых людей, которые, живучи в городах и имея вольные деньги, привыкают к разврату и лакомству, а с тем вместе получают предрасположение к сложным болезням. А сельская пища больше предрасположена к овощным супам, борщам, свекольникам. «А где щи, тут и нас ищи». «Без капусты щи не густы».

Наряду с простотой и единообразием продуктов в пище, соответственной климату, «В зимний холод всякий молод», в народе мало рождается и болезней, коих было бы еще менее, если б неумеренное употребление хлебного вина, не расстраивало твердого сложения русских крестьян, и не сокращало их жизни, поэтому в народе и говорили: - «Пить добро, а не пить и лучше того», «Пить до дна, не видать добра».

Из главнейших медицинских процедур или «врачеств» русского народа от многих болезней издревле служит «Баня, - вторая мать наша». При некоторых монастырях в России, с приходом христианства, для больных были устроены бани, которые известны уже с XI века. Когда Петру I советовали иностранцы завести аптеки и больницы, он отвечал: - «Для русских пакамест и бани довольно». Русская баня, описанная пpeподобным Нестором, известна более тысячи лет, отлична от бань иностранных, кои более употребляются для омовения тела от нечистот, или размягчения кожи, огрубевшей или нечистою сыпью страждущей, так же для разрешения спазмов.

 В летописи Нестора сказывается: - «Что Святой Андрей Первозданный рассказывает в Риме о бане Новгорода: «Видех бани древены, и пережгут е ромяно, совлокуться, и будут мази, и облеются квасом оуснияным и возмут на ся прутье младое, бьются сами и до того ся добьют, егда влезут еле живи и облеются водою студеною, тако оживут». Так что наша «древность», оказывается не с Владимира, Красно-солнышка как пишется в истории, а гораздо ранее была «культурна». (!!!)

Русская баня вce сие (медпроцедуры) выполняет с превосходством, но еще обычай париться веником производит раздражение на поверхности кожи, усиливает отделение испарины, отвлекая влаги изнутри наружу. Сим самым поддерживается в надлежащем порядке действие кожи, которая от этого сильно противодействует внешнему влиянию воздуха. Наш народ весьма уважает баню, а за неимением оной парится в печи (лазня), раз в неделю и обыкновенно в субботу, почему этот день называется банным.

Когда же человеку слегка нездоровится (попритчится): то первое для него средство баня, где от разных недугов потеют в пару, или намазавшись медом с солью, или нашатырем натершись и редечным соком, или перцом, после коего, для уменьшения жара, покрывают тело коровьим маслом и т. д. Флетчер, бывший в России в XVI в., удивлялся нечувствительности русских к жару и холоду, видя, как они в жестокие морозы выбегали из бань нагие, раскаленные, и кидались в снег и проруби.

Так как по самому климату болезни у нас чаще бывают простудные, кои хотя круто схватывают, однако текут не долго, почти всегда оканчиваясь более или менee сильным потом: то народ не без основания приписывает болезни свои чаще холодному воздуху, а потому баня приносит великую пользу, врачуя скоро и успешно простудные болезни у русских, которые к бане искони привычны, и будучи телосложения крепкого, недалеко отклонились от природного состояния человека. Баня или лазня оказывала великую пользу и в холере. Любя чистоплотность, в летнее время они купаются в реке, при всем том не покидают и бани, переходя от одной к другой.

Так как рyсcкие с малых лет привыкают к переменному воздуху: то их теплые, черные избы, курени, курные избы не причиняют им того вреда, какой предполагают иностранцы, незнающие коренных свойств русского народа, который говорит: - «Хоть изба елова (соснова), да душа здорова». Мы видим, как русский мужик в одной рубахе, босой, прямо с печи идет на мороз и на снег, по надобности, возвращается назад и опять ложится на печь, при всем том, ни мало не занемогает от такой внезапной перемены тепла и холода. «Пар костей не ломит», говорят наши поселяне, лежа на печи, или на полатях, ибо они выдают, что пар лечить ломошные болезни, а не производит оных. С другой стороны, рyсcкиe умеют обходиться с морозом и ветром, и предохранять себя от вредного влияния оных. Есть еще весьма справедливая пословица в Нижнем-Новгороде, соответствующая влажному его местоположению: «Холод не терпит голод».

Русский человек опытный, в холодную и сырую погоду голодный не выйдет на воздух и не примется за работу, но наперед сытна поест. Сами наблюдения доказывают, что желудок с поверхностью тела имеет взаимное согласье, так что, при крайности, она заменяет желудок для поддержания жизни человека. Доказано также и то, что при болезненном, или слабом состоянья желудка страждет и ослабевает кожа, при голоде все тело слабо, слаба и кожа, и предрасположена к простуде и заразе.

Пословицы: «Без притчи и трясца не берет». «Даром и чирей не сядет», доказывают, что русский народ, хотя и почитает болезни попущением Божьим, но вместе с тем знает, что они происходят и от причин естественных, или, как говорят, по грехам, то есть от невоздержания и т. п. В предосторожность невоздержным есть пословица: «Живи с разумом, и лекарок не надобно», а торопящимся жить: «Тише едешь, далее будешь», или «Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону».

Народ наш говорит: - «Не столько смертей, сколько скорбей». – «Печаль не уморит, а здоровье повредит». – «Добрый плачет с радости, а злой от зависти». – «Тому-тяжело, кто помнит зло». – «Доброму сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок». Bcе, гибельные в человечестве страсти: горесть, злоба, зависть, мстительность, ревность и прочие имеют сильное влияние на органы тела, определенные для пищеварения и питания, расстраивают их в действие и повреждают оные. Наш простолюдин по чувствованию своему это изъясняет в таких выражениях: - «Тяжко на сердце». – «Кручина на сердце пала», и указывает прямо под ложечку на желудок, или – «На печенях легло», а известно, что печень в самом деле много страждет от этих страстей, убийственных для тела и души. С расстроенным пищеварением не легко сохраниться и здоровью. Сердитого остерегают: - «Не сердись, печень лопнет»!

Также простой народ «душой» называет и все прочее тело, в особенности грудь, ибо, по прекращению телесной боли в оной, говорит: - «От души отлегло» или «От сердца отлегло». О предчувствии и сочувствии сердца, которое и весть дает о себе и слышит, гласит пословица: - «У сердца есть уши». (Atrium cordis – предсердие, камеры сердца)

Руководствуясь простыми, но мудрыми изречениями опыта, кои предохраняют тело и душу от свойственных им болезней, отдавая одно в послушанье другой, истинно русский ведет жизнь единообразную простую, т. е. без причуд и прихотей, по опыту праотцов и по уставу природы: работает до поту, ест досыта, ложась утомленный, спит сладким сном, и рано утром вместе с солнцем встает свежий И бодрый, по старому присловью: - «С молитвой в устах и с работой в руках». С преданностью воле Божьей и внутренним покоем он наслаждается добрым здоровьем, которое не страждет от перемен воздуха, от грубой пищи и от тяжких трудов - легко переносит те и другие.

Внушаемое же святой верой упованиe, что без воли Господней и волос не выпадет из головы, выделяет русского в опасностях: он идет бестрепетно на смерть, в огонь , в воду, лезет на высокие башни и колокольни, спускается в подземные глубины и, как говорят, не моргнув, смотрит в глаза смерти, с поговоркой своей: - «Во что Бог ни поставит», или «Будя воля Божья»! От сего рождается в нем вместе с решимостью и верой в судьбу равнодушие к смерти, которое произвело пословицы: - «Двух смертей не бывать, а одной не миновать». – «Бояться смерти, на свете не жить». – «Смерть всегда за плечами, следит за нами», или «Дума наша за горами, а смерть за плечами». – «Сколько ни жить, а от смерти не отбыть». Опытом дознано, что от боязни и слабодушной мнительности не только одержимые маловажными болезнями впадают в важные и смертельные, но и здоровые занемогают и умирают, ибо, по мнение народному: - «Что робет, то хуже» (робость).

Смелость же предохраняет от сильных болезней. Во время последней чумы Московской в 1772 г., колодники, определенные правительством для прибрания и погребения умерших, почти все остались живы, хотя при этом мало употребляли предосторожностей. Предохраняла их от заразы одна смелость и презрение к смерти, ибо сначала надели было на них смоленое платье, которое покрывало и голову, а в руки даны были крючья для поднимания и вытаскивания тел из домов, но народ вознегодовал, называя их чертями, и начал бросать в них каменьями. После чего колодники, таскав трупы без таковых предосторожностей, сами уцелели. Во время свирепствования холеры в Pocсии те, которые смело обходились с больными, пораженными сим недугом, большей частью, оставались здоровыми.

Русские хотя и верят предопределению Божию и, хотя не боятся смерти, однако ж лечишься не почитают за грех, говоря в пословицах: - «Боль врача ищет». – «Боль без языка, а сказывается». – «Где больно, там рука, а где мило, там глаза».
Kpoме бани и воздержания от пищи, они у потребляют простые врачевства, кои более известны им по праотеческим преданиям и кои более заимствуются ими из растительного царства. Но весьма часто случается, что крестьянин умеет переламывать себя и довольно важные болезни сносить на ногах, не давая первым воли, в той мысли, чтобы они не взяли силы и его не одолели, он держится старинной пословицы: - «Тому не надобно ложиться, кто хочет от болезни свободитъся». Совет, очень хороший русскому народу, которого призывает к деятельности и телосложение и образ жизни и климат, внезапный же переход от всегдашней деятельности и движения к долгому бездействию и покою скоро расслабляет тело и усиливает болезнь. При здоровом сложение тела и неиспорченности соков, он верит пословицам предков своих, что: - «На живом все заживет», что «Живая кость мясом обрастет», или «Были бы кости, а мясо будет».

Многие просвещенные врачи как древних, так и новых времен говорят, что лекарства вредны и что неумеренное и излишнее употребление оных сокращает дни, ибо они или возбуждают, или ослабляют деятельность жизни. Согласно с мнением специалистов, наша пословица гласит: - «И добрая аптека убавит века». Простой у нас народ сравнивает лекарства с кнутом: - «На кнуте далеко не уедешь», т. е., что подстрекая здоровье лекарствами, скоро выбьешь его из сил: так как беспрестанно подгоняя лошадь кнутом, скоро ее надорвешь. «На леченой лошадке (кобылке) не далеко уедешь».

Следующая пословица: - «Та душа не жива, что по лекарям пошла», прекрасное дает наставленье больным нетерпеливым, которые позабыв, что: - «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками», придумывают себе болезни, и по своенравию часто меняют врачей, меняя с тем вместе и способы лечения и лекарства, нередко вверяют себя в руки обманщиков и невежд. Taкие мнимые болезни рождаются более среди праздности, неги и самолюбия, слишком собой дорожащего и все себе присвающего без пользы, сии мнимые болезни усиливаются и существенными, так что вместе с телом страждет и воображенье. На этот счет есть у русского полезные пословицы: - «Нищий болезни ищет, а к богатому они сами бегут». – «Сладко пьется, плохо спится». – «Где пиры, да чаи, там и немочи».

Архиепископ Анастасий Братановский писал: - «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками», - не лучше ли сказать наоборот мы накопляем болезнь золотниками, доколе тяжесть оной не обременит наши силы, и потребуются пуды либо терпения, либо много злата для лекарств и лекарей, либо земли на гробовую доску». Ведь говорится: - «Аптека не прибавит века». – «Аптекам предаться - деньгами не жаться».

Из способов лечения, предписываемых русскими пословицами замечателен следующее, отчасти сходный с гомеопатией: - «Чем ушибся, тем и лечись». – «Клин клином выбивается». Русский народ лечит снегом обмороженные члены, обожженные места держит в горячей воде, к ушибленным - прикладывает металлические вещи: обух топора, нож плашмя, ключ, замок, опьянев от вина, вином же похмеляется.
Вышеприведенная пословица более относится к похмелью – «Русской немощи», но другая гласит: - «Пей, да не похмеляйся», потому что примечают, - «Кто похмеляется, тот делается пьяницей». Другие учат, что «Пьяное дело шатовато, а похмельное тошновато», что «Кто рюмки, допивает, тот века не доживает».

В старые времена употребляли кровопускание, когда в глазах зеленеет, голова часто кружится и ломит во всех членах, но говорят: - «Руду (кровь) пустить, гвоздь в гроб вколотить» - убавить жизнь и ослабить силы.

К врачебным пословицам Русского народа отнести можно заклинания, или заговаривания от болезней. Приговоры или наговоры, сопровождающее лечение, выражаются в облике поговорок, из коих одна относится к первым: - «Этот бы приговор, да тебе во двор», когда кто чего-либо кому желает дурного, или используя в корысти.

Но всех, кто ходит и прислушивается к всевозможным знахарям и магам, я порекомендую пару старых пословиц: - «Где много лекарей, там много и недугов», - «Нет таких трав, чтобы знать чужой нрав».

А закончить, еще одной старой пословицей: - «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял».
Блага вам и здоровья…

P.S. Хочу предостеречь наших горе-экспериментаторов, любителей бани, применение перца в бане недопустимо! Нам не известно, что именно использовали наши предки, какую траву (смесь) называя ее перцем. Мы иногда и женщину называем – «женщина с перчинкой».   


Рецензии