Венский вальс

     Венский вальс — вальс в три па (фр. valse ; trois temps), парный бальный танец, где шаг выполняется на каждую долю такта. Музыкальный размер — 3/4 или 6/8.
     Первоначально венским вальсом назывался более простой в исполнении и не требовавший большого танцевального искусства вальс в два па (во Франции также именовавшийся «русским»). В XX веке это название перешло к ставшему более популярным вальсу «в три па»
     Танец входит в европейскую программу соревнований по спортивным бальным танцам.
     Ритм венского вальса согласно современным стандартам для соревнований составляет 58- 61 тактов в минуту, это достаточно стремительный танец. Однако в Блэкпуле (Англия, Великобритания) на старейшем в мире чемпионате по бальным танцам, дебютировавшим в 1929 году как Фестиваль Танца Соединенного Королевства, и стартовавшем уже в 1931 году как Международный Чемпионат, венский вальс не танцуют. Многие обыватели думают, что это связано с простотой венского вальса - всего две обязательные фигуры.- Правый поворот и левый поворот. На самом деле, дело в другом. (источн. Леонид Плетнев, "С реверансом"). Игнорирование венского вальса Блэкпулом объясняется тем, что международное танцевальное сообщество, сформировавшее универсальные требования к видам танцев конкурсной программы, ( конгресс в Германии) появилось значительно позже Блэкпула, и организаторы уже весьма престижных к тому времени соревнований в Блэкпуле (Маркус Хилтон в т.ч.) в силу английского консерватизма решили не менять свои правила, решив не добавлять венский вальс к четверке конкурсных танцев программы "баллурма" (медленный вальс, танго, слоуфокс и квикстеп)
      Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев.
     Исследователи утверждают: история венского вальса  уходит корнями в Германию, где еще в XII-XIII веках появился танец на три доли. Там же чуть позже стал популярен танец на три четверти доли, в результате эти два вида объединились, и на свет появился венский вальс.
     Этот танец, изящный и грациозный, давно является украшением различных танцевальных мероприятий. Но современникам — далеким от танцевальных па — даже в голову не придет, что раньше этот танец был запрещен среди представителей высшего сословия по причине… своей неприличности и вульгарности.
    С 70-х годов XVIII века танцевали его исключительно простолюдины, взбивая пыль далекими от изящества прыжками на утоптанных деревенских танцплощадках. Мужчины крепко обхватывали полные талии своих хохочущих румяных партнерш и самозабвенно кружили их под трехтактную музыку южногерманского крестьянского лендлера. Исследователи этого прелестного гарцевания утверждают, что германцы сопровождали свое топанье в ритме вальса пением уже с XII-XIII вв. Назывался он «Nachtanz», позже стал популярен другой танец трёхдольного размера — «Waltzen». От слияния этих двух танцев и возник вальс.
      Французы же настаивают, что сия премилая вещичка принадлежит им. В 1882 году в парижской газете «La Patrie» была опубликована заметка о прованском крестьянском танце в ритме «три четверти», который появился еще далеком 1559 году. Танец исполнялся под народную музыку, именуемую «Volta». В это же время с аналогичным названием существовал итальянский танец. Volta в переводе с итальянского означает «поворот». Следует заметить, что большинство исследователей считают родиной вальса Францию.
      Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу к русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны — и Александр I, и Николай I — не осмеливались перечить матери.

      Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс (1814-1815), на котором решалась судьба Европы. Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург.


Рецензии
Хорошая информативная статья. Спасибо!

Виктор Кутуркин   23.12.2020 17:01     Заявить о нарушении
Пожалуйста, Виктор!

Слава Пресли   23.12.2020 17:12   Заявить о нарушении