Изр. гл. 7 Разговор со стариком-Иерусалимом ч. 1

 
авторская  ИЛЛЮСТРАЦИЯ:   центральная улица Иерусалима Яффо и старик-Иерусалим (образ взят с фото Михаила Гринберга, генерального директора издательства "Гешарим")

      - Посмотри, сказал Он мне, -  как много сотен лет назад  Меня описывал игумен Даниил.
          Город напомнил мне об дном из древнейших русских описаний паломничества в Святую землю, которое послужило образцом для последующих описаний, а также является одним из наиболее заметных произведений древнерусской литературы в целом.
       - Каким  Я  был раньше?
     «Иерусалим - город велик и крепок стенами, равносторонний, на все четыре стороны создан в форме креста. Около него - ущелья и горы каменные. Безводно место это: ни реки, ни колодца, ни источника нет вблизи Иерусалима, но только один водоем - Силоамская купель. Дождевой водой живут люди и животные в этом городе. Хорошие урожаи собирают около Иерусалима на каменных местах без дождя, только Божьим повелением и благоволением родится пшеница и ячмень изрядно: одну кадь высеют и собирают девяносто кадей, а иной раз и по сто кадей от одной посеянной. Не является ли это благословением Божьим земле этой святой? Виноградников много около Иерусалима и садовых деревьев многоплодовитых, и смоквы, и шелковицы, и маслины, и рожки, и другие различные плодовые бесчисленные деревья растут по всей земле той».

       - Многие невежды, поверхностные люди, нахватавшиеся обрывочных не системных сведений и фактов, называют Меня масонским гнездилищем, но тем не менее едут на поклонение со всех концов мира. Другие, из страха пострадать в уличных потасовках или терактах, боятся приезжать ко Мне на поклонение, забывая или не зная, что если кому и попущено  тут находиться,  значит  волос  может упасть лишь с того, и только с того, с кого нужно. И не более. А что более, то от лукавого.
      - Конечно, этот Город хранит свою  тайну до времени, - думала я.   Его боятся. Его провоцируют. Кто-то его ненавидит. Кто-то превозносит и преклоняется. Но Город живет. И  Город ждёт.   Ждет до поры, когда будет понято,  что  истина постигается  не умом, не рассудком. Истина приходит в духе. Она нисходит не облаченная в слова.  Она не облекается в звуки. У нее нет оболочки  словесных  определений.   

     Между тем Старик продолжал:
  -  Что только ни происходило здесь и со мной…  По моей земле ходили величайшие люди, пророки, цари. Сменялись поколения за поколениями. Настал момент, когда  мой народ рассеялся по Миру.
  - А Город ждал, -  добавила  молча я себе.
  - Велика и страшна миссия быть не как все. Быть белой вороной в стане собратьев-городов планеты. Считаться изгоем, быть гонимым и разрушенным.  Меняться  в умах завоевателей со знака «плюс» на знак «минус».  А потом наоборот. Быть то желанным, то ненавистным.  Терпеть усмешки и понимать только самому ради чего всё это, ради какой цели.
    Одни ищут в моих недрах Ковчег Завета, Копие, Крест животворящий, сокровища царя Соломона.  В бесконечных пещерах у меня в подбрюшии  на глубине от 5 до 50 метров исследуют древние кварталы, улицы, дома, резервуары с водой, ворота, арки, основания мостов, датируемые 150 г до н. э. 
    Другие - толпы туристов, паломников  каждый день топчут Мои улицы. Я всё всем позволяю и принимаю всех. Всё так перемешалось в мире относительно добра и зла…  Мир устроил  пир во время чумы. Они называют Рим вечным городом.  Даже на латыни сохранилось выражение  "терма урбс", "вечны город". Но где был Рим, когда появился Я? Каков его возраст?
     А значимость? Кем Рим был тогда, и что от него  прежнего осталось сейчас?  Что претерпел и во  что трансформировался? Мы столь разнЫ во времени, сути и культурной традиции: Колизей с его  боями быков и гладиаторов,  ужасными  бесчеловечными зрелищами, пользовавшихся большим успехом, кровью и стонами умирающих ради страсти, плотского удовольствия. Мы в разных не сопоставимых парадигмах. Тридцать столетий армии разных народов борются за Меня. Но что такое «Рим»  против Меня? Где его империя, былое величие теперь?   И где Я?..

     Да, безусловно,  на Моей территории  происходят бесконечные делёжки, теракты, войны семидневные, войны однодневные.  Но от количества пролитой крови притягательность моя не уменьшается -
                за драгоценный бриллиант надо бороться всегда!
     У людей менялись судьбы после встречи со мной, улучшалась личная жизнь, решалось до толе не разрешимое.
    Но в некоторых судьбах  я, ненароком, конечно,  оставил негативные подножки. Слышала ли ты о иерусалимском синдроме? – обратился Он ко мне.
  От удивления мои глаза округлились.
  - Даже не религиозные люди чувствуют здесь нечто особое. Поэтому разрыв с реальностью под влиянием обстановки провоцирует религиозное воодушевление.

     Иерусалимский  СИНДРОМ – это относительно редкое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящиеся на Моих улицах, у Меня в гостях воображает и чувствует, то он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определенного библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасении мира.
     Психически неуравновешенные личности после прибытия сюда начинают демонстрировать явные признаки психоза. Воображая, ожидая небесно-золотой Иерусалим,  а видят мусульманские рынки, торговлю, крики -  словом, очень земные проявления.
   Они  представляют себя важным для религии историческим персонажем, находятся под влиянием важных религиозных концепций таких как пришествие Мессии или Второе пришествие Иисуса Христа. Демонстративно, привлекая внимание окружающих, выкрикивают религиозные гимны, стихи из Библии.
   Иногда их поведение доходит до крайности и представляет опасность для окружающих.  Тогда их помещают в клинику, пока не минует период опасности их поведения. Психоз обычно проходит через несколько дней. 
     Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане,  и мусульмане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами  вызывает значительное ухудшение состояния.  Подвержены  синдрому все люди,  вне зависимости от конфессии.
    Мои знаменитые собратья  из Европы также знакомы с синдромом, только в ином, в их приложении. С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдром Стендаля или Парижским синдром, которому наиболее подвержены туристы из Японии.
     Заболевание впервые клинически описаны в 1930х годах иерусалимским психиатром. Первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в Средние века.
     Один и наиболее тяжелых по последствиям проявлением синдрома стало проявление у христианского паломника из Австралии. Денниса Рохана. 21 августа 1969 года он пытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки. Паломник объявил себя посланцем господа, который получил пророчества Захарии построить Третий Храм.  Ему казалось, что тем он ускорит Второе пришествие Иисуса Христа.

        Все паломники знают, что каждый Мой камень хранит тайны тысячелетий. Так же знания, данные свыше и доступные лишь избранным.
       По этой же причине   армии разных народов до сих пор борются за Меня. Ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на Мою долю. У Меня менялись хозяева более восьмидесяти раз. Меня разрушали шестнадцать  раз и  не один раз восстанавливали.
        В Моих недрах никогда не было полезных ископаемых и выращивать урожай негде. И воды не хватало всегда.
        Никто не помнит, когда и кто основал Меня. Меня раздирали хананеи, филистимляне, ассирийцы, иудеи, греки, персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки – все сражались за право обладать мной. Людям запоминаются только яркие факты да имена из истории: царь Давид, Второй царь Израиля и один из самых ярких библейских фигур, его почитают все три авраамистические религии.
         Около 1000 г. до н.э.  царь Давид отвоевал Меня у евусеев, провозгласил меня столицей Иудеи  и начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория.
            Давид перенес сюда  Ковчег Завета, где хранились каменные таблички, с высеченными на них  Десятью Заповедями  -  главной святыни иудейской религии.
             Сын царя Давида и Вирсавии был третьим иудейским царём. Период его правления считается периодом наибольшего рассвета и процветания объединенного израильского царства. Давид обещал престол сыну Соломону и пророк Нафан уже при рождении Соломона выделил его среди других сыновей и счел достойным милости Всевышнего.

              Первый Храм был построен Соломоном. Он  перенес в храм Скрижали с Десятью Заповедями и Менору –  золотой светильник, в котором непрерывно  горело  чистейшее оливковое масло.
       Над постройкой храма семь лет трудились  тысячи носильщиков, каменотесов. Ни один инструмент не сломался и не заболел и даже не умер ни один из строителей!

             ХРАМ, культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни Моего народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе   и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами.
     В эпоху храма евреи должны были совершать три паломничества: в Песах, Суккот и Шавуот.

      Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира.
           Ньютон знал иврит  искал единства мира, законы взаимопревращения веществ, чтоб доказать природу единого творца. По его мнению, в материальности должна сохраниться печать этого вдохновения.  Для него Храм был чертежом вселенной, носителем всех тайн мира,  сутью и целью природы мироздания.   
           Он  верил, что законы природы закодированы  в его строении и пропорциях, и что с точки зрения математики храм - это шифр к познанию вселенной и что их можно расшифровать. Он считал для себя главным разгадать секрет храма и посвятил исследованию последние годы жизни.
            Еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям, чтобы люди любили друг друга, - воздвигнутая Скиния в человеческих сердцах, дабы Бог обитал там.   
              Не только евреи, все народы могли зайти в этот храм беспрепятственно. За все народы мира там приносились жертвы, чтобы всем было хорошо. Мудрецы были уверены, что «если бы наши враги знали, что они получают благодаря этому храму, они бы стали защищать это место, которое приносит и им благо тоже».   


          - А слышали ли, чтоб в храмы  никто не ходил? - погрузившись с головой в размышления о храме, о городе, о жизни и о себе,  Старик взглянул  на север, в направлении Старого Света. Примерно на НИДЕРЛАНДЫ. И мы перенеслись в Арнхем.
Здесь  вечерами десятки взлохмаченных скейтбордистов собираются в старинном устремленном ввысь здании церкви и принимаются за свои леденящие кровь трюки.
 А сверху на них взирает мозаичный Христос в окружении торжественно-печальной толпы каменных святых.    Храма Св. Иосифа, который когда-то под звон своих колоколов собирал на службу до трех тысяч прихожан.
        Алтарь и орган демонтировали и вывезли из здания церкви, построенной в 1928 году, но в пыльном чулане до сих пор хранятся ноты для хора, которыми не пользовались уже 10 лет.
           Здесь же, в Арнхеме, в  другом церковном здании, построенном в 1889 году, расположился модный магазин под названием «Гуманоид», и теперь под старинными окнами с витражами выстроились полки со стильной женской одеждой. Символично, не правда ли?
      Некогда святые, а теперь опустевшие здания, к можно встретить повсюду на просторах Европы, длительное время трепетно относившейся к христианской религии, а теперь неумолимо теряющей связь с церковью и духовностью. От Британии до Дании.
       В английском Бристоле бывший собор Св. Павла превратили в школу для артистов цирка «Circomedia». Как говорят начальники, высокие потолки позволяют установить подвесное оборудование в виде трапеций.
         А в шотландском Эдинбурге лютеранская церковь превратилась в бар в стиле Франкенштейна — интерьер оформлен колбами с булькающей жидкостью, лазерной техникой и фигурой монстра-Франкенштейна в полный рост, который в полночь спускается с потолка.
         А британский вебсайт Our Property действует более откровенно. «Вы считаете, что жить в современных заурядных домах — значит мучиться, словно в аду? — вопрошают его создатели. — Не кажется ли вам, что жизнь в переоборудованной церкви можно сравнить с райским удовольствием?» Если да, «у нас есть для вас множество вариантов переоборудованных церковных зданий, и наши специалисты готовы помочь вам сделать прыжок в неизведанный мир».
      В масштабах Европы количество закрытых церквей пока невелико, но если говорить об отдельных странах, то цифры впечатляют.
        Англиканская церковь ежегодно закрывает около двадцати храмов. В Дании приблизительно двести церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние десть лет римско-католическая церковь


Рецензии