Изр. гл. 7 Разговор со стариком-Иерусалимом ч. 2

 
авторская  ИЛЛЮСТРАЦИЯ:   центральная улица Иерусалима Яффо и старик-Иерусалим (образ взят с фото Михаила Гринберга, генерального директора издательства "Гешарим")


   
        Глубоко помолчав,  Старик вновь обратился к СВОЕЙ ИСТОРИИ.

   - После смерти Соломона его царство распалось на два Северное – Израиль, и Южное - Иудея. Израиль и Иудея. Я стал столицей Иудеи.

          К 716 году н.э.  Северное царство  было завоёвано царём Ассирии.  В результате проводимой АССИРИСКОЙ империей политики принудительных депортаций населения покорённых стран, десять северных колен полностью растворились среди других семитских народов Ближнего Востока.  По большому счёту отголоски того изгнания сказываются в современной политике, в отношениях Израиля и Ирана.
      Ассирийская империя пала, а на ее месте возникла ВАВИЛОНСКАЯ. Вавилонских царей Иудея и Иерусалим привлекали в не меньшей степени, чем ассирийских.

       В 598 году до н э    вавилонский царь     НАВУХОДОНОСОР  взял после долгой осады город  вошел в историю как полководец и человек, сыгравший выдающуюся роль в еврейской истории.   Вавилон превратил Иудею в свою вассальную территорию. После ряда неудачных восстаний евреев Навуходоносор  полностью разрушил Иерусалим, сжег Храм Соломона.  Население мое увел в рабство большинство жителей. Так то до сих пор разные еврейские общины мира ведут отсчет своей истории, считая себя потомками тех изгнанников.  Так закончилась эпоха Первого Храма.

       Вавилонская империя, как и все империи на свете, оказалась не вечной; прошло время, и на ее месте возникла ПЕРСИДСКАЯ империя.
    Персидский царь Кир разрешает частичное возвращение изгнанников и заново отстроить Храм.
   Но в нем  не было Ковчега Завета. По легенде он был увезен в Вавилон, и на его месте находилась лишь мраморная плита.
   Кир приказал также вернуть в Иерусалим храмовую утварь, увезенную Навуходоносором, а также оплатить из казны расходы по постройке Храма.
   Кир оказался "сионистом" в большей степени, чем многие евреи: вернулась - в несколько приемов - лишь меньшая часть народа.
     Он издал  декрет, разрешающий евреем вернуть  в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, бог небесный, и Они повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, то в Иудее. Кто есть и вас, из всего Его народа… пусть он идет в Иерусалим, то в Иудее, и построит дом Господа, Бога Израиля, того Бога, который в Иерусалиме» (Едр.1 :2, 3)

    Смотрителями над рабами были назначены левиты. Однако вскоре начались пререкании между иудеями и самарянами, которым не было позволено принять участие в строительстве, и они стали препятствовать восстановлении. В результате строительство прекратилось на 15 лет и возобновилось  под влиянием пророков Аггея и Захарии. Работы были завершены через 70 лет после разрушения Первого храма.
     Второй Храм   был отстроен заново к 516 году, и с этого момента начинается эпоха Второго Храма. Во Втором Храме уже не было Скрижалей с Десятью Заповедями - они таинственно исчезли незадолго до разрушения Первого Храма, и сегодня никто не знает, где они,  по сей день великая  загадка.

   После завоевания Иерусалима Иродом Великим обетшавший  к тому времени храм был перестроен. Началось в 22—19 до н. э. Ирод приступил к реставрации лишь после заготовки необходимых стройматериалов и окончания всех подготовительных работ. Были приготовлены тысячи телег для транспортировки камня. Тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести необходимую работу во внутренней части храма, куда разрешено входить только священникам. Во время работ служба в храме прекращалась. Перестройка длилась около 10 лет. Иосиф Флавий  в «Иудейских древностях» отмечал, что это здание заслуживало того, чтобы рассказать о нем больше, чем чтобы то ни было другое, находящееся под солнцем.
     Внешний вид Второго храма Флавий описывает так: храм  представлял собой все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в город, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он был позолочен, он был ослепительно бел.

     - Я наивно полагал, - продолжал древний город,  что  Мой Храм и  Меня оставят в покое, Ну нельзя же в самом деле  постоянно нападать и разрушать, воевать и разрушать. Но  мои несчастья зависят не от меня. А от моего грешного народа.  Мои страдания лишь следствие их неразумных поступков. Евреи - то ли самый греховный  народ на земле, и потому обреченный на тысячелетнее изгнания и вечные вынужденные долгоиграющие  «гастроли» по всему миру.  То ли  избранный, и от того испытываемый  на верность столетиями. 
    Затем в 332 году до н.э. был МАКЕДОНСКИЙ.
   Александр не вмешивался ни в образ жизни евреев, ни в храмовую службу; в отличие от завоевателей того времени, он не стал устанавливать в Храме статую верховного эллинского божества Зевса или свою собственную статую. После смерти Александра разгорелась борьба между его наследниками за раздел империи; Меня вместе с Иудеей  несколько раз передавали из рук в руки, что принесло им немалые беды.

      Затем была власть РИМА. Правителем Иудеи назначили царя Ирода, который за свою жестокость,  хитрость и предприимчивость назван Великим.  Плёл такие интриги, что даже в чужом языке  его имя стало черным символом, ассоциирующимся с разного рода злодеяниями.   Именно при Ироде родился Иисус Христос.
     Везде искал только личной выгоды, чтоб угодить римлянам. Казнил самовольно предводителя разбойников  и его товарищей. За это приговорен к суду. История веков умалчивает приговор. Но, установившись во власти,  приговором  казнил 45 членов Синедриона, участвовавших в суде над ним.   А Синедрион свел до уровня религиозного суда без права законотворчества. Присвоив себе право назначать и смещать первосвященников по своему усмотрению.
      Налаживал отношения с ветвь семьи хасмонеев, священническим родом, с которым он был в родстве и который, по его мнению, мог придать его власти форму законности и преемственности. После того, как попытки не увенчались успехом, последние отпрыски этой династии были убиты по приказу. 
    Гиркан, из хасмонеев, священнического рода, был назначен первосвященником,  укреплял диаспору. Обручился с внучкой Ирода и относился к нему с подчеркнутым почтением. Однако спустя некоторое время распорядился казнить его по обвинению в заговоре.



     Как бы там ни было, за время правления Ирода  Иудея стала процветать и почти вернулась к границам государства, бывшем при царе Давиде.

Меня перестроили, восстановили, вернули мне великолепие, которое было при царе Соломоне. Проложили новые дороги и переустроили систему водоснабжения.


   Правление сына Ирода не было удачным для римлян, и они прислали своего нового наместника  прокуратора, пятого прокуратора  «Золотое копье». Пятый прокуратор Иудеи, Понтий Пилат, печально знаменит распятием Христа.


     Размах строительства в Иерусалиме при Ироде был грандиозен: Ирод перестроил старую городскую крепость и назвал ее Антонией в честь Марка Антония, построил близ нынешних Яффских ворот цитадель, от которой уцелела башня, известная сегодня под названием Башня Давида,  построил огромные и великолепные дворцы и форумы,  расширил и перестроил Храм, увеличив его высоту вдвое.

    При этом Ирод был жестоким и беспощадным правителем: еврейская традиция говорит, что после перестройки Ирода Храм потерял половину своей святости. Римский историк Плиний Старший свидетельствует, что при Ироде Иерусалим был самой известной и самой блестящей из столиц Востока, однако, несмотря на все успехи Ирода в градостроительстве, евреи ненавидели его как проводника римской власти.

    Чтобы  утвердиться во власти, казнил первую жену и женился на внуке первосвященника. Последние его годы отмечены особой жестокостью. По доносу, уже смертельно больной, он приказал казнить своих собственных сыновей, двоих из которых повесил. Известно, что при утверждении приговора римский император Август сказал: «Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!» Тогда Ирод увидел себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов» МФ 2:16
       УМЕР Ирод страшной смертью. Был фактически изъеден червями.


     Роковую  роль в Моей истории сыграла иудейская война 66-73г.  Римский военачальник ТИТ подошёл со  своим войском к городу и осадил его. Разрушение Второго храма  произошло на тот момент уже в дважды  роковую  дату - 9 ава.

    Здесь необходимо подчеркнуть, что Тит, руководивший римскими войсками, сделал все зависящее от него, чтобы сохранить во что бы то ни стало Мой Храм, хотя многие военачальники предлагали его уничтожить. Даже когда обезумевшие римские солдаты, ворвавшиеся в город, подожгли Храм, Тит пытался спасти его, рискуя собственной жизнью, побуждая солдат потушить огонь. Но гнев и ненависть к иудеям и пыл сражения сделали свое дело «и превозмогли даже уважение к Цезарю и страх перед его карательной властью…
     Так Храм против воли Цезаря был предан огню.

     Евреи лишились Второго Храма и отправились в изгнание за взаимную вражду и нежелание быть единым народом.

     Меня вновь  превратили в руины. Храмовую гору распахали.  На Храмовой горе римляне  построили языческий храм.


      Перед разрушением Второго Храма сложилась ситуация, признаки этого стали заметны за 70 лет до самого события. Люди опустились на самые низкие материальные ступени и погрязли в беспричинной ненависти. Однако Храм продолжал стоять, и народ еще не был изгнан. Хотя на уровне фундаментальных сил природы разрушение уже произошло, однако оно не сразу докатилось до материального уровня, чтобы воплотиться в нем. Отсрочка длилась несколько десятков лет. Вот и сегодня десятилетия отсрочки предоставляют нам возможность осуществить исправление. 

    - Какая мудрая мысль!- подумалось мне, - как жаль, но у нас, у славян, нет культуры вовремя заметить во внешних разрушениях и противоречиях  начало  распада внутреннего!


      - В 135 году, после подавления очередного восстания,- Старик продолжал, - ко мне пожаловал римский император АДРИАН. Чтобы уничтожить все,  напоминающее об историческом прошлом евреев. Иудею государство чей столицей Я являлся, назвали "Сирия-Палестина".  И  посмел мне новое имя  дать - Элия Капитолина. На развалинах моего храма  было сооружено святилище Юпитера Капитолийского, а евреям под страхом смерти запрещалось входить на мою территорию.

   Одновременно  постепенно Я становился центром христианства.  Строилось множество церквей. В 335 году  совершилось освящение Храма Гроба Господня.

      После распада Римской империи Меня включили в состав ВИЗАНТИИ. После того, как император Константин Великий дал христианству статус государственной религии, Святую землю посещает его мать, императрица Елена.
      Она устанавливает принятые в настоящее время места событий Евангелий. На месте Голгофы, и на месте погребения Иисуса основан Храм Гроба Господня.

        В 361 г. римский император Флавий Юлиан разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 г. строительство полностью прекращено из-за пожара.  Местное население к тому времени было преимущественно христианским, и относилось к строительству враждебно.


       В 638  Меня опять завоевали, и Я оказался под властью ИСЛАМА. На территории храма, которая до этого была свалкой мусора,   мусульмане выстроили Аль Аксу. Мое имя Мне изменили на Аль-Кудс, что означает по-арабски «святой»,  потому что они считают,  Магомет отсюда  вознесся на небо, чтобы получить Коран.

      Потом были египетские династия, её сменили ТУРКИ-СЕЛЬДЖУКИ.  Считается, что их жестокость по отношению к христианам была одной из причин Крестовых войн.
      В 1095 римский папа Урбан 2 призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианства - Гроб Господень.  На целый век Я стал центром царства крестоносцев. 

    Их сменил завоеватель Востока султан САЛЛАДИН, затем МАМЛЮКИ - военная каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского и кавказского происхождения. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для профессиональной службы в армии. Мамлюки стали праобразом  нынешних профессиональных  армий,  состоящих из наёмников.

    Мамлюки приказали евреям носить желтые тюрбаны, христианам - синие. При мамлюках Я стал центром мусульманского богословия и учености, множество паломников устремились сюда. Мамлюки всячески подчеркивали значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство мечетей и заезжих дворов для паломников. Меня снова превознесли. Это было так странно...  иноверцы могут творить некоторые   добрые дела.


     Потом Меня завоевали ТУРКИ. И началась 400 летняя эпоха владычества Османской империи.   
     Правление Сулеймана и последовавших за ним османских султанов принесло  период «религиозного мира». Еврей, христианин и мусульманин пользовались свободой вероисповедания, гарантированной османами, и на одной и той же улице можно было найти синагогу, церковь и мечеть.   Всем религиям предоставилась  открытость.
     Так же османы привнесли множество инноваций.  К первым признакам модернизации  относились современные почтовые системы, управляемые различными консульствами, и регулярное обслуживание дилижансами и экипажами.  Османы проложили первую мощёную дорогу от Яффы до стен Моего города, а к 1892 г. города достигла железная дорога. Они соорудили в старый город шесть ворот, которые существуют до сих пор. 
    И снова период бурного строительства сменился застоем. Я потерял  стратегическую значимость и стал всего лишь фортом для отражения набегов кочевников из пустыни.

    А  помпезный Наполеон с его авантюрой и позором под Акко? В самом начале его карьеры Наполеону пришла в голову мысль завоевать для евреев Иерусалим и, таким образом, "исполнить пророчество".  Ему не удалось пройти от средиземного побережья вглубь, его армия была остановлена у города Акко.  Наполеоновская авантюра закончилась так быстро, что история почти ничего не говорит о ней.

       БРИТАНЦЫ положили конец турецкому владычеству в 1917 году.
     Они и вошли  без боя, пешком, в знак уважения ко Мне.
 


          Как показывает Моя история, любое разрушение - это начало нового созидания. Любое лишение - единственный  способ привести народ к постижению предназначенных для него истин,  смысла  его существования, поведения, всех вместе и каждого в отдельности. А истинный смысл не укладывается в естественную человеческую  природу. Природа  греховна, человек  горд, и требуются исправления.   

         У Бога особое попечение о каждом народе, особый  замысел. И если Мой народ знает это, значит  у него есть культура делать выводы из исторических событий.
         В еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку.

         Вот какое объяснение осаде Иерусалима и разрушению Храма дано в Книге Царей.
  Когда евреи пришли в Израиль, Бог поставил им одно основное условие: «Соблюдайте же все Мои постановления и все Мои законы, исполняйте их, дабы не исторгла вас земля, в которую Я веду вас, чтобы вы жили в ней» (Ваикра, 20). Из двадцати одного поколения евреев, живших в Израиле до разрушения Первого Храма, лишь некоторые соблюдали божественные законы и заповеди — как простой народ, так и священнослужители переняли обычаи языческих народов, живших рядом с ними, и наполнили страну идолами, поклонялись культовым деревьям и изваяниям.


   И чтобы вернуть Мой народ к Торе, Бог послал ему пророков, но и пророки взывали к сынам Израиля напрасно… «Пока не разгневался Господь на Свой народ так, что уже не было исцеления» (Диврей Гаямим II, 36).


     Траурные дни в еврейской истории есть четыре  особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями.
    10е Тевета  начало осада Иерусалима Новохудоносорм
    17е Тамуза  первый пролом в стене Иерусалиушма
     9-е Авва дата разрушения Храмов, Первого и Второго.
     3-е Тишрея  Пост Гедалии – убийство Гедалии, последнее следствие разрушения первого Храма – полное изгнание евреев из Израиля. Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившее Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней.

    Они изучают  Мою историю  и так никогда ее и не поймут.

  - Чему учит моя история? Что имеем – не храним. Меня  перекидывали как шарик от одних к другим – захват, рассвет, упадок; захват, разгром,  упадок.  Странные циклы. Фатализм. Может, действительно,  тесная связь трёх религий - это  подлог истории, о которой  только молчат да скрывают.
     Исмаил, первый и незаконнорожденный сын Авраама, - один из  прецедентов,  удобно манипулируемый  то для   оправданий, то для  осуждений. 
    А может, те кто писали Тору, сами и намеренно подгоняют события, направляют их ход, следуют этому прописанному сценарию, поочередно воплощая так называемые «пророчества»?   
     Как бы там ни было, вся Моя история лишь подтверждение одному единственному факту,
            что  люди приговорены исправиться и быть хорошими, получая  наказания за отступление от божественных установлений.

     И мне в этой истории выпал жребий стать для моего народа назидательным средством Творца.

     И вот Я дожил до начала  21 века.

      Хотя большинство государств до сих пор отказываются принять меня столицей государства Израиль и их посольства находятся в Тель-Авиве, активность аккредитованных в Израиле дипломатов фактически сосредотачивается у меня. Здесь президент страны, правительство и Кнессет. Когда в 1977 году  президент Египта А.Садат принял решение лично выступить перед депутатами израильского парламента, единственным подобающим для того городом был признан Иерусалим. А в документах мирного соглашения 1978 года между Израилем и Египтом египетская сторона согласилась оставить вопрос о будущем статусе Иерусалима открытым. Так что у меня есть шанс  на международное  признание.

   А в  2017 году президент США Дональд Трамп официально признал Меня столицей Израиля.
 
         И  разве есть  на земле такой второй как Я?  Нет, не существует на земле такого второго города.   

         Даже ландшафт мой уникален. Древние строения перемежаются со сверхсовременными зданиями. Все здания облицованы иерусалимским камнем. Отсюда все смотрится гармонично на фоне каменистого ландшафта Иудейских гор.
         Холмы сами по себе формируют контуры городской застройки. Каждый  район сосредоточен на холме или  и отделен от соседних долинами или каменистыми склонами. Достаточно поднять любой камень, чтоб под ним обнаружить следы прошлого.

  - Да, действительно,Иерусалим - город веры, надежды,  откровения, выстрадан и выстроен самим Творцом, - так мне увиделась история, рассказанная самим стариком о себе.
            Имени города придается мистический смысл, нередко Иерусалим символизирует весь Израиль.   Для меня эта мистика выражается кратко и очень ёмко:
 
                Иерусалим – это состояние души.


Рецензии