Герои нашего безвременья

Награждать за подвиги придумали ещё во времена Египетских фараонов.
О подвигах и героях мы начинаем узнавать с детских лет.
Советские школьники собирали макулатуру и металлолом, не сомневаясь в пользе этого занятия.
Когда они выросли, то, не сомневаясь, шли воевать в Афганистан и Чечню.
          Современные дети тоже что-то собирают и сдают на пункты сбора вторсырья, создавая конкуренцию взрослым.
Тему жажды подвигов  замечательно раскрывает мультфильм «Заветная мечта», в котором маленький ослик искал, кого бы ему спасти.
Слова его песенки можно считать гимном людей, одержимых романтикой героизма: «Хоть бы кто-то горел, хоть бы кто-то тонул, … я бы помощи руку ему протянул».
Чтобы облегчить поиски юношам, обдумывающим житьё, героев стараются пометить званиями, наградами, или, хотя бы, повышенным вниманием с признаками одобрения.

Перечень поприщ, на которых люди ищут себя и удачу, стал короче, чем раньше.
Но выбор не стал проще. Кажется, даже, что он затруднён.
Обстановка, словно, советует  молодым людям жить проще, чтобы не было мучительно больно.
Прочитают одни из них: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» -
И,  напевая  песню «безумству храбрых», идут  штурмовать просторы, горные вершины, полюсы…
Таких  «штурмовиков»  не много. Но их называют символами духа.
На Эверест, например, поднимались в мире всего около 5000 человек
Каждый год там гибнут люди, но это  только добавляет азарта.
Некоторые и так рассуждают: чем больше опасностей, тем сильнее молитвы, тем Ближе к Богу…

           В последнее время стали модными купания в прорубях на праздник Крещения.
Не было такого завета купаться в проруби. Но может быть, и зачтётся кому-то это геройство?
А восходить на горные вершины  труднее, чем прыгнуть в прорубь.
Романтическая песня В.Высоцкого про друга, который не бросит, искажает реальности:
альпинисты способны бросить умирающего коллегу, потому что помощь может стоить жизни другим.
Фотографии трупов вдоль маршрута восхождения на Эверест вопиют к тем, кто ищет подвигов:
«Зачем вам это надо?!»
В прелести альпинизма есть любопытный нюанс: восхождение дорого стоит в прямом смысле этого выражения. Оно непосильно людям со средней зарплатой.
Можно сказать, что альпинизм – это блажь состоятельных людей.
Если бы было возможно, то из альпинизма сделали бы шоу.
Хотя, он  по абсолютному числу жертв и уступает многим современным модным увлечениям и развлечениям.
 
Есть впечатление, что подвиги во имя правды и справедливости стали не такими популярными, как в прошлые века.
Не многие знают, за что Енох взят на небо. Илью пророка далеко не все считают героем на все времена. Герои библейской истории редко кому служат образцом жизни.
Да и сама идея воздаяния за подвиг благочестия кажется слишком фантастической, чтобы влиять на поведение.
Нравоучениям ещё позволено быть. Но массами владеет что-то другое.
Никто не против подвигов на пожаре или спасения утопающих. Приветствуется донорство, в том числе, и органами. Есть дети, на лечение которых требуется крупная сумма.
Есть дети, которые мечтают обрести отца и мать. Есть погибшие при исполнении служебного долга.
На геройство во имя высоких идеалов спрос всегда был не высоким: неудобные люди, эти герои, которые мыслят иначе. Не зря их  зовут «отщепенцами».
Не перевелись, но, кажется, что вымирают они как вид.
Может быть, идеалы стали ближе, и нет уже необходимости посвящать чему-то  «души прекрасные порывы»?
Или оценили по достоинству изречение про благие намерения, которыми выстлана дорога в ад?
Унять романтиков помогают и анекдоты, развенчивающие героев, и новые взгляды на историю, и
по-отечески добрые увещания «не плевать против ветра».

Больше шансов совершить подвиг  у тех, кто решит служить в армии.
Вероятность стать героем посмертно у военнослужащих гораздо выше, чем у альпинистов.
Половина «Героев России» не узнали о том, что они – Герои.
В армии за службу платят деньги. Альпинисты сами платят деньги, чтобы рисковать жизнью.
Ещё можно понять, когда богатые люди платят за героический полёт в космос.
 Тем более понятно, когда люди ищут себя и подвигов на ниве спорта высоких достижений: там награды пропорциональны подвигам.
Альпинизм выходит за рамки благоразумия. Его нелепость роднит его с религий.
Говорят: «Не хлебом одним жив человек…». И продолжают мысль каждый по-своему.
Презрение к жизни стало доблестью.
А служение идеалам правды перестало ею быть.
В  древности нечестность сама по себе расценивалась как преступление, достойное смерти.
Сейчас наказание, в лучшем случае, пропорционально тяжести последствий нечестности.
Подумать только: в  древности людям религия предписывала «быть честным в мере и весе»!
Люди знали, какие тяжкие последствия могут быть, всего-навсего, от подделки гирь.
А в советской торговле обсчёты и  обвесы  были  главной бедой после дефицита.
В скрытой форме они остались и до сих пор, и не только в торговле.
Никогда в истории не было такого благоприятствования мошенникам всех мастей.
 Умение обмануть и остаться безнаказанным считается доблестью и талантом.
Цифровизация ещё только началась, а у людей уже похищены миллиарды рублей из электронных кошельков.
               Душевные метания героев классической литературы, угрызения совести «лишнего» человека приравнены к патологии. 
Начнёт какой-нибудь романтик бороться со «злыми рыцарями»  ЖКХ, будет писать жалобы, ходить по судам,   на него посмотрят, как на странного человека и склочника. Могут и засмеять.
Могут и похвалить, но из соображений выгоды, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
А на работе, в производственных отношениях многие ли из нас видели, чтобы кто-то бросил перчатку в лицо начальнику за хамство или бесчестие, или, хотя бы сказал: «Вы, милостивый государь, вор и подлец».  Сообщить, куда следует, о нечестивом начальнике, считается подлостью.
Мораль так вывернули наизнанку, что порядочным считается помалкивать, не выносить сор и .т.п.
           Разве никто не знал, что пожилой историк Соколов сожительствует с недавней студенткой?
Разве нет на молчаливом и толерантном окружении крови той расчленённой  уважаемым историком девушки?   
               В   1861 году вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. А в следующем, 1862 году художник В. Пукирёв пишет картину «Неравный брак», за которую ему присваивают звание профессора.
В наши дни неравные браки стали признаком состоятельности и принадлежности к элите.
А  В. Пукирёву сегодня посоветовали бы не лезть не в свои дела.
Вот и рисуют наши художники натюрморты, пейзажи и  обнажённых женщин…
И это надо.  Но где  служение идеалам? - А откуда оно возьмётся, если нет идеалов.

Всё больше людей хотят доказать себе или окружающим, что они не слабые духом.
Молодёжь лазает по карнизам и крышам домов, катается на крышах электричек…
Иногда идут  воевать в «горячие точки», причём, по разные стороны конфликта.
Но там к мотивам примешивается расчёт на материальные выгоды.
        В упомянутом мультфильме про ослика всё кончилось тем, что он «спас»  щуку, пойманную его дедушкой. А дедушка с доброй улыбкой простил ему его детское заблуждение.
В общественном мнении тоже есть снисхождение к «чудакам», без которых мир был бы скучным.
Слышится даже  поощрение их геройств. Спортсменам, например, прямо говорят, что они – наша гордость. Альпинистам медалей не дают, но всячески выражают почтение.
Хотя, иногда и дают: Ф. Конюхова, например, за его подвиги  « в области изучения возможностей человека в экстремальных условиях» наградили орденом Почёта.
Дочь его не соблазнилась подвигами отца, и не захотела изучать экстремальные условия в своей стране, а предпочла жить в США. 

Здоровые увлечения, наверное, спасут детей не только от подворотни, но и от бессмысленных бунтов.
Символом протеста и примером для подражания претендовал быть герой фильма «Ворошиловский стрелок».  Герои сериала  «Бригада» приобрели такую славу, что на фоне их портретов делали коллективные фотографии в школах.
У нас иногда звучат сожаления о том, что не рождает земля больше С.Разиных и Е.Пугачёвых.
А если вникнуть в историю российской организованной преступности, то это заявление станет спорным. В каждом городе есть роскошные могилы безвременно погибших  авторитетов и «братков.
Главный герой  фильмов  «Брат» и «Брат 2» по многим признакам может считаться героем нашего времени.
Пока россияне под впечатлением от кино осмысливали вопрос «в чём сила», в Норвегии А.Брэйвик совершил такое, что по значимости и масштабу сравнивают с терактом в Нью-Йорке 11 сентября.
Мотивы своего преступления он считает возвышенными.
Любопытно, что Брэйвик назвал В. Путина  «лидером, достойным уважения".
И другой  ещё более знаменитый террорист Ильич Рамирес Санчес тоже говорил об уважении к В.Путину и желал, «чтобы его политический проект увенчался успехом».

Почти в каждом городе есть мемориалы или целые аллеи героев, которые не искали подвигов, а погибли при исполнении служебных обязанностей или воинского долга.
В то же время, общественное мнение стало «с пониманием» относиться к тем, кто уклоняется от воинской службы.
Чувствуется какое-то организованное заполнение пустоты святого места героями шоу-бизнеса, музыкантами, артистами  кино и театра.
Действующие политики до звания героя  не дотягивают. Оппозиция  вызывает сомнения.
        Писатели помещают своих персонажей в декорации давно ушедших эпох и фантастических сюжетов. И оттуда постреливают остротами и намёками на наши реальности
в тех,  кто ещё находится под впечатлением весёлой истории про раков, рассказанной артистом с большими умными глазами и  грустным выражением лица.
        И тут даже нельзя сказать, что «на безрыбье и рак – рыба».
Это  больше, чем нечестность в мере и весе.  Это подмена повестки дня и  цели размышления о смысле жизни.
          
Тут бы в самую пору добавить, что мир лежит во зле, а дьявол ходит среди нас, «как лев рыкающий…» .
И с трагическим вздохом закончить рассуждения о подвигах и славе, пожелав  всем мужества и бдительности.
  Но хочется вернуться к мысли о том, что россияне в упор не видят героя, которого они видят с экранов телевизоров ежедневно вот уже много лет.
Хотя, его  рисуют на майках, а портреты в кабинетах висят на месте икон.
Он уже не рекламирует себя всякими  штучками типа полёта на пожарном самолёте или ныряния в батискафе . А скромно служит стране в меру сил, вызывая на себя огонь недругов и   критиков.
 Россиянам страшно и от мысли, что его не отпустят на покой до тех пор, пока его не начнут водить под руки и он не будет засыпать на совещаниях, и от той неизвестности, которую таит его возможный скорый уход.
Кажется, скажи он, что надо, «задрав штаны», бежать и  ехать на ударную стройку – и люди вступят в его партию,  и поедут… А он, словно, призывает оставаться на местах, где нет не только места подвигам, а даже работы, где жажду подвигов подростки выплёскивают в граффити на заборах и стенах домов.
Да и  где  взять столько строек на всех желающих… Люди чувствуют, что они стали лишними.   
И тысячи подростков с реальным риском для жизни катаются на крышах электричек, прыгают  в пропасть на верёвках,  взбираются  по стенам на крыши высотных домов, а иногда и готовят теракты в своей стране…
            
 Жажду подвигов поощряют  и пытаются похитить во все  времена.
Вред  рыцарских романов Сервантес обличил, но ложный пафос геройства легко меняет одежды.
Может быть, нам нужен новый план монументальной архитектуры?
Пусть каждое эпоха ставит памятники своим героям. Они нужны не для возложения венков от благодарных потомков, а для того, чтобы знали историю.
Для птиц, например,  памятники отличаются только высотой.
Неужели более разумно время от времени их громить?
Может быть, надо возродить гражданскую казнь для тех, кто ещё не дотягивает до приговора суда, но уже  оскорбил  чувства граждан, верующих в справедливость?
Мазать зелёнкой и посыпать мукой – это дикость. А привязать «на лобном месте» к столбу позора, сломать над головой символическую шпагу было бы поучительно.
         В далёком прошлом  люди читали «Жития святых».  В недавние времена в школах висели плакаты с биографиями героев. В наши дни  кандидаты во власть душевно рассказывают о себе.
С трудом, но можно найти сведения о жизни тех, кого называют олигархами.
Биографии первых Лиц почти готовы для помещения в серию ЖЗЛ.
Есть в школах и монументы героям, и памятные доски с именами учеников, которые «стали людьми».
Интернет набит образцовыми или шаблонными сочинениями на тему «Герои нашего времени».
- Есть с кого делать жизнь.
Героев много. А время, в которое мы живём, вполне можно назвать безвременьем.


Рецензии
Очень хорошо написали. Согласен с Вами.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   26.12.2020 00:47     Заявить о нарушении
Дорожу Вашими оценками.

Геннадий Гаврилов   26.12.2020 09:52   Заявить о нарушении