Почему русский язык великий и могучий?
И.С. Тургенев назвал русский язык «великим» и «могучим». Эти два эпитета стали крылатыми словами, без которых русский язык для нас уже немыслим. Поэтому каждый русский рано или поздно задаётся вопросом: «Чем же так велик и могуч наш язык?» И пытается найти свой ответ на этот вопрос.
2. Чем велик и могуч русский язык? (Спектр мнений)
Для одних он велик и могуч своим матом, на котором хорошо говорить с врагами, да и не только с ними.
Для других богатством лексики (синонимов, антонимов, омонимов) и разнообразием смысловых оттенков, гибкостью своих синтаксических конструкций и в силу всего этого богатейшими изобразительными возможностями. Так К. Паустовский восторженно писал: «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»
М. Ломоносов, который задолго до И.С. Тургенева пытался ответить на этот вопрос, пришёл к выводу:
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким с неприятелем, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку искусен был, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» (М.В. Ломоносов).
Для многих русский язык велик и могуч благодаря литературе, написанной на этом языке. Достаточно вспомнить Льва Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского, чтобы убедиться в этом. Темы, которые они поднимали в своих произведениях поистине велики. Идеи этих гигантов до сих пор владеют умами всего человечества.
Для многих этот язык велик и могуч благодаря коммунистическим идеям, воплощённым в СССР в реальность. Его лозунги «Мир народам, хлеб голодным, землю крестьянам, фабрики рабочим» десятилетия вдохновляли народы других стран. Поэтому Маяковский в своё время написал: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.»
3. Чем русский язык велик и могуч для меня?
Для меня русский язык велик и могуч прежде всего своими песнями, в которых выражено величие просторов России, широта души русского народа и сила его духа.
Самым ярким примером являются народные песни «Ой ты степь широкая...» и «Степь да степь кругом». В них как нигде раскрылись и величие просторов России, и широта души русского народа. Думаю что одна из таких песен произвела и на Тургенева то потрясающее впечатление, которое он описал в своём рассказе «Певцы»:
«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня...»
Могучая сила духа в свою очередь ярче всего выразилась в песнях «Дубинушка», «Священная война» и в гимне России.
Песни и гимны других народов могут гениально выражать радость, печаль, самые возвышенные чувства, однако такого первозданного величия и такой могучей, несгибаемой силы в них нет.
4. Образ русского языка в литературе
Однако вернёмся к великой русской литературе и зададим себе вопрос: Есть ли в ней образ, в котором русский язык предстал бы перед нами во плоти и поведал бы нам откуда у него это величие и сила?
Думаю, что таким образом является Тарас Бульба. Это настоящий былинный архетип русского языка.
5. Исток величия русского языка - широта русской души
И вот что он < русский язык в образе Тараса Бульбы> говорит об истоке своего величия:
«Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!» * (Н.В. Гоголь).
То есть причина величия русского языка это широта русской души, способной любить так крепко, как никто уже не любит. Александр Блок подтверждает эту мысль:
«Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!» (А. Блок)**
6. Исток могучей силы русского языка - сила и стойкость русской души перед лицом немыслимых страданий
А вот что Тарас Бульба говорит о причине могучей силы русского языка:
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» ***
То есть причина могучей силы нашего языка это сила и стойкость русской души перед лицом немыслимых страданий.
* * *
7. Как русская душа на великом и могучем русском языке осмысляет себя и свой путь?
Как же эта русская душа осмысляет саму себя и свой путь благодаря русскому языку, который ей подстать?
Это великое осознание ею самой себя и своего пути мы находим у Г.Р. Державина в оде «Бог»:
«Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я Бог!»****
Это самоосознание являет всю библейскую историю человека в восьми словах:
«Я царь <Адам в раю> — я раб <,своим паденьем изгнанный из рая и ставший рабом греха>, я червь <,вкусивший смерть и тление падшего бытия> — я Бог! <воскресший в осознании себя во Христе>». Первое тире лаконично молчит о падении, а второе — о восстании.
Обобщающим терновым венцом этого самоосознания себя во Христе звучат стихи:
«Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие Твое.»
Здесь русская душа ставит перед собой на великом и могучем русском языке свою самую высокую цель, в достижении которой требуется истинная сила духа.
Героическая смерть запорожцев в повести Гоголя, мученическая смерть десятков тысяч исповедников Христа в советский период и героическая смерть миллионов защитников Родины в Великой Отечественной войне показали нам, как достигается эта цель.
Это позволило немецкому поэту Рильке сказать о России: «Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом.»*****
Заключение
Так с лихвой оправдались слова И.С. Тургенева, которыми он закончил своё краткое размышление о русском языке: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
----------------------------
* В гениальной экранизации «Тараса Бульбы» (2009) эти слова сказаны так, что не верить в них просто нельзя. Не верить в них – это всё равно что изменить родине.
** В этом самоосознании нет никакого великорусского шовинизма, ведь далее Блок пишет:
«Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...»
*** Поэтому А.В. Суворов восторженно восклицал в своей «Науке побеждать»: «Я русский. Какой восторг!»
**** «В силе воплощения Божия соделываясь не только чадом Божиим, но и причастником Божественного естества, восторг его (человека): «я Бог» соделался не хвастовством червя, но благоговением человека, величающего в себе действие благодатного милосердия Божия, возведшего его из червя в Бога» (Шишков).
«...Каждое слово в предложенном образе, как гвозди в кресте Господа» (Александр Краснослабодский).
***** Слова эти были сказаны Рильке в самом начале прошлого века. Смысл их раскрылся во всей своей полноте в 20-м веке.
Свидетельство о публикации №220122701657
великолепными и яркими примерами великих писателей, поэтов всех времён и народов,
с чудными песнями, которых не любить просто невозможно! Вы всё так ярко описали, что даже не знаю, что можно ещё добавить, кроме безграничной любви и восхищения родным и самым волшебным языком, на котором можно выразить всё с такими эмоциями,
чувствами - от любви, до ненависти к врагам, недаром, на войне боялись русского мата, в нём была сила, за которым шло и действие в рукопашном бою( "Они сражались
за Родину"). Исполинская русская душа из древней Руси, несгибаемая воля к свободе!
Сила духа! В общем, писать и восхищаться русским языком можно бесконечно...
Спасибо огромное!
С теплом и улыбкой,
Людмила Иоффе 20.03.2024 12:56 Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за отзыв. Вы глубоко чувствуете то же, что и я. Для меня язык это Сверхпоэт. В нём мы находим всё самое тонкое и глубокое как скульптор в глыбе мрамора находит Орфея и Эвридику.
Вот как Вячеслав Иванов в стихотворении «Любовь» в этом языке «открыл» тайну двух родственных душ:
«Мы - два грозой зажженные ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы - два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!»
«О трижды романтичный мастер!» Это наш с Вами язык!
С теплом и улыбкой,
Владислав Плеханов 20.03.2024 22:33 Заявить о нарушении
Рада Вас слышать! Потрясающее по силе и глубине "открытие" о "тайне двух родственных душ":
" Мы - два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!"
"Любовь" -Вячеслава Иванова...Чудо! Да! " О трижды романтичный мастер!"
Спасибо, что знакомите меня с такими великими Мастерами, подтверждающими величие
нашего с Вами языка!
С теплом и улыбкой,
Людмила Иоффе 20.03.2024 23:00 Заявить о нарушении