53. Молодые меломаны

Предыдущая глава:http://proza.ru/2020/12/27/260
52. В нашем классе есть мальчишка.

           Дома меня ждал приятный сюрприз! Радиола теперь оставалась навсегда у нас в комнате - мы могли слушать радио, иногда даже ловили "радиохулиганов", выходивших в эфир с запрещенных законом самодельных радиостанций и , как говорили советские власти, "засорявших эфир" -  у них можно было послушать разные дворовые, блатные и полублатные песни - к сожалению из-за треска и шума не всегда были понятны слова. А ещё мы могли крутить разные пластинки, у радиолы было три скорости - 33 оборота в минуту, 45 и 78. То есть, мы могли слушать, как современные диски, так и старые бьющиеся пластинки. Для нас, так любящих музыку, это был просто царский подарок от мамы!

            К тому же у молодожёнов Лариных обнаружилось много современных небьющихся пластинок, часть из них Ларин отдал нам насовсем, а какие-то мы брали только послушать. Пластинки были не такое дешёвое удовольствие для нас.

           Несколько больших долгоиграющих пластинок были полностью с зарубежной танцевальной музыкой, нам очень нравились "Ладзарелла", танго "Маленький цветок", песня "Мамалюк" и много чего другого, всё и не вспомнить.

           Я влюбилась в песню Мануэля "В эту ночь". Когда много лет позже я снова прослушала эту песню, она опять захватила меня ! Музыкальное рычание Мануэля неподражаемо!
(Мануэль "В эту ночь"
https://youtu.be/VDHmxBotSn0)

           А уж про песню Салваторе Адамо "Падает снег" в его же исполнении и говорить нечего - она просто навсегда легла в мою душу со своим нескончаемым волшебным снегопадом и вселенской светлой грустью. Даже не понимая слов песни, я сердцем чувствовала печаль человека, написавшего её. Позже я обнаружила у него ещё один неувядаемый шедевр: песня "Любовь - это ты"
(Salvatore Adamo - "L'amour te ressemble 1968" -
https://youtu.be/31D0qC1V_qg)

           Музыка была для нас сродни наркотику. Хотелось новых и новых песен как любимых певцов, так и ещё неизвестных нам, но уже давно популярных в мире и у нас в стране. Многих мы даже не знали ещё в лицо, поэтому с большим нетерпением ждали телевизионную музыкальную передачу "Ритмы зарубежной эстрады", где можно было услышать и увидеть наиболее популярных западных исполнителей, хотя и была такая музыкальная информация очень и очень дозированной.

             Я тут же накопила деньги  на первую свою маленькую пластинку, экономя на школьной еде, и побежала в магазин выбирать: какую же купить. На прилавке под стеклом лежали списки пластинок и их цена. Глаза разбегались, хотелось и то, и это. Но большие долгоиграющие были дороговаты для меня, хотя и песен там было поболее.

               В итоге, я остановила свой выбор на пластинке за семьдесят копеек с тремя песнями в исполнении Муслима Магомаева. По моему, это были "Чёртово колесо", "Королева красоты" и "Дом". Позже мы подкупили пластинки с его песнями "Сердце на снегу", "Голубая тайга", "Синяя вечность", "Твои следы" и многие  другие. Замирая, по тысяче раз, наверно, слушали Вера и я эти песни, ловя каждую нотку, каждый перелив его чудесного бархатного голоса. Всё было в этих песнях безукоризненно: и исполнение, и голос, и мелодии, и слова - всё звучало красиво, доверительно, интонационно верно, мощно, безупречно.

             Слава Муслима с каждым годом крепла и гремела по всему Советскому Союзу! Женщины разных возрастов сходили с ума по этому молодому азербайджанскому певцу, быстрому, ловкому симпатяге-парню с лёгкой лукавинкой в карих  глазах и доброй усмешкой. Таились в нём какая-то сладкая изюминка и удивительная притягательность, поражали огромный талант и ответственность перед слушателями и зителями, уважение к ним, подкупали его внутренняя серьезность и порядочность.
 
            Мы с Верой тоже  заинтересовались певцом, начали разыскивать его фотографии в газетах и журналах, по крупицам собирать сведения о нем, о его жизни и творчестве. Вера называла его ласково Муслимчик, я же  не была сторонницей всех этих уменьшительно-ласкательных суффиксов, особенно, по отношению к мужчинам, все эти "сюси-пуси" раздражали меня, но также, как и Вера, я подпала под его очарование, ощущая в себе нарастающую в него влюблённость.

            Ну, а кто из девчонок или мальчишек не влюблялся в красивых артистов/артисток, певцов/певиц, знаменитых спортсменов/ спортсменок?!! Не таил в себе надежду на счастливую встречу со знаменитостью, а может и на счастливое будущее вместе с ним/с ней?!! И эти сладкие мечты окрашивали нежными красками серую реальность, позволяли духу твоему воспарить над обыденностью в ожидании грядущего счастья.

             Появление небьющихся долгоиграющих пластинок дало новый толчок в развитии советской эстрады и музыкальной индустрии в целом. Надо было ковать железо, пока оно горячо, пока был спрос на ту или другую  песню. Пластинки с популярными песнями разлетались, словно горячие пирожки.

             Развитие телевидения тоже способствовало росту популярности молодых талантливых исполнителей. Наслушавшись песен на пластинках, люди теперь хотели посмотреть на исполнителей хотя бы в телевизоре: как певцы выглядят, как исполняют их  любимую песню, как держатся на сцене, как одеты, наконец-то.

             Очень востребована была Эдита Пьеха. Кроме того, что она пела много хороших песен, популярных в стране, народ ещё и любовался красивой женщиной, а модницы пристрастно изучали её наряды, макияж, манеру петь, говорить, двигаться на сцене.

             Росла слава Валерия Ободзинского: его сильный, свежий, звучный голос редко кого оставлял равнодушным. Мы тоже вскоре приобрели пластинки с песнями в его исполнении: "Неотправленное письмо", "Эти глаза напротив", "Восточная песня". (Хотя отца моего раздражал его голос, он считал, что певец нарочито придаёт такую звучность голосу, считал это пение каким то скулежом, несравнимым, например, с пением Марка Бернеса. Ну, как говорится, на вкус, на цвет товарищей нет...) Для меня эти песни, а также песни в исполнении Олега Ухналева "Два окна со двора" и "Дождь и я" стали любимыми навсегда. Их можно было слушать бесконечно.
      
            Народ любил песни в исполнении Майи Кристалинской, Марии Пахоменко, Иосифа Кобзона, Вероники Кругловой, Нины Бродской, Тамары Миансаровой, Эдуарда Хиля, Людмилы Зыкиной, Аиды Ведищевой, Ларисы Мондрус, Вадима Мулермана и многих других.

            Появлялись всё новые и новые вокально-инструментальные ансамбли или ВИА. Некоторые из них копировали стиль западных музыкальных групп, перепевали зарубежные песни с переводом текстов на русский, другие искали свой собственный неповторимый путь в этом необъятном, многоцветном и многозвучном мире музыки.
 
             Молодые советские композиторы, такие как А. Пахмутова, Д.Тухманов, Я.Френкель, А.Островский, Р. Паулс, А.Бабаджанян,  О.Фельцман и другие, в тот период написали  много по-настоящему талантливых песен, ставших любимыми для многих поколений людей советского и постсоветского периода.

             Классические произведения русских, советских и зарубежных композиторов тоже были востребованы советским народом. Не буду голословной - в частности, мы с Верой приобрели маленькую пластинку с "Полонезом" М.Огинского. Позже мы узнали, что этот полонез также имел и другое название - "Прощание с Родиной" или  "Полонез N13", и написал его белорусско-польский композитор Михаил Огинский в 1794 году.

             Не в силах насытиться этим Полонезом, мы снова и снова крутили пластинку, пока не впитали прекрасную музыку до последней нотки, до последнего звука. Это оркестровое исполнение теперь звучало у нас в мозгу во всей его цельности.

             На этой стороне пластинки, кроме полонеза, был записан ещё и коротенький "Менуэт" Боккерини, но нам он, по первости,  не нравился в сравнении с "Полонезом" Огинского. Он шел первым, а за ним уже шёл наш фаворит. Поэтому мы старались ставить головку звукоснимателя сразу на "Полонез", иногда промахиваясь. Звучали остатки менуэта,  а потом только долгожданные чарующие звуки. "Полонез" подходил к концу, мы бежали со всех ног к радиоле, чтобы снова поставить его с начала. Постепенно мы прислушались к "Менуэту" Боккерини и вдруг открыли для себя,  как он красив и музыкально изящен! Вот она - тайна понимания классической музыки и обретения любви к ней: вслушивайся, проникай в неё, пропускай через себя, обогащай воображаемыми образами, запоминай и снова, и снова слушай!

             Представляю, как забодали вусмерть мы своих соседей этой классической музыкой, и сколько нелестных слов отпустили они в сторону малолетних меломанов!

Продолжение:http://proza.ru/2021/01/02/1871
54. Как мы продавали капусту.


Рецензии