Детство Надюши

                Рассказ Надежды Бердюгиной-Юрковой, моей одноклассницы
                и замечательного человека и друга.

   Детство у Надюши проходило весело. Летом играли с подружками в берёзовой роще, ходили в лесок за «шанхай»*, купались в реке, ездили по грибы и по ягоды с родителями. А зимой катались на санях с горки, гоняли на снегурках, привязанных к валенкам, на вычищенной парнями до льда площадке, посреди реки. Или вдевали валенки в кожаные ремешки-крепления на лыжах и носились по замёрзшему и заснеженному руслу до леса.
   Но и дома во что-то хотелось поиграть, а игрушек практически не было. Мама видела, как дочка пытается из тряпочек соорудить подобие куклы. Тогда она набрала обрезков ткани, чулок взяла фильдеперсовый телесного цвета, сшила куклу и нарисовала ей милое личико.
– Имя сама дашь, доченька, тебе решать.– сказала, увидев, как та обрадовалась.
Надя чмокнула мать в щёчку.
– Спасибо, мамочка! Я так давно хотела куколку!
Как тебя назвать? Конечно, Машенька. – произнесла Надя, прижимая крепко мамин подарок.
Это была её первая кукла, как же Надюша любила с ней играть!...
Подружки завидовали, у них-то вместо такого чуда были тряпочки, завёрнутые в платки.
     Мама была мастерица, очень хорошо шила. Как-то перед Новым годом в школе должен был состояться праздничный вечер, а платья у Надюшки не было. В форме... не пойдёшь.
– Поехали доченька в город. Купим тебе ткань на платье.– сказала мама.
Дочка заплакала.
– Так ведь его ещё сшить надо. А когда? Не успеть.
Поехали. Когда вернулись домой, мама примерила ткань, положила на стол, и, как волшебница в сказке, покрутила-повертела, безо всякой выкройки села за швейную машинку и... на празднике Надюша веселилась уже в новом платье. Вот недаром говорится – «Дело мастера боится».

     Годы побежали, как кони с совхозного двора. Много всего было... не расскажешь, но иногда... что-то вспоминалось из детства и щемило душу. Столько радости и гордости было у Нади, когда она пошла в школу, в первый класс... Первая учительница, Сазонова Ася Львовна, красавица с длинной косой, молодая, добрая, смешливая... очень ей понравилась. Много душевного тепла и света отдавала она своим ученикам, и стала для девочки примером в будущей учительской жизни.
    Надежда с детства мечтала стать учительницей, сама ещё «под стол пешком ходила», а усаживала взрослых и «проводила уроки». Все игры были только на эту тему – ШКОЛА.
«Коля, читай! Маруся, пиши красиво»! – командовала Надюша.
 А соседи, дядя Коля с тётей Марусей Сельминские, были уже пожилые люди и дивились – «Где только девочка всё это брала? Вела себя, как прирождённый педагог».

    Как-то задачку задали в начальной школе. Надя Бердюгина с Ирой Бучинской собрались дома у Вовы Юркова, но решить никак не могли. Володя лучше всех соображал в арифметике, но и у него ничего не получалось.
Задача: рабочие делали горшочки для пикировки рассады. За «x» часов они изготовили «y» горшочков. Вопрос: сколько рабочих трудилось над изготовлением горшочков, если каждый рабочий за час делал «n» горшочков?
– Сейчас сахару поем и решу. Мне мама всегда говорит, что сладкое помогает.– сказал Вова девочкам.
В результате у него вышло, какое-то странное дробное число – 29,5. Хоть кому ясно, что решение неправильное. Думали-думали, решали-решали...
– Вова! Или ты переел сахару, или не доел... – сказала Ира со смехом.
– Поздно уже ребята, пора расходиться. – добавила Надя.

    Побежали они с Иринкой домой. Мама Надюши с работы ещё не пришла – она работала на телефонной станции посменно и очень уставала. Перекусила Надя немного, легла и... нечаянно крепко уснула. Мама вернулась, стучала в дверь часа два, но домой попасть не могла. Занервничала. Может, что случилось... пошла к соседям, те успокоили, она погрелась, отдохнула и... рано утром, наконец-то, разбудила дочь.
– Засонька, завтракай и собирайся в школу.– сказала Надюше.
– Мамочка, прости меня, я даже не знаю, как заснула и не услышала, что ты стучишь.
– Да что там... ладно.
В школе Надя встретила Иринку Бучинскую.
– А Юрков-то... решил задачку! – воскликнула та.
И правда, учительница хвалила его.

... У моста весной лед быстрее сходил. Солнце пригревало, и ребята рано открывали сезон купания. Весна пролетела незаметно, и вскоре наступило долгожданное жаркое лето. Начались каникулы. Патрушиха для них, Гореловских, была самым любимым местом, купались в реке все, от мала до велика.
Надюшка, хоть и маленькая совсем, любила брАзгаться* у водокачки, где лежал песок под ногами, как на хорошем пляже. Там барахтались те, кто плавал пока «по дну раком». Заходила она в воду по горлышко и, набрав воздуха, ползла по дну в сторону берега. Но однажды ей не повезло – ошиблась и уползла под водой от берега. Ползла-ползла, вынырнула вдохнуть, а берега-то... нет. Испугалась, что не в ту сторону повернула и надо теперь далеко обратно «плыть», да делать нечего – вдохнула глубоко и скрылась под водой. Поползла обратно.
– Надя! Надюша! – кричали на берегу ребята, которые уже потеряли её и беспокоились.
     На следующий год малышня повзрослела, уже освоили технику плавания. У моста с плотиной им тоже понравилось купаться, хотя это было царство мальчишек и взрослых парней. Как только они не ныряли... и солдатиком, и вниз головой, и кувырком, а то приносили с лесопилки широкую доску, делали трамплин и ныряли ласточкой. Лето, на удивление, всегда было жарким, и родители не могли их дозваться с речки. Ныряли с моста и Надюша с девочками. На самой глубине прохлада охватывала горячие тела, и они плыли до водокачки, что качала воду для полива на поля. Но однажды подружка Лора Голисенкова там чуть не утонула.
– Тону! – кричала – Помогите!
А все хохотали, думали, что она так шутит. Когда Лорка уже ушла с головой под воду, Надя первая поняла, что это не шутка, и бросилась спасать. Подплыла, а та, с перепугу, чуть её же не утопила, карабкаясь на плечи и хватая за руки.
Спасатель из Надежды получился ещё тот... хорошо, что парни быстро нырнули и спасли обеих.

... Незаметно пролетела осень, закончилась уборочная в совхозе и в домашнем саду-огороде, дети пошли в школу. Морозная зима, как всегда, наступила внезапно. После второй смены ребята шли пешком из школы до Гореловского и постепенно расходились по домам. Около дома Люды Сидоровой на Мостовой, стали дурачиться – длинная дорога осталась позади.
– «Хи-хи, ха-ха»... – смех раздавался на всю улицу.
Играли, в снегу валялись. Дальше всех жили Надя Бердюгина с Таней Кашеваровой и Володей Юрковым. Дошли до Надиного дома.
– Ой, мамочки! А ключа-то нет! Потеряла я в снегу, а мама-то на работе! – воскликнула она, вынув руку из кармана.
     Хорошо, что дурили совсем рядом, пошли к Люде Сидоровой, взяли лопаты и давай трясти снег, где кувыркались. Повезло, что луна ярко светила, и свет падал из Людиных окон.
– Вот он ключ! – крикнула радостно Надежда, когда тот звякнул о металл широкой алюминиевой лопаты.
– Поработали на славу! – сказал Вовка.
      Зимы в детстве были очень холодные, совсем не те, что сейчас. Минус тридцать – обычное явление. Однажды утром ударил мороз за тридцать градусов, а от дома до школы надо идти через болото по деревянному тротуару больше километра. Вроде, делов-то, двадцать минут максимум, а темно, и мама решила из-за сильного мороза проводить Надюшку, хотя бы половину пути.
– Уже светает, беги дальше сама, недалеко осталось, дочка. – сказала она и повернула назад.

    Кусты по обеим сторонам болота стояли облепленные снегом и замороженные. Снег потрескивал под ногами, но в валенках ногам было тепло. Зато руки у девочки замерзли даже в варежках, бросила она портфель и пинала его вперёд, а сама... бежала за ним. Так и добежала до школы, очень удивившись, что никого из учеников там нет. Только из её  4 «Б» пришли двое – Вова Юрков и она, Надя Бердюгина. Их учительница, Ася Львовна, напоила учеников горячим чаем с булочками, отогрела возле батареи и помогла снова одеться.
– Согрелись? Я провожу вас, ребята. Бегите домой, нигде не останавливайтесь, иначе замерзнете! – наказала им с тревогой в голосе.
Они вместе вышли на мороз, а потом бежали от начала болота почти без остановки. Не успели замёрзнуть.

... Школа в совхозе из 10-летки стала восьмилеткой, и в 9-м 10-м классе им пришлось ходить в другую, на Вторчермет. Человек десять ходили в городскую школу каждый день пешком, километра три туда и столько же обратно. Странно, но ни одной пары не сложилось, никто ни в кого не влюбился. С Володей Юрковым Надежда училась десять лет в одном классе, но, спустя много лет, он ей сказал, что она на него даже внимания не обращала.

    И вот... позади университет, шесть лет учёбы, и... Надежда стала учительницей. Сначала работала в деревне Быково Ачитского района Свердловской области, а потом... снова родная школа, встреча с любимыми учителями: Сазоновой Асей Львовной – первой учительницей, Акимовой Раисой Михайловной – учительницей по физике, Шляпниковой Ириной Федоровной – учительницей немецкого языка, по следам которой она пошла. Только теперь Надежда уже не ученица, а коллега, рядом с любимыми учителями, которые поддерживали молодого педагога.
     Об Ирине Фёдоровне писала Надежда сочинение при поступлении в ВУЗ, каким она была прекрасным человеком, влюбленным в свой предмет, как умела передать увлеченность немецким языком ученикам. С радостью занимались ребята в её кружке, играли, используя то немногое, что успели выучить на уроках.

     Больше пятидесяти лет прошло, а до сих пор Надежда помнит напутствие своей любимой учительницы: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Молодая девушка уехала из города в деревню учить ребятишек немецкому языку и ей повезло – в той школе почти все учителя были молодые и жили дружно. Работали с удовольствием в первую и вторую смену, а вечером отправлялись на машине в вечернюю школу в село Бакряж, которое находилось в восьми километрах. Всё, что знали и умели, передавали детям, активно и с молодым задором участвовали в жизни села: политинформации, доклады, партсобрания.
    Жить Надежда устроилась у старушки, недалеко от школы. В деревне по улицам разгуливали гуси. Шла она однажды из школы домой с соседским мальчиком Колей Третьяковым, а гуси бегут навстречу, шипят, норовят щипнуть.
«Страшно-то как... Наверное, будет больно, если щипнут. А тут ещё ученик рядом. Позорище! Учительница, а боится гусей»... - думала она.
– Не бойтесь! Вы им покажите вот так, «V» пальцами, они и убегут.– успокоил Коля.
Удивительно, но так и вышло, этот совет она использовала, когда приходилось идти одной. Помогало. Правда.
 
   Осенью всей школой учителя и ученики отправлялись на уборку урожая. Угодья совхоза «Бакряжский» были большие, без помощи школьников никак не обойтись. Дети с радостью отправлялись в поле, чтобы поскорее убрать картофель, ну и, конечно, чтобы продлить отдых и насладиться хорошей погодой.
Классы устраивали соревнование – «Кто быстрее уберет картофель со своего участка». Каждый день приезжал агроном, хвалил детей, подбадривал, и это поднимало настроение. К концу недели все с нетерпением ждали приезда директора совхоза, который привозил флягу с мёдом, свежеиспеченный хлеб и чай. Вот тут-то и начинался праздник окончания уборки.

     В Новый год было очень смешно. Они гадали, почти как у В.Жуковского – «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»...
И девушки-учительницы, тоже бросали, только... валенок. Отправлялись к роднику, ( это тоже гадание) надо было набрать в рот водицы и донести до дома, да не просто донести, а пройти испытание – проползти под дугой (для лошади), перепрыгнуть через препятствие... то ли кучу, то ли ямку, пробежать наперегонки... и т.д. Редко кто мог выполнить все эти испытания, зато удовольствие получали все.
Ах, какой они жили насыщенной и интересной жизнью в те годы!
    
    Частенько вспоминалось Наде, как они, пятиклашки, учили немецкий. Снова в глазах неизменное болото, дорога домой, компания Гореловских – Вова Юрков, Иринка Бучинская, Фая Шарафутдинова, Люда Яковлева и она, Надя Бердюгина... Усядутся на кочки и... начинается урок немецкого: «Guten Tag! Wie heisst du»?
Роль Ирины Федоровны выбирали по считалке.
«Eins, zwei, drei
Rische, rasche, rei».
    Из этой игры и сложилась дальнейшая судьба Надежды, мало того... одноклассник, Володя Юрков, стал её любимым мужем. Очевидно-таки, всё предначертано судьбой.


БрАзгаться* – плюхаться, возиться в воде. «Им бы только в луже бразгаться – чисто поросята».
Шанхай* – так называли татарский посёлок, хотя там и русских хватало.

На фото – Надя с мамой, Надюшка – малышка и Надежда-учительница немецкого языка
с учениками.


Рецензии
Женсkiй мipъ! С Восьмым Марта!!!!!

Зус Вайман   07.03.2021 22:29     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Зусик,

за поздравление и добрую память!

С уважением, Таня.

Пыжьянова Татьяна   08.03.2021 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.