По мотивам высказываний о методике Сухомлинского

Всем известно, чтобы высечь статую из камня, нужно от каменной глыбы отсечь всё лишнее, но мало кто догадывается, чтобы увидеть истину, нужно из потока мыслей отбросить всё двойственное, противоречивое и обобщённое. Истина всегда в конкретных и однозначных выводах, которые каждый может проверить на себе.
Применяя это метод поиска истины можно найти не только истину, но и увидеть заблуждения, даже там, где на первый взгляд, всё выглядит безупречно.
 
Цитата:
«Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, чьи высказывания и строки из книг стали крылатыми выражениями — Василий Александрович Сухомлинский. Он создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка. Он считал, что именно она обладает высшей ценностью, и она должна стать основой процесса образования и воспитания».
 
Четко прослеживается позиция, что Личность ребенка это высшая ценность.  Звучит красиво. Но что такое личность? С какого возраста личность ребенка становиться взрослой личностью и, следовательно, перестаёт быть высшей ценностью? Личность взрослого это не личность ребенка, но высшей ценностью признаётся личность ребенка, соответственно, по мере взросления ценность личности падает. И это уже звучит некрасиво.
 
Кстати, что есть личность? Очевидно, что это самосознание, то есть индивидуальное начало в человеке, его собственное «Я». Почему личность ребенка ценнее личности взрослого? А если все личности равноценные, то зачем делать акцент на личности ребенка? Личность родителей не менее, а может и более ценна, чем недозрелая, малоопытная и ещё не сформированная личность любого дитя.
 
Превозношения личности ребенка уже непростительная ошибка в воспитании морали и в формировании мировоззрения. Дети это новое поколение будущих взрослых, но взрослые это настоящее поколение, без которого не будет будущего и этих самых детей.
 
Налицо заблуждение, которое способствует процветанию детского эгоизма, который, кстати, никуда не девается, а растет вместе с ребенком до старости, как раковая опухоль.
 
«Всё ради детей!» – гласит известный лозунг, но с какой стати?
Вот, например, древняя заповедь утверждает иначе: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». (Исх.20:12).
 
Древние были ближе к истине, ведь дети всем обязаны родителям и должны быть благодарны не только на словах, но и быть послушными на деле. Только в послушании и прилежании можно чему-то научиться и стать порядочной личностью. Иначе личность ребёнка становится разбалованной, распущенной, высокомерной, эгоистичной и считает себя важнее собственных родителей. Причем, это происходит зачастую с легкой руки тех же родителей, которые склонны превозносить своих детей.
 
Увы, но личностью, во всех смыслах, ребенку ещё нужно стать, а значит, высшей ценностью должна быть мораль, то есть нравственный закон совести, без которого любая личность ничто и зовут её никак! Возникает дилемма, что важнее: личность или закон совести? Конечно, ЗАКОН! Личность без закона это химера, то есть существо без всяких моральных обязательств, можно сказать, сила без разума, или, что хуже, это сила с коварным эгоистичным умом, которая ради своей личности готова перегрызть горло другим личностям. Проще говоря, высшая ценность это закон совести, сформулированный теми те же древними в заповедях, суть которых кратко изложена  Христом в простых словах: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Без морального закона невозможно стать организованной, а значит, ответственной зрелой личностью. Ведь именно это и есть цель воспитания, чтобы дети стали ответственными взрослыми.
Безусловно, каждый добропорядочный родитель и воспитатель понимает, что нужно внимательно относиться к индивидуальности каждого ребенка, а значит, не давить, не унижать и не игнорировать интересы детей. Но без давления, унижений и наказаний воспитать личность невозможно!
 
Цитата:
«Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми».
 
Конечно же, в любом обществе желательно дать детям хорошее образование. Не менее важно приучать к труду, развивать творческую деятельность и пробуждать интерес к чтению, но всё это далеко не самое главное. Миллионы людей на планете вырасти без всякого образования и чтения книг, не говоря уже о сочинение сказок или творческой деятельности. Так же есть люди, которые, несмотря на высшее образование, активный творческий труд и даже признание в обществе, оказались мошенниками, ворами, убийцами или предателями. Многие хорошо начали, но плохо кончили, по примеру известного Иуды Искариота. Впрочем, есть примеры обратные, когда человек всё детство провел в семье пьяных и развращённых родителей, при этом не только вырос, но и остался человеком, полной противоположностью своих нерадивых родителей.
 
Мировоззрение дело очень личное, как совесть или душа, поэтому никто не может сформировать мировоззрение вместо другого, какими бы благими не были его намеренья. Каждый человек лично сам определяет для себя систему ценностей и основой для этого служат две вещи: собственная совесть и личный опыт. К чужой совести, даже совести своего ребенка, не подберёшься. Как не влезешь в чужой ум и не отдашь свой. Тоже касается личного опыта, который невозможно отнять или навязать, купить, продать или же обрести без потраченного времени и усилий. Опыт индивидуален, как и сама личность. И только посредством опыта человек познает правду жизни, без которой все внутренние переживания остаются только иллюзиями, а значит, несуществующими формами, а попросту – обманом.
 
Правда жизни заключается не в том, о чём человек мечтает, а в том, каких добился целей. И цели бывают разные, а, вот, благо несет всего одна единственная – морально нравственная, то есть жить по справедливости. Но люди в основном ориентируются не на мораль, совесть и справедливость, а на признание в обществе, богатство, творчество, самореализацию или некое абстрактное счастье, которое каким-то мифическим образом должно обязательно сделать жизнь прекрасной и удивительной. И, пожалуй, самое пустое это ориентироваться на красоту! Что  такое истинная красота – никто не знает, но все согласны, что красота это правильно и хорошо. Как и нет единых понятий о любви, но все согласны, что любовь это именно то, что они думают про эту любовь. Но главное в том, что человеку невозможно внушить какие-либо ориентиры. Каждый лично сам выбирает себе цели. И основой для этого служат только внутренние убеждения, а не влияние со стороны. Если внутренние убеждения не достаточно крепкие, то человеку попросту неважно куда идти и за кем следовать, но если внутренние ориентиры непоколебимы, то никто не переубедит человека свернуть с дороги. Причем, не всегда эти ориентиры могут быть истинными.
 
 
Но истина существует и не является неким абстрактным или мифическим понятием. Более того, истина реальна и доступна абсолютно всем и каждому, кто обладает разумом, совестью и жизнью. И звучит истина очень просто и понятно: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Другой истины для человека просто не существует, поскольку, всё остальное относительно, а справедливость остаётся непреложной, как скорость света.
 
 
Безусловно окружающая природа является как жизненно важным ресурсом, так и бесконечным источником вдохновения для творчества человека. Но нельзя забывать о реальности законов природы.
 
Что есть красота окружающего мира? Конечно, гармония. Основой гармонии служит взаимосвязь всех законов природы, включая естественный отбор. Живая природа это сбалансированная система, где выживает сильнейший, а слабого съедают. Иначе никакой гармонии и «красоты окружающего мира» не будет. Следовательно, для гармонии нужно не только быть сильным, но и уничтожать слабых, что никак не сочетается с совестью, человечностью и справедливостью. Увы, но человек выбивается на фоне всех живых существ за счёт главных своих качеств совести, делающих человека человеком.
 
Люди не только не способны, но и никогда не смогут жить с природой в гармонии. Для этого людям надо превратиться в животных, которые идеально бы вписывались в живую природу. Люди же напротив, только разрушают мир вокруг себя. И правильно делают, иначе просто не выживут, а если и выживут, то придётся превратиться в зверей без стыда и совести.
 
Устойчивый миф о том, что человечество может научиться жить в гармонии с природой, лишен правды жизни и является заблуждением, которое погубило, губит и может погубить многих. У человечества нет, и быть не может другой перспективы развиваться, кроме уничтожения природы. Но тогда, что же будет со следующими поколениями? Пока будет хватать ресурсов, всё будет в норме, как и есть. А когда ресурсы закончатся, то закончатся и перспективы. Всё заканчивается! И солнце погаснет, хоть экономь, хоть не экономь солнечный свет. Всему приходит конец, придет конец и человечеству в том виде,  в котором оно существует сейчас. А что будет дальше? Дальше будет гибель всего человечества, и природа этому только сопутствует. Но это никак не отразится на тех, кто сохранит свою совесть, потому что им обещано Богом «новая земля и новое небо», то есть воскресение и жизнь вечная в мире, где во всем торжествует справедливость. И нынешняя природа этому не сопутствует и не препятствует. Природа лишь временный дом для человека.
 
У кого есть совесть, тот не станет бездумно уничтожать природу. Но главное, он не станет в угоду природе, уничтожать людей. Самое ценное это не природа, не красота и даже не счастье, главное для человека не потерять в суете дней свою собственную совесть. Тогда и дети, видя пример со стороны, сделают для себя полезные выводы.


Рецензии
Как всегда Вы безупречно логичны и изложили мысли безупречным стилем. Читал просто с удовольствием, но финал предвидел. В итоге закономерно пришли к абсолюту - "Совесть". Чтож - ваше право. Но вот на "Все заканчивается!" надолго задержался. Не возражаю и не спорю. Но "вечная жизнь", в которой Вы убеждены, меня не убеждает. Да и зачем? Человек, проживший отпущенный век, постаревший, одряхлевший, все испытавший, может и не пожелать "вечной жизни". Жизнь - она здесь. А там - ?
По этому поводу: в Ветхом завете нет обещания вечной жизни, во Второзаконии очень однозначно: придете на землю обетованную за Иордан, и будет вам счастье.
Утешитель Христос в условиях римского порабощения не мог своим адептам обещать счастья в жизни, не поверили бы, поэтому вернулся к известной египетской заманухе - вечной жизни на небесах. Но у египтян этот непререкаемый постулат требовал немалых затрат - погребение в роскоши и сохранение всего тела и его органов бальзамированием. Поэтому Христос о затратах не говорил, только об исполнении праведности на земле, а потом вечная жизнь на небесах. Кстати, чтобы там оказаться, надо еще пройти суд после второго пришествия, и по решению суда встать по правую руку. А как же быть "там" до этого суда?

Борис Крылов   30.12.2020 05:32     Заявить о нарушении
Спасибо за замечательную рецензию!
Так и хочется сразу ответить, но нет времени, предновогодняя суета.
Но не могу не поблагодарить вас за внимание, и желаю в новом году бодрого настроения и здоровья, чтобы были силы на творчество.

Римма Ромашич   30.12.2020 11:25   Заявить о нарушении
С наступающим!

Борис Крылов   30.12.2020 15:03   Заявить о нарушении
Борис, отвечу вам целой статьёй «О смерти».

http://proza.ru/2021/03/30/445

А что касается Египтян, впрочем, как и всех остальных народов мира, в том числе и славян, которые верили в жизнь после смерти, то это настолько естественно для человека верить в продолжение, что больше удивляют люди, которые не верят, а скорее лгут, что не верят. А если и действительно не верят в продолжение жизни собственного сознания, то, очевидно, что им легче представить невообразимое – небытие, чем представить справедливый суд над собой и приговор без милосердия.
 
Если же во всём положиться на милосердие, то пропадёт необходимость в  справедливости, что угнетает ещё больше. Так и встаёт перед каждым  вопрос, если справедливо, то не может быть прощение, а если прощение, то для чего справедливость? И каждый должен решить для себя эту задачку, чтобы и милосердие осталось и справедливость сохранить. И решается эта задача просто: не повторяй своих ошибок и относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе. И пока задачка не решена, человек или фанатично верит в буквальное возмездие, или готов закрывать глаза на любую подлость, играя во всепрощение. Но суть не в том, чтобы всех простить, а в том, чтобы самому научится намеренно не делать того, за что другие потом должны будут прощать.

Римма Ромашич   30.03.2021 08:59   Заявить о нарушении