Религиозные поклонники человека
https://systemity.wordpress.com/2020/12/27/166/
Все мы знаем из "Бриллиантовой руки" знаменитую фразу: "Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся - гипс". Эта фраза напоминает нам о том, что плавное, незамутимое течение жизни нам только снится. В любой момент человек может поскользнуться и упасть, в любой момент человек может, приставив палец ко лбу, прошептать самому себе: "Бож ты, мой, как же я об этом никогда раньше не задумывался?!" Недавно я точно так же прошептал себе, что никогда не задумывался о том, каково свойство и какова причина собачей любви к человеку. Про собачью любовь слышали все без исключения. Лет 10 тому назад в США был снята кинокомедия о собачьей любви под названием "Heavy Petting", в которой демонстрировалось, что масштаб любви человека к собаке может соответствовать масштабу любви человека к человеку. А многие считают собачью любовь чище и сильнее человеческой. Когда-то я слышал афоризм, приписываемый Марку Твену: "Если вы подберёте собаку на улице и сделаете её процветающей и богатой, она вас никогда не укусит. Это главное отличие собаки от человека." В данном вопросе всё, казалось бы предельно ясно. Но если даже совсем слегка призадуматься, то не всё здесь просто и понятно.
С происхождением собак далеко не всё понятно. Например, основоположник этологии Конрад Лоренц отстаивал версию "волчьего" и "шакальего" - происхождения разных пород собак. Он противопоставлял гордую мужественную лояльность потомков волков рабской услужливости и пожизненной инфантильности собак "шакальей" крови. Всё это оказалось чушью, как только швейцарец Маттей догадался пересчитать хромосомы у волка, собаки и шакала. Оказалось, что у собак и волков по 78 хромосом, а у шакала - всего 74, в связи с чем "волчья версия" стала преобладающей в зоологических кругах. Хотя собаки и шакалы способны давать плодовитое потомство (правда, только в искусственных условиях), четыре "лишние" хромосомы отрицали "след шакала" в собачьем происхождении. Не так давно американский исследователь Роберт Вэйн провел серию работ по изучению митохондриальной ДНК среди собак различных пород, динго, шакалов, койотов и волков более чем из 20 популяций. Оказалось, что если судить по количеству изменений, накопленных митохондриальными ДНК собак и волков, пути этих видов разошлись около 135 тысяч лет назад, хотя археологи считают что одомашнивание волка произошло 14 тысяч лет тому назад.
Так или иначе, в настоящее время преобладает мнение о том, что собаки произошли от одомашненных волков. В таком случае можно понять происхождение собачьего ума, но не любви собак к человеку. Если любовь собак к человеку прививалась путём селекции, то это совершенно не снимает вопрос о том, в чём заключается природа собачьей любви к человеку. Ведь любовь кошек коренным образом отличается от любви собак. Считается, что кошки были одомашнены 5-8 тысяч лет назад. В последующие тысячелетия были выведено около 50-ти пород кошек. Кошки отличаются от собак тем, что они очень разные в отношении любви к человеку. Но коты скорее больше преданы дому, в котором выросли и жили, чем хозяину дома. В плане самопожертвования одомашненные кошачьи не идут ни в какое сравнение с собаками. Описано немало достоверных случаев, когда собака не уходит с места гибели или могилы хозяина, ожидая его и не обращая внимание на голод и жажду.
Человек любит человека по разных причинам и поводам, хотя я считаю, что если понятна причина любви, то не совсем понятно любовь это или её имитация. Но так или иначе, бывает любовь романтическая, когда полюбивший себе на радость придумывает то, чего, как правило, его любимый лишен, бывает любовь финансово-материальная, имеющая прямое отношение к качественной недвижимости и возможности жить, не задумываясь о том, как жить, бывает любовь, вызванная отсутствием должного интереса со стороны других, которых хотелось бы полюбить, но не имеет практического смысла из-за неуверенности в адекватной ответной реакции. Бывает любовь к надёжному человеку, любовь к умному человеку, человеку с артистическими способностями, к человеку, которые сочиняет проникновенные песни или стихи, но это всё в итоге является менее приземлённой разновидностью финансово-материальных позывов к любви. Бывает, наконец, любовь на профессиональной почве, любовь сугубо гендерно-анатомического наполнения, вызываемая просто желанием постоянно касаться и ..... Много чего ещё можно сказать о вариантах человеческой любви. Я слышал, что встречается любовь с первого до последнего взгляда. Такая любовь нетипична, поскольку категорически исключает какой-либо расчёт и желание присоседиться к тому, чем обладает горячо любимый, а это статистически нетипично для человека.
Тот, кто хорошо знает собак, а я всю свою жизнь с собаками, наверняка согласится со мной, что ко всем этим разновидностям любви любовь собак к хозяину можно притянуть лишь весьма условно. Перефразируя высказывание польского сатирика Богуслава Войнара, сказавшего: "Тот, кто понимает людей, не ищет у них понимания!", можно сказать, что тот, кто понимает собак, не ищет понимания того, какова природа их любви. Именно по этой причине, будучи пожизненным собачником, я никогда не задумывался о тех мотивах, коими руководствуется собачье племя в своём отношении к племени человеческому. А задуматься стоит и даже не ради собак, а скорее ради людей.
У нас в семье три собачки, всех в семье они безумно любят и мы их всех очень любим. Но одна из них - Лиля - в меня влюблена. Лиля - смесь пуделя с йоркширским терьером, хотя на вид она практически чистый йоркшир. Собаки этой породы очень преданы хозяевам. В Википедии можно прочитать: "Йорки настойчиво добиваются своего, будь то внимание хозяина или порция еды. Йорк хорошо чувствует настроение хозяина и подстраивается под него". Всё это так, но ко мне Лиля относится очень странно. Она предпринимает все усилия для того, чтобы постоянно быть рядом со мной. Она меня при первой же возможности пытается затащить в спальню, поскольку самая благоприятная для неё ситуация, когда я забрался в постель, а она легла рядом со мной. Она может без всяких проблем на кровать сама запрыгнуть, но обычно садится рядом и тонко пищит, чтобы я встал и положил её рядом с собой.
Я всю жизнь сплю там и тогда, где и когда спится. Спал я и в своих рабочих кабинетах на рабочих столах, заперев двери, и в междугородных автобусах, стоя и сидя, в кинотеатрах и на совещаниях у директора института... Но в последние десятилетия предпочитаю спать преимущественно в постели. Часто ночью у меня нет настроения спать, я иду в кабинет и что-нибудь пописываю. Немедленно в кабинет приходит Лиля, которая, не обнаружив меня на кровати, начинает пищать и хныкать у дверей кабинета до тех пор, пока я не открою дверь. Тогда она ложится на оттоманку и спокойно засыпает. Через несколько часов, когда я созрел для поспать, я беру Лилю подмышку и иду с ней в кровать. Пройти мимо спящей Лили незамеченным невозможно. Но если бы я ушёл из кабинета тайком, то Лиля закатила бы мне скандал с пищанием и хныканьем.
Я могу долго расписывать различные экстравагантности отношения Лили ко мне, но дело не во мне и не в Лиле. Если кто-то очень сильно любил товарища Сталина или, к примеру, господина Обаму, Путина или саудовского короля, то здесь причины могут быть как идеологического характера, так и сугубо материальной природы. Но у собак фактор идеологии не работает, а что касается фактора материального, то без всякого сомнения собака будет любить хозяина даже тогда, когда он будет не в состоянии её покормить. У меня такое ощущение, что говоря о собачьей любви, наблюдая собачью любовь, мы всё же слабо ориентируемся в природе этой любви.
Я аж целые сутки думал об этом, даже кое-что почитал на эту тему, чего я обычно никогда не делаю, когда что-то обдумываю, чтобы не засорять чичтоту мышления. И пришёл к твёрдому выводу о том, что понимание того, в чём конкретно состоит свойство и какова причина собачей любви к человеку, является до сих пор объектом мало изученным. Дело в том, что у собак к человеку возникает не симпатия, не влечение, не просто любовь, а настоящая любовь. Особенностью настоящей любви является то, что она не размазывается по времени, она не только не затухает, но постоянно крепнет. Второй особенностью настоящей любви является её принципиальная необъяснимость. Она внезапно без всякого повода возникает и без всякой причины живёт в душе живого организма. Феномен настоящей любви заключается в конгруэнтности душ. Связано это с тем, что настоящая любовь представляет собой в чистом виде самоорганизующуюся систему самоорганизующихся систем, которые, как известно, функционируют на самопроизвольной, спонтанной основе в отсутствие центра управления. Поведение таких систем практически необъяснимо. У людей настоящая любовь возникает только у особо озарённых природой, а у собак - практически у всех.
Животное, обладающее интеллектом, а кошки и собаки вопреки изобретателю рефлексов Павлову обладают достаточно высоким интеллектом, имеет сильную потребностью в приобретении некого фетиша, от которого можно оттталкиваться, как от печки, в понимании и чувствовании смысла жизни. Многие люди придумывают себе нечто наивно-возвывшенное, которому придают смысл бога. По мере роста научного знания пути к богу зарастают крапивой несоответствия придуманной и притянутой за уши веры в бога наработанным наукой аксиомам. Эти аксиомы, в отсутствие которых логическое мышление, метод мышления под названием "дедукция" абсоютно невозможны, приобретаются человеком не только через родительский геном, воспитание и жизненный опыт, но и в первую очередь за счёт образования. У собак и кошек с образованием по понятным причинам дело плохо.
Элементы образования под названием "дрессировка" играют в основном роль правил чисто земного поведения и слабо связаны с восприятием смысла жизни. А для собак и кошек усвоение консолидированного знания, приобретённого человечеством путём вековых наработок, по понятным причинам исключено. Поэтому для них человек, который их впервые обласкал, приобретает черты бога. Как для фанатично верующих людей понятие "бог" становится конгруэнтным их самым приятным и светлым чувствам, так и для собак человек, который их впервые наделил своим вниманием, становится богом, а психика собачья видимо стереотипна. Собачья психика расплывается от счастья, когда приобретает объект, который нужно защищать и о котором нужно заботиться. Это конечно же у собак от волков, для которых ближайшие родные по стае - святое.
Настоящая, земная любовь - явление необъяснимое с помощью конкретных черт и фактов. Если два фанатично верующих в бога человека полюбили друг друга настоящей любовью, то такая любовь - более божественная и небесная, чем любовь к богу, что эти влюблённые могут и не понимать. А собаки, которых не испортило образование, разнообразящее исконно-посконную человеческую природу, являются религиозными поклонниками человека. Именно религиозными поклонниками!
Свидетельство о публикации №220122902084