Православие

У православия очень красивое богословие. Чистое и глубокое. Я бы сказал ещё и объемное.

 Но, как человек любящий все необычное и нестандартное в этой, казалось бы, устоявшейся религии, консервативной и архаичной я заметил что-то родное для себя, радующее душу и дающее полет для души и мысли.

Кладезь таких необычностей  Символ Веры. Сами православные считают его богословским шедевром. Но понимают ли они на сколько сильно он раздвигает границы Православия. Чтоб это понять необходимо посмотреть на Православие со стороны.
 
 А если смотреть со стороны ещё и с моим мировоззрением и через призму моего восприятия, то кто меня поймет? Да я и слов нужных не найду.

Хочу рассказать о Православии с точки зрения новобранца, для которого оно чужое и непонятное. Когда-то для меня оно таким было.

Отрывок из дневника моих воспоминаний.

По сути мы все из одного теста сделаны. Задаю священнику вопрос - В книге по подготовке к исповеди написано что нельзя посещать собрания иноверцев, а если мне это необходимо по работе? Он даже до конца вопрос не дослушал. Отвечает - ходи куда хочешь, только не греши.

Для него это очевидно. Для меня нет. Я задавал одинаковые вопросы  разным батюшкам,. Получал разные ответы, а потом пытался понять почему ответы разные.

 Сейчас мне это ясно, такое понимание позитивно и конструктивно. Даже прекрасно. А тогда словно пелена или туман закрывал от меня истину. И из тумана " доброжелатели" подливали масло в огонь моих страхов.

 Чтобы встреча с Божьей Благодатью не превратилась в мою фантазию, а была таким согревающим и освещающим огоньком и для других людей, хочу получше вспомнить то своё состояние ума и чувст. То смятение и отчаяние бурлившее в моей голове полной страхов и сомнений.

 Ещё до православного опыта у меня были посещения собраний общества Рерихов, христианских харизматов и баптистов, так же сторонников древних мистерий. Методы некоторых были на столько причудливы, буд-то насекомое богомол. Непонятно где голова, а где ноги.

 У всех мне нравилось. Ко мне были доброжелательны и в каждом духовном течении оставались знакомые и друзья.

Но когда я первый раз хотел посетить православный храм, то остановившись у входа стал рассматривать прихожан пытаясь разглядеть в них нечто из области зомби.

 К моему удивлению не заметил. В худшем случае видел такой эгоизм. Люди приходили не чтоб что то дать церкви, а просто решить свою проблему.

Потом подошёл поближе и заметил людей другого рода. Тех кто эти проблемы решал. Они как деловые павлины с беспредельным спокойствием расхаживали по территории храма.

Поняв что тут никто и никого не зомбирует подошёл совсем близко и стал читать на дверях правила поведения в помещении храма.

Запретов было много и с подробностями. Возникла уверенная мысль что это не для меня, развернулся и ушел.

Рассказал об этом двум сестрам. Это они меня приобщали к церкви. Отдадим им должное, у них  получилось. Какие запреты? - одна из них говорит. - просто громко не разговаривай и шапку сними.
- Так просто? - Она посмотрела мне в лицо - и ещё не сверли своим взглядом прихожан. Смотри или на священника или на иконы и свечки.

 На первую свою исповедь я решался с пол года не меньше. Каждый раз находились отговорки и какие то дела.

 И я подумал. А вдруг это не я придумываю отговорки, а мне их кто то нашёптывает? Получается я не хозяин своему телу и своим мыслям?

 Мгновенно во мне просыпается чувство собственности и я принимаю решение в назначенный день идти на исповедь не зависимо ни от чего. Ни землетрясение ни чья то смерть или горе меня не остановят. Вот теперь я буду проверять кто хозяин моего тела.

 По дороге в храм я два раза останавливался и принимал решение  отложить поход на исповедь. Потом останавливал себя и разворачивал в храм. Метров за двести мне позвонила сестра той глазастой девушки и сказала что срочно требуется помощь. Сказал сегодня не могу. Исповедь.

Она - перенеси на завтра. Я объясняю свой эксперимент. Говорю - ты же сама понимаешь как искушения отворачивают человека от пути к Богу. Сама то несколько лет регулярно на причастие ходишь, А я ни разу не был на исповеди. Она все поняла. Сказала - молодец.

 И тут началось. Буд-то что то во мне поняло что исповедь неизбежна и в животе начались метания. Незримые сущности искали угол где спрятаться. Поняв что спрятаться негде, ( до храма оставалось метров сто была ещё попытка создать головокружение в голове. Я только ускорил твердый шаг.

Перед воротами желудок стали сводить спазмы. Мышцы то судорожно сжимались, то расслаблялись. Первый священник принимающий мою исповедь был отец Герман. Если честно, по сравнению с настоятелем храма и третьим священником отцом  Александром этот был самым молодым неопытнм и в чем то слабым. Он мне не понравился.

Но у него по неопытности было другое свойство благоприятное для меня. Мы оба любили говорить правду.
Ещё одно свойство отца Германа которое было у Гурджиева, он пришел из другой профессии. Значит мир видел с разных сторон.

К чему я вспомнил свою первую исповедь. Это как первый шаг ребенка, первый полет птенца. Боишься плюхнуться.

Решив принять обряд причастие я решался на вторую встречу с Божьей Благодатью. Для меня такой шаг был очень серьёзен.

 В какой форме Бог явит свои энергии не знает никто. С лёгкой руки настоятеля отца Калинника сказавшего что Благодать сама все знает я решился на причастие.

Готовлюсь, прихожу на исповедь вечером чтоб мне разрешили на следующий день утром принять причастие. А исповедь принимает отец Александр. Самый строгий священник. Если к Калиннику всегда очередь, то тут максимум один, два человека.

Женщины завидев меня решили уступить очередь. У нас, говорят, особая исповедь. Иди вперёд. Ну думаю, не убьет же меня. Все рассказал ему. У него был впервые. Сказал что готовился к причастию и хочу пройти. Он спросил какими молитвами я готовился, напомнил чтоб я не забыл оставшиеся и разрешил утром прийти.

 При расставании немного недовольно фыркнул. О причине недовольства я предположительно догадался на много позже. Меня девушки не достаточно проинструктировали. Оказывается священнику положено целовать руку, а я за два года так никому ни разу не поцеловал.


Но получить разрешение на причастие от самого строгого священника в городе для меня тогдашнего было высшим достижением к очередному шагу. Радость была будто притяжение земли исчезло. Казалось ещё немного и взлечу.

 В тот вечер в храме певчими были девушки около пяти или шести человек. Трёх из них я видел впервые. Стажёры.

 .  Одна из новеньких была более живой и на мой взгляд самая симпатичная из них. Но как певица, похоже она все немного портила. Маленький хор ни как не мог синхронно петь. Местами не попадали в ритм и даже фальшивили.  На счёт фальшивых нот не уверен. У самого слух не очень, а в ритм не попадали. Не было единства.

 Но когда я вышел из комнаты для исповеди моя симпатия к той девушке переросла в какое то ликование и любви ко всем девушкам на клиросе.

 Хотелось прыгать и бежать. Но служба не кончилась. Эмоции переполняли.  Мне хотелось мысленно обнять всех певиц  и подбросить вверх как воздушные шарики. И тут, вдруг, я почувствовал и увидел буд-то сверху на нас спускается белое облако. Медленно, едва заметное но излучающее теплую нежную и очень устойчивую энергию. Первый, кто тоже почувствовал это облако - девушки из клироса. Они прижались друг к другу плечами и казалось немного испугались.

 Облако излучало гармонию и мое тело стало нагреваться. Девушки вдруг очень чисто запели. Вибрации их голосов словно вошли в резонанс и стали одним источником.

 Ощущение устойчивой и нежной стабильности. Инициатор облака, как мне показалось, была та девушка. Оно больше с ней гармонизировало. Я просто отражал тепло и почему то улыбался как дурак.

Это была последняя третья встреча с благодатью. И дальше опять с моей стороны ошибка. Допущенным к причастью нельзя разговаривать с кем либо. Просто идёшь домой. Читаешь ещё одну молитву и ложишься спать. Тоже утром.

 Я об этом не знал. Поехал к сестрам похвастаться о своем допуске и рассказать о облаке.

У сестёр дома оказался Мишка Бандит который вцепился в меня как клещ с вопросами и мне пришлось выпить с ним бутылку лёгкого пива.

 Вечером у себя дома не смог сосредоточится на молитве. Но утром приехал на причастие. Признался Александру во всем и причинах своей неготовности.

Одна из ключевых идей моей жизни это оптимизм. Вера в наше счастливое будущее. Вера в Бога и вера в Человека. Вера в бесконечное могущество союза между Человеком и Богом. А вот детализация что такое Человек и что такое Бог в моем исполнении наверное будет звучать слабо и даже смешно. Я не специалист в этих вопросах.

 Каждый из этих двух образов похожи на отдельные бесконечные вселенные. Если полная информация обо всем находится только у Бога, то объединившись с ним постепенно и ты сможешь во всем разобраться.

 Тут быстро не получится и Божья Благодать тебя не накроет в одночасье. На что сам способен и на сколько сильным будет твоё желание менять себя и мир вокруг, на столько ты сможешь объединиться с Богом.

 Вопрос с каким? Если с единым, то я бы вначале посоветовал потренироваться на теще или свекрови.

 Легко дружить с близким по духу человеком.  А попробуй, например, договориться с инакомыслящим.


Рецензии
Сомнения в религиозной вере могут быть самыми неожиданными.
В первые послевоенные годы меня,шестилетнего малыша в церковь водила истинно верующая тетя. Ее приводили в смятение например такие мои вопросы:
Почему у нас бог не русский?

Радиомир Уткин   16.10.2022 19:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.