Systemity

Взято отсюда:
https://systemity.wordpress.com/2020/12/31/172/

Наука является неким сложным обобщением знаний, полученным в процессе спонтанных вихляний знаний, вызванных многообразием устройства мозга многочисленных учёных и многообразием качественной природы отсутствия знаний у очень различающихся между собой неучёных. Уважающий себя человек с претензией на учённость должен в течение всей жизни развивать в себе механизмы выработки индивидуальной системы знаний. Это почему-то до сих пор является большим секретом, но настоящим учёным можно стать только и только в том случае, если имеет место процесс интерференции между веками наработанной, общедоступной, общечеловеческой системой знаний и приобретённой в онтогенезе личности индивидуальной системой знаний. Для этого необходимо научиться постоянно вырабатывать в себе индивидуальную систему знаний, заботиться о ней, постоянно армировать её новыми фактами, наблюдениями и выводами. Индивидуальной системой знаний могут обладать люди любых профессй. Недаром подавляющую часть великих открытий совершили дилетанты.

С развитием цивилизационного прогресса, одомашниванием компьютерной техники, упрощением технологий метаний в поиске ответов на вопросы, т.е. с развитием и совершенствованием техники поиска информации, улучшением обслуживания с предоставлением не только искомой информации, но и информации даже просто слегка родственной искомой, армированная многомерными связями система знания у людей всё больше и чаще уходит в прошлое и закономерно приходит в упадок. Сегодня для того, чтобы казаться другим людям умным и - главное - ощущать себя умным, используются приёмы маскировки незнания, которые становятся рудиментарно простыми. На какой-то сложный вопрос в отсутствии под рукой компьютера и выхода в интернет можно скромно помолчать, а при наличии того и другого практически в одно мгновенье можно получить, как правило, несколько ответов и почувствовать себя умным, выбрав один из них.

Система получения образования и предоставления работы в зависимости от полученного образования пугающе безответственна. Если в старые добрые времена возможность поступления в высшие учебные заведения в довольно высокой степени коррелировала с усвоением абитуриентом хотя бы стандартного школьного курса приобретения знаний, то патологически жадные на деньги престижные университеты Америки, Канады и Европы ориентируются нынче прежде всего не на знания поступающих, а на их способность оплатить учёбу за счёт денег родителей или за счёт принятия на грудь риска оплатить в обозримом будущем взятый в банке кредит. Я поступал на химфак бакинского университета в 1954 году исключительно из-за огромного нежелания попасть в армию. Я набрал 28 баллов из шести экзаменов, а проходными были 27 баллов. И могу сказхать, что все экзамены были экстремально трудными.

Хромому человеку даже с самыми лучшими костылями или продвинутыми протезами трудно догнать человек, передвигающегося на двух нативных конечностях. Но полуидиот, умудрившийся получить диплом престижного университета, получивший доступ к современной технике и к каналу отката части гранта грантодателям может прекрасно себя чувствовать в должности "учёного". Ежедневно публикуемые статьи в области диетологии и компьютерной медицинской статистики с данными о средней температуре по больнице генерируют ужасно панические мысли о будущем нашей любимой единственной планеты. Если Вы, дорогой читатель, полагаете, что Ваш лечащий врач, которого Вы регулярно посещаете, не может быть клиническим идиотом, то Вы наивно заблуждаетесь. Может! А портативный медицинский компьютер для чего?! А уровень холестерина, который всегда можно с умным видом прокомментировать?!.

Поскольку память обычно начинает портиться в основном после ухода на пенсию, то Ваш лечащий врач вполне может помнить наизусть сотни терминов, помогающих ему представать в Ваших глазах специалистом, на которого имеет смысл надеяться. При этом он вполне может не обладать системой медицинских знаний, включающих историю медицины, философию генетики и эпигенетики, физиономистику, тонкости медицинской деонтологии, может смутно помнить премудрости биохимии на уровне средней школы, может очень смутно помнить о том, что называется совестью и моралью... Всё это вполне вероятно.

Как отличить балбеса от человека, который мог бы стать учёным. Это совсем не трудно. Если Вы говорите человеку что-то, что никак не вяжется с его привычными представлениями от этом "что-то", то Вы встретите два противоположных отношения к тому, что Вы говорите. Это может быть оживление в глазах и интерес в виде вопросов, по содержанию которых видно, что Ваш визави думает по-другому, но это может быть скрытая или выраженная злоба, злобное отрицание того, что Вы сообщаете. В первом случае Вы имеете дело с человеком, который обладает системой знаний. Во втором случае - с человеком у которого знания друг с другом не связаны, а просто фрагментарно разложены по полочкам, доступ к которым у него не вызывает затруднений. В этом втором случае утверждение того, что он не знает где найти что-то, в отсутствие системы знаний может вызвать только злобу. Система знаний всегда вооружает человека смелостью и уверенностью.

Когда Вы пришли на приём к врачу, то несложно по глазам определить, с кем Вы имеете дело. Все потихоньку становятся попугаями и все начинают с анализов крови, в которых против каждого пункта проставлено соответствие норме. В качестве нормы указывается среднее для всего человечества. На основе Вашего анализа крови врач может узнать о Вас, как ему может показаться, всё. Но иногда встречаются и такие, у которых в глазах можно увидеть интерес к анамнезу. Вы ему рассказывает о своих болячках, а в глазах у него - интерес к Вашему рассказу, а не зевота. Зевота в глазах видна сразу. Такой врач - можете не сомневаться - владеет системой медицинских знаний. Обладатель системы знаний всегда интересуется...


Рецензии