Тайна имени Прасковья - Макошь

     Прасковья, Паша - в поисках значения имени первым делом узнаю, что Прасковья празднует именины 2 апреля, 8 августа, 27 октября, 10 ноября. Прасковья - это русский вариант произношения греческого имени Параскева, которое означает «канун праздника» (имеется в виду день недели - суббота). Слово «канун» понимаю как перед, накануне, но почему суббота - «праздник»? Не понимаю. Опять начинается какой-то блуд в сознании, который возникает чуть ли по каждому слову российского языка. И первая примета, когда пишут много, а ответа не дают - пишут исключительно для колонии россиян на языке русском, но как иностранцу - объяснения полного не дают. Оставляют загадку. Вывод делаю на том основании, что любое слово - своему ребёнку дома - ты, всё же, стараешься объяснить досконально и примитивно, и ответить на вопрос чётко и доступно пониманию. В отличие от заумно толковых словарей, наблюдая споры рыщущих россиян по сети в поисках ответов на русские же слова, самостоятельно. Если субботу сравнивать с другими днями недели - это обычный выходной после рабочей недели при «пятидневке». Так в дне недели ли тут дело?

     Пятница - она же Богиня Венера и Вера, и Весна, и много иных слов при одном значении. Не совсем очевидно, что в славянских языках, смысл кроется именно в числе пять, т. е. в цифре. Если пятница, то это обязательно - пятый день, идущий после воскресенья. Творец устал на пятнице (ВЗ) от начала сотворения мира и сделал субботу днём отдыха? В статье «Дело о Субботнике любви» я подробно разбирался с этим делом: «Слово "суббота" на иврите "шаббат", означает "покой, отдых"… Шабаш, кончай работу! Не буду отвлекаться на шАбаш (праздник ведьм в Испании очень красочное мероприятие). Однако пятница, как день недели оказался днём шестым, а иудейская Параскева никаким боком к Мокоши-Макоши не вяжется, если бы не одно но...». Кому интересно, ссылку на статью-детектив приведу ниже. По традиции, унаследованной от иудаизма, суббота - последний день недели - Вавилоняне перенесли субботу на конец недели. А как начинаешь считать, а она - шестой, «шесток» и выходит, если воскресенье положить первым днём счёта. Во второй главе книги Бытия сказано, что Творец «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (см. Быт. 1:1 — 2:3). «Семь пятниц на неделе» и получается. Термин Freitag (пятница у немцев) состоит из Frei (бесплатный, вольный, свободный) и tag (день). Причём, «фрайер» - жених в переводе, если речь об отношениях. Совершенно справедливым будет и предположение, что распятие - от слова пять. Но не цифры. Сравните: пялить (очи), пялиться, пяльца. Пяльца - деревянные кружочки, приспособление для натягивания ткани и вышивания крестиком. Аналогично: пряслице и пряха (он и она). Сейчас в ходу стало модным слово "без оглядки" - примета времени в одиночестве.

    Прасковья и Макошь одно и тоже имя. Должно быть одно и тоже значение. На Макошь особенно запрещено шить и работать в саду - протыкать землю, нарушать её целостность. Земля образ матери у славян. XVIII век: «В Малой России, в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некоей пользы». Википедия: «Параскева Пятница - Макошь - мифологизированный образ в народной православной традиции славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщённого образа святой Параскевы». Из чего понимаю, что корни слова из языческих обычаев и иудейство тут глубоко вторично. «По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского божества восточнославянского пантеона - Мокоши: связь с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. Также соотносится с Богородицей, Неделей (воскресеньем) и святой Анастасией». Пишут всё складно, но специально - непонятно? Можно подумать, что она - мать Иисуса. Ведь от Воскресения, от "въскресити" - день недели (воскресение), а Неделя в полном понимании - Макошь. Трактуется неделя - не делать - таков смысл. Как сказали бы белорусы, украинцы (и не только) - не робить. Позже это стало называться пост (от одного места, проходили ниже). Иудеи не приняли НЗ, а чехарда с днями недели у нас по сей день. По традиции, унаследованной от иудаизма, суббота - последний день недели. Это соглашение остаётся стандартом в США и в Израиле. В современной Европе рассматривают субботу как шестой (предпоследний) день недели, а воскресенье как последний. Календарь всегда был использован в качестве идеологического оружия. С днём недели имя Прасковья (Пятница) имеет исключительно иносказательный смысл.

    Кто носил имя Прасковья?

Преподобная Параскева-Петка Сербская (византийский аскет XI в., особенно почитаемая в Балканских странах).
Феодосия Соловая (ум.1621), в постриге – Параскева; вторая жена царевича Ивана, невестка Ивана Грозного.
Прасковья (Параша) Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереметева (1768 - 1803)
Прасковья Осипова - мать баронессы Е.Н.Вревской, соседка А.С.Пушкина по имению Михайловское и близкий друг поэта.
Царица Прасковья Фёдоровна ((1664 - 1723) урождённая – Салтыкова; с 1684 года единственная супруга царя Иоанна Алексеевича.
Прасковья Ивановна (1694 - 1731) царевна, младшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, племянница императора Петра I.
Прасковья Брюс (1729 - 1786) урождённая – Румянцева; графиня, придворная дама Екатерины II (называвшей её Брюсша, Параша, Паранья), сестра полководца Петра Румянцева-Задунайского. (Сведения: https://kakzovut.ru/names/praskoviya.html)

    За победы над турками при Ларге и Кагуле, которые привели к заключению выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира, Пётр Александрович Румянцев удостоен титула «Задунайский». Будучи одним из крупнейших землевладельцев страны, конец жизни он провёл в своих многочисленных поместьях: Гомеле, Великой Топали и других. Великая и Малая Топали находятся в 20 верстах от Клинцов к югу, а Гомель - в ста на запад. Восточнее в 30 верстах расположен Стародуб и село Решётки, откуда родом моя мама урождённая Завацкая Прасковья Денисовна 10 ноября 1929 года. Решётки - рэштки - «останки» с белорусского, ведь никаких таких изделий в форме решёток никогда не производилось в селе. Я о том, как накладываются звуки и могут нести совершенно иной смысл. Останки чего, кого? Мощи? Рядом село Пятовск - тут одни сплошные загадки в топонимике местности, учесть, что Клинцы с сербского переводятся прямым текстом - дети. Ни одного имени или названия на местности "от фонаря" быть не может. А русский язык есть Ахиллесова пята, наиболее уязвимое место у всех дурацких фантазий вокруг истории земли. Не терпится скорее узнать, что же означает имя Прасковья? По-русски.

    Нахожу заголовок «Тайна имени Прасковья» и с волнением читаю - я за пять минут узнаю то, чего век не знал?! Неужели всё окажется так просто, цитирую: «Прасковья может успешно трудиться с любой сфере, где требуется творческое начало... (перелистываю гороскопы). Она может быть дизайнером, работать в театре и даже танцевать. Ну и, напоследок стоит отметить педагогический талант Прасковьи. Как вы понимаете, Прасковья без работы не останется…». Да, всё это так, спешу и перелистываю дальше, наконец-то! «Тайна имени Прасковья: тайной Прасковьи является то, что она может действовать очень жёстко и резко, если ситуация касается её близких. Для многих это становится открытием и им не позавидуешь. Прасковья раз и навсегда отобьёт охоту обижать тех, кто ей дорог. Не стоило открывать этот ящик Пандоры.». Точка, конец статьи. Это очень познавательно. Сам ты, ящик. И про характер девочки хорошо описано, и что в юности она одеться красиво любила. Ну, а кто не любил-то? Да приодеться в любом возрасте хочется, с любым именем хочется. В обоих смыслах, причём. Видимо, следующую статью напишу за имя Надежда.

    Перехожу на википедию. «Параскева Иконийская (Святая Параскева, Параскева-Пятница, греч. ;;;;;;;;;) — христианская великомученица III века. Память в православной церкви совершается 28 октября по юлианскому календарю (28 октября (10 ноября)). Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. На старых северорусских иконах святая иногда изображалась на обороте образа Богоматери». Здесь речь о конкретной женщине, не имени вообще. И ещё раз о редакторе сайта - когда уже вы одумаетесь и начнёте пропускать греческий и древнерусский алфавит? Режут и всё тут, как обсценную лексику.

      Прасковья, она же Макошь. «Мокошь (Макошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. По мнению академика Б. А. Рыбакова и его последователей, Мокошь была богиней жизненных благ и изобилия, а также «матерью урожая». Касаемо Перуна и попутно. Имя славянское, состоит из двух корней: ер и уно - первый номер очевиден и предстал во всей своей языческой красе. Ударение: перУн. Слово породило множество фантазий, в том числе: перо, руны и более сложные сочетания и комбинации - впердолить (Брянский говор), перешница (старая), но не суть. О чём хотелось бы, и чтобы запомнилось. Корень "ер" прочно вошёл в христианство и, не побоюсь того слова, нашу жизнь, достаточно вспомнить название партии ЕР. Например, в кириллице это буква - "хер", а страж восточных ворот рая - Херувим. Поставить крестик на бумаге означает похерить и сегодня, хоть в бухгалтерии, хоть где. Поэтому при голосовании ставят "галочку", а это уже совершенно иной смысл - дать жизнь. Вернёмся к теме.

      Возникает вопрос, причём возникает непроизвольно, ведь между Макошью и Прасковьей не только тысячи лет времени, но и пропасть в теологии. Как могла христианская героиня и мученица оказаться на месте языческой богини? Или, наоборот, идол перенестись на икону через тысячи лет? Такие иконы существуют - лик Прасковьи рядом с младенцем, но младенец на руках Богоматери. На фото можно рассмотреть, как Богородица правой рукой поддерживает Сына и указывает за левое плечо на Прасковью (Пятницу-Макошь). Младенец в композиции рисунка оказывается как бы посередине. Прасковья изображена на заднем плане и в тени Матери и Сына. Собственно, тоже самое произошло и с историей земли, которая оказалась не просто в тени, а белым пятном на карте Геродота и в истории Карамзина. Иконе лет 200, судя по всему, не знаю точно, - она у меня уже лет 40, а досталась она мне от Стародубовского деда Дениса Николаевича Завацкого по линии моей матери Прасковьи. Прапрадед Завацкий известен из переписи 19 века - казак села Решётки (останки) Стародубского полка, ныне Брянщина. История с иконой вообще вещь удивительна и иначе как чудом эту историю не назвать. Я работал в Норильске, приехал в отпуск к родителям в Клинцы в году так 1988-90 и решил навестить в Стародубе моих любимых дядю Толю (брата мамы) и тётю Тоню. В гостях наутро, я зачем-то зашёл в сарай и приподнял крышку бочки с водой или какими-то припасами, не помню. Меня поразила искусная работа старого мастера, как доски были собраны на клин с изнанки. Раньше так и двери делали - сплачивали клиньями в форме трапеции. Под них вырезался паз в досках, куда клин и вбивался. Выпасть он не мог, а доски держал прочно и не позволял им щелиться. Механизм соединения без гвоздей был основан на свойстве древесины сохнуть и разбухать поперёк волокон. Коэффициент же линейного расширения дерева почти ноль. Древесина не меняет своих размеров по высоте. Сегодня даже с электроинструментом так не сделать, как это делали предки вручную много лет назад. Вынес я крышку на свет разглядеть, перевернул и разглядел - это икона. Настолько тёмная, что тут же подумалось, да она совершенно без краски. Аккуратно потёр, вроде что-то есть... Спросил разрешения взять, разрешили. Сколько она в семье не помнят, но всегда была такой, сохранилась с переезда из Решёток в Стародуб. Дядька был член партии, вот и так. А времена были советские и атеизма - у нас в семье не было ни одной иконы. Мать - учитель, отец - офицер-фронтовик коммунист. Положил я икону за печку и лежала она там лет 20 в Клинцах. По переезду из Норильска на место жительства в Питер, в году так 2000-м я перевёз икону и сдал на реставрацию. Посоветовали ничего не подкрашивать, просто аккуратно расчистили изображение какими-то маслами и закрепили оригинальную краску специальными средствами, и всё. Иначе икона превращается в новодел и теряется во времени, а главное - таинство общения... Я увидел три лика, но ничего тогда не понял. Прошло ещё двадцать лет, стал разбираться в сюжете. Оказывается, позади Богородицы и Сына изображена Пятница-Прасковья, и маму так зовут - Прасковья. Вот оно в чём дело! Это семейная икона. И родилась Прасковья Денисовна в аккурат на 10 ноября, всё сходится. Это день милиции, эдакая календарная забава. Зато всегда есть праздничный концерт. Спасибо моим родным, что сохранили. Так произошло чудо. Оно ещё и в том, или благодаря иконе, я начал разбираться в значении имени Прасковья и разобрался. Раньше было не досуг, а через 40 лет судьба соизволила тому... За правым плечом Богородицы - ангелы, а за левым плечом - наша память, наши далёкие-предалёкие предки и не стоит туда плевать ни при каких обстоятельствах, даже если дорогу перебежала чёрная кошка. Да и вообще, плевать на землю не следует. Лучше постучать себя по лбу, если рядом нет дерева, и этого будет вполне достаточно. На Рафаэлевских мадоннах (иконах 16 века) встречается за левым плечом Богородицы лик Иова в печали. Осознавая что ожидает Младенца в будущем, муж Марии изображается Рафаэлем печальным в отличие светящейся счастьем Матери. Но грустит Иов потому ли, или задумался муж о зачатии непорочном, доподлинно неизвестно. Как и имя художника: ра+фа+эль. В этом прозвище, как три в одном, сошлись бог солнца (ра), вера (фе), эл (божество эллинов). Наложение и соединение образов в значимые термины прослеживается буквально во всём и в светском обществе, как в именах собственных, так и названиях.

     А вот каким образом могло случиться наложение образов: «Имя Прасковья (википедия поясняет) - это русская версия греческого имени Параскеве (;;;;;;;;;). Оно в свою очередь происходит от слова ;;;;;;;;;, что переводиться как "ожидание" или "приготовление". Этим же словом в греческой христианской культуре назывался вечер пятницы, канун субботы. Если продолжить логическую цепочку, то получится что имя Прасковья означает "ожидание" или "приготовление"…». Из всего этого словесного блуда я уже понял вот что. Если логическую цепочку продолжить до логического конца, то это ни о чём. Но от слова: "о-жид-ани-е". Получается вполне себе реальная картина, картина дня того и этого. Вот и в болгарском языке имена Петка и Петко, по сути являются прямым переводом греческого ;;;;;;;;;. Слышится слово пытка, что и есть распятие. Термин состоит из окончания ;;;;; - посуда, и начала - ;;;; - несмотря на, нягледзячы, въпреки - то есть без согласия? Значит, изнасилование. Если называть вещи своими именами и дальше (утрирую), но ирония напрашивается непосредственно со слов "показаний". Если разбирать по фене, которую занесли офенисты в 16 веке, то тут прямая связь с «око». Пословица «око за око - зуб за зуб». На немецком Прасковья - Parachcewulla, язык оригинала арабский - Parachutewala… Действительно, вышло неожиданно: парашют вала. Прежде всего это купол (пара-шют), а купол плюс вал (ось) = Купало + Иван. Языческий праздник Иван-Купало (ивАн-и-кУпало по аналогии Иван-да-Марья), олицетворяющий единение мужчины и женщины. Поэтому понимается так: купАло ивАново = Иван-Купало. Место, где Иван купается. А купается Иван летом в реке, а зимой в проруби. Однако производное слово купАние перебороло в названии празднества купол корня куп, но ударение сохранилось в слове купля. На Брянщине старики в мою юность говорили куплять в смысле покупать в магазине. Купец и купальник - производные корня купа - с ударением на второй слог. А вот есть глаголы - купить и копить - с ударением на первый слог: кУпить, кОпить - от действия копьём (колоть).

    Производных у имени Прасковья много, оно дохристианского времени, языческое прозвище женского начала и иудеи тут сбоку припёка. Воры обыкновенные с горящей шапкой на голове. Если посмотреть «копейку» в словаре Даля, то увидим её этимологию - от копить. Современные мудрецы тут как тут: «Копите ваши денежки - копейка рубль бережёт!» и приводят одни пословицы. Как же я могу их копить, если копейки ещё не было, рубля не было? Подходит ко мне мудрец за пару тысяч лет тому, и спрашивает, ты копейки-то копишь? А я ему отвечаю, ты мужик сбрендил? Копейки в рубль соберёт Елена Глинская, мама Ивана Грозного аж через 15 веков после твоего вопроса, дурень ты этакий! Как же могла копейка (денежная единица) появиться раньше? А за этимологию ни-ни. Да и правильно, потому что у Даля - кОпить - указано, а кОпить - тыкать. Например, копиём змия. Вы мне не тычьте! Самое распространённое в России. И по имени отчеству чтоб. А откуда повелось не знают, но перейти "на ты" предлагают постоянно. Девушки соглашаются. Ко + пить = просить у девушки напиться, что часто встречаем в сказках и притчах, например, о самарянке у колодца (беседа Иисуса с самарянкой у колодца описана в четвертой главе Евангелия от Иоанна). Так что врут безбожно и христиане, и иудеи, переиначивают смысл (всё что касается язычества особенно), а словарь Даля при жизни Владимира Ивановича напечатан не был, его издание совпало с годом смерти автора, хотя добивался он издания много лет. Всё время цензоры просили что-то исправить.

    Википедия: «В сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым, Св. Параскева могла изображаться, так как толковалась как персонификация Великой Пятницы — дня распятия Иисуса Христа. Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. На старых северорусских иконах святая иногда изображалась на обороте образа Богоматери. Образ великомученицы Параскевы на землях восточных славян тесно сросся с древним культом языческой Мокоши». То есть наложение образов героинь разных времён, путём подмены понятий. Приём распространённый - все христианские праздники легли на языческие. А иудейский Пурим - это наши два самых любимых дня в году (не считая Новый год), - это мужской и женский праздники. Так вышло, что 23 февраля и 8 марта разнесены в две недели календарём, а когда-то это был один день месяца. И таких примеров масса, из самых-самых, так это ДР столицы нашей Родины совпадает с еврейским НГ - 7 сентября и днём Суда - дата Куликовской битвы - 8 сентября. Только день Куликовской битвы в прошлом году по Указу правительства РФ (Медведевым) перенесли с 8 сентября на 21 сентября. Кому мешал? Я к тому, что историю переписывать не надо, можно и так - битву, которой гордились с детства, сегодня даже не вспоминают. И ещё вот к чему. Москву по всем приметам можно отнести к еврейскому происхождению равно на тех же основаниях, даже больших, чем имена Илона и Прасковья. Хоть имечко будет младше кратно, но доказательств тому кратно больше... Однако вернёмся.

    Имя Прасковья для загранпаспорта - PRASKOVIA, на сербском - Параскева, на украинском - Парасковія и Параска, на чешском - Paraskieva и Paraska, на польском - Prascewia, на румынском - Parascheva, на английском языке - Paraskevi. О принадлежности имени к какой-либо национальности, речь вообще не идёт, как в случае с Илоной, времён Трои (Илиона). То она сербская царица, то грузинская княжна, но имя - венгерское. Была заподозрена в еврейском происхождении, как и Прасковья, и это их объединяет. Смешно, но факт. И + лоно = Божественное ложе, и уже само имя отрицает все этимологические глупости. Иудеи не приняли Иисуса Христа (Новый Завет), хотя бы потому. А тем более, конструкция термина чисто теологическая, не национальная. Поэтому имя встречается в Прибалтике, у финнов, в России. Тайна имени Илона сокрыта в имени Илона, мне запомнилось. Так и есть. Местная топонимика тому подтверждением: Ипуть = Бога путь. Река, начинающаяся с ручья Божжий, впадающая в Сож (Бог) - это живая быль. Тем, кто давал названия местности и имена людям - трудно отказать в логике, согласитесь. Похоже, что тайна имени Прасковья заключается в её имени и раскрывается именем.

      Вспомним известный сюжет - "Чудо Георгия о змие". В первой столице Руси в Старой Ладоге в храме св.Георгия есть необычная фреска 12 века, где он на белом коне топчет змия, но без копья. Просто конём топчет. Необычна ещё и тем, что фреска находится на месте алтаря во всю стену. Храм небольшой, в него могло вместиться человек 40-50 дружинников во время осады. Фреску издали не разглядеть по причине недостаточного расстояния, фото сделать сложно - не позволяет расстояние, и ты даже не сразу понимаешь, что вся стена - один крупный рисунок. Поздние иконы, списки 16 века - развили исторический сюжет во всех его подробностях - на иконе из Болгарии, например, приобретённой мной на знаменитом острове Несебр, там изображено следующее: сзади на крупе коня за Георгием сидит мальчик с кувшином вина, Георгий делает своё дело, а змий тот на поводке, а за поводок его уводит девушка; действие происходит на фоне каменной крепостной стены, крепость изображена на фоне трёх гор с снежными вершинами в зелёной долине, а на переднем плане - голубая вода; родители ли девушки, но с крепостной стены за чудо-действием наблюдает царская чета и царь бросает вниз ключ, символизируя тем самым свободный вход в город победителю. Смысл подосновы, несомненно, куда более информативен созерцаемого. Это не другая история, это одна и та же. Многие исследователи в своих гаданиях на кофейной гуще низводят сюжет до тайного ордена, коему принадлежала девица. Вот она и спасает змия. А понесла - не понесла, тоже волнует их умы. Непорочное зачатие - знак отторжения ВЗ, но и тут теологи подсуетились. Пушкин выразил даже не иронию в "Гавриилиаде", а просто пожалел еврейскую девушку, только и всего, так мигом завели уголовное дело. Не трожь! Свято. Так и живём.

     Конечно же, имя Прасковья уходит в такую глубокую древность, что христианству и не снилось. Пятница (от слова пять/распять/пята, производные распутица/распутница) это языческая богиня Макошь, которую иудеи за время колонизации земли сначала подменили на Прасковью (Пара-с-ка-вею), а потом Богиня была попросту забыта, идола из церкви вынесли, но сохранилась в крестильных именах и разнообразии икон. Существует Владимирская, Казанская, Козельская (родовая Пушкиных) и другие известные Матери. Счёт веков жития Прасковьи положили от Христа, что справедливо по отношению к Нему, не признанного евреями (или в пику им, не признавшим Иисуса), но не справедливо в принципе. По причине - старше в сто раз. Таким образом и произошло Воскресение, оно символично раскрепощению земли, а по времени совпало с концом ига или Куликовской битвой...

    Производные формы имени: Прасковьюшка, Праскуня, Куня, Праскута, Прося, Проса, Проня, Парасковьюшка, Параня, Паня, Пыня, Пана, Панюша, Парася, Параса, Параха, Параша, Паша, Пара, Паруня, Пуня, Паруха, Паруша, Пора... Отступлю ещё в один исторический экскурс до христианкой хронологии по материалам сети.

    Об Александре Македонском (356 года до н. э. — 323 года до н. э.) никто ничего толком не знает, но написано очень много. А почему? Его имя активно использовалось в политической пропаганде. Александр и по мужской, и по женской линиям считался потомком богов и величайших героев древности. Осознание этого факта существенно повлияло на формирование его личности. Благодаря походам Александра началось распространение греческой культуры на Востоке, заложившее основу эллинизма. Что ещё сближает нас, так это пирамиды там и мавзолей тут. Вся наша история состоит из трёх частей, а себе лично, я её представляю так:

    1. Александрия Сербская (2-3 век н. э.).
    2. Слово о полку Игореве (12 век).
    3. Задонщина (14 век).

    Древнерусская литература, которую должны были связывать и дополнять монастырские летописи, а не наоборот. Получилось у нас как всегда, но хотели как лучше. В результате имеем «белые дыры» с 9 по 12 век, а до 9 века - пропасть и русских нет. Есть славяне, племена, но русских нет. А по факту существует текст об Александре Македонском: «Язык оригинала - древнерусский язык». Написан во 2-3 веке по-русски, если верить нашим хвилологам, имён не ведающим. А русские появились когда? Русь появилась в 9 веке (859-862) с призванием Рюрика, а это через 7 веков после написания Александрии Сербской, соответственно через 13 веков от жития Македонского. Русские историки лишили русских права жить плюс на древнюю историю в 12 веков минимум. Срамные места прикрылись мифами. Это во-вторых, а во-первых, почему я вспомнил о Македонском, так то благодаря прозвищу. Македонский, Невский, Донский - однокоренные термины, кто бы спорил, и объединяет их корень «кий» (не суффикс по правилам языка), а кий, как и в самом слове: русский = рус-с-кий, то есть человек с киём. Что ещё объединяет, так это «вода» - дно/дон/нева. Македонский = мак(е) + дон + с + кий. Напоминает формулу: Макошь (вода) + кий. Макошь в значении макать (кУпить). После ночных гуляний на Купалу - парням старики прикалывали на следующий день на грудь (на рубаху) мак и праздник продолжался. Беларусь и Украина на официальном уровне, три года тому приняли мак государственным символом. Сегодня фамилии Рокосовский, Малиновский и даже Завацкий с Паниковским (брось гуся!) считаются польскими, чешскими или невесть какими. Когда появился Кий, а он сразу был означен историками князем, но откуда неизвестно, и принялся он с Чехом и Хоривом за строительство города, то государств ещё не существовало. Племена были, но по своей природе "кий" всё же старше и летоисчисление ему следует вести от рода. Могилки ему археолог Рыбаков так и не нашёл. И то верно. Кий бессмертен. Но "удревнил" Киев на 500 лет - всё ближе к началу русскости, молодец мужик. А первое наше государство - Киевская Русь в союзе с Новгородской Русью (что означало по именам их - начало смены заветов на земле) принято историками от первой столицы Ладоги на озере Нево.

    Производные формы имени, на мой взгляд, особенно информативные: Праскуня, Куня, Праскута, Проса, Параня, Пыня, Пана, Панюша, Парася, Параса, Параха, Параша, Паша, Пара, Паруня, Паруха, Паруша, Пора... О чём говорят эти имена? Однозначно русские, славянские, понятные. Разговорные формы: Кева Кета, Пека, Паца. Соответственно, парными будут: Кий, Кит, Пек, Поц - прозвища, но очень понятные детям во дворе. От пекла и поца до столицы и «мати городов русских», до Киева - язык доводит элементарно.

    Праскуня, Куня, Праскута - здесь всё об одном, о куте, о закутке у печи, о бабьем месте. Куня - место куда кунать (макать); Ра - бог. Слово Праскуня состоит из двух корней: "пра" (по-ра) с "куней". Проса - роса (по-роса), Параша - раша (русь), Паша - пашня (иносказательно, но земля). Тут остановлюсь - у иудеев не было земли, когда они предлагали свою веру на выбор князю Владимиру. Пора - раскрытое значение "пра"; Пара - пАра, тоже самое, что и с "по", но от него: ПараскавЕя (сею-вею), парАша. Паруня, Паруха, Паруша (рушить, ср. Почетуха). Что оставалось бедным грекам сверху, так это возглавить языческое движение снизу и обозвать своего бога - Зевс, что в переводе - пар. Просто пар. Пар и Пара, чем не пара? Тем, что Макошь старше кратно, если и годится ей Зевс в сыновья, то с большой натяжкой. Может даже и не правнук…

    Что-то мне этот сюжет с Пятницей напоминает и, что-то до боли знакомое. Летом внук читал на даче приключения Робинзона, и я спросил, а что значит имя? Он сразу ответил, что это сын. «Робинзон и Пятница» прямо, откуда черпал идеи английский писатель Даниэль Дефо для романа - «Robinson Crusoe». А в слове Crusoe корень - рус/rus/ruz - земля в переводе. А мы, со своим великим и могучим, доболтались до такой степени, что и Бог уже у нас - не русский. Жаль не я первый об этом говорю. Цитата из исторического романа А. К. Югова «Ратоборцы» (1944–1948 гг.) о событиях XIII века времён А. Невского. Но так близко к этой теме ещё никто не подходил.

    Такое вот получилось информативное русское и славянское имя Прасковья. Русская народная песня:

    Распашу ль я, распашу ль я,
    Распашу ль я, распашу ль я
    Пашенку, пашенку.

    Спасибо и с Наступающим!
    31.12.2020, СПб

Дело о Субботнике любви
http://proza.ru/2020/04/22/1465

Кому пятница Распятье, а кому недели день...
https://stihi.ru/2020/12/29/3896

Праскавея Пятница. Этимология жизни
https://stihi.ru/2020/12/29/2483

Макошь - славянская Богиня
https://stihi.ru/2020/12/30/9199


Рецензии