Ч. 108 Место на памятнике

Предыдущая страница http://proza.ru/2020/12/27/1208

Половина бюджета Российской империи уходила на содержание огромной армии и флота. Но в основном, деньги шли на армию. Балтийский флот достиг своего максимума - 30 линейных кораблей в 1818 году.
 
Однако часть кораблей находилась в таком состоянии, что на них было опасно выходить в море. Пять линейных кораблей и пять фрегатов в более или менее приличном состоянии продали Испании, которая вела войну с освободительными движениями на американском континенте.

Новые корабли на российских верфях строили крайне медленно. За 11 лет, с 1814 по 1824 годы, построили только 15 кораблей. Балтийский флот приходил в упадок, пока непредсказуемая катастрофа окончательно его не добила. Но об этом немного позже.

Не лучше обстояли дела и на Черноморском флоте. Но 2-го марта 1816 года главным командиром Черноморского флота и портов назначили вице-адмирала Алексея Самуиловича Грейга.

Он сменил вице-адмирала Николая Львовича Языкова, при котором флот пребывал в состоянии застойного покоя и деградации.

Грейг этот покой сразу нарушил. Он был энергичным, умным и принципиальным человеком. Не стеснялся говорить правду в лицо большим начальникам и умел стоять на своём, не считаясь с последствиями.

В звании капитана 1 ранга он выступил против решения шести адмиралов, что «России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да в том ни надобности, ни пользы не представляется».
 
Алексей Самуилович с десятилетнего возраста плавал на судах Ост-Индской компании, служил волонтёром на судах английского военно-морского флота.

Он участвовал в наполеоновских войнах на Средиземном море. Когда Сенявин сдал эскадру англичанам, Грейга вызвали в Москву, и он  принял участие в войне 1812 года. Позднее Алексей Самуилович командовал морскими силами при осаде Данцига в заграничном походе русской армии.

После назначения на должность главного командира Черноморского флота Грейг ввёл множество усовершенствований на самих кораблях, в судостроении, в организации снабжения флота. При нём построили канал для вывода построенных кораблей  в Буг и Лиман.
 
Большое значение для боеспособности флота имела его работа по повышению образования и по воспитанию личного состава. По инициативе нового командующего флотом  в Николаеве и Севастополе открыли морские библиотеки.

Алексей Самуилович вырабатывал в молодых офицерах дух соревнования, прививал любовь к морю, поощрял инициативу, словом, учил всему хорошему, что он видел в английском флоте.

Он упростил и сократил деловую переписку. Архив Черноморского флота перевели из Санкт-Петербурга в Николаев.

Грейг организовал строительство по английским образцам маленьких судов: тендеров, люгеров, яхт, командовать которыми назначал молодых способных мичманов и лейтенантов.

Он принимал непосредственное участие в разработке чертежей для строительства новых кораблей, в частности, 120-пушечного корабля «Варшава». По его настоянию в 1819 году заложили первый пароход на Чёрном море - «Везувий».

Адмирал получил разрешение морского министра отправлять для обучения в Англии способных молодых офицеров. Для объективной проверки знаний моряков и их соответствия занимаемым должностям он создал экзаменационную комиссию под своим началом.

До Грейга корабли строились по много лет и начинали гнить ещё на стапеле. Алексей Самуилович ограничил срок строительства двумя годами. Благодаря этому срок службы кораблей до тимберовки (капитального ремонта) увеличился вдвое.

При нём Николаевское адмиралтейство построило в шесть раз больше кораблей, чем за время своего существования до назначения Грейга. Адмирал был эрудитом, разбирался в юридических вопросах, в экономике и в гражданских делах. Очень много сделал для Николаева, для улучшения быта горожан.

Я перечислил далеко не все заслуги адмирала, потому что стараюсь вести рассказ о российском флоте последовательно. Забегая вперёд, скажу, что в 1873 году в Николаеве адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу поставили памятник из бронзы на гранитном пьедестале.

Его создали выдающиеся скульпторы - академики Михаил Осипович Микешин и Александр Михайлович Опекушин.

В советское время бронзовую фигуру адмирала сняли, убрали морскую символику, а вместо пушек и якорей появились фигуры двух трудящихся со снопом и молотом. Место Грейга занял Ильич. В одной руке он держал кепку, а другой указывал в светлое будущее.

Памятник укрепили могильными плитами с еврейского кладбища. Другие плиты с кладбища пошли на отделку набережной. Вообще, самое устойчивое место на памятниках в России - это постаменты. Ленин на этом постаменте стоял дважды, но всё на тех же могильных еврейских плитах.

Кстати, и в Севастополе адмирал Павел Степанович Нахимов тоже менялся с Лениным местами - Ильич вернул это место адмиралу только после того, как ему  отгрохали огромный памятник на Городском холме. Рукой он показывает в сторону Турции, но что под этим имеется в виду, я не знаю.

Не пустовал пьедестал и памятника Муравьёву-Амурскому, но об этом рассказ ещё впереди. То, что мама и папа Грейга были англичанами, конечно, в глазах советских историков было крупным недостатком.

Однако тот честно служил России, и не просто так ему поставили памятник, мало ли было на Руси адмиралов!

Но всё же хотелось как-то приуменьшить его заслуги. И многое, что делал Грейг, стали приписывать другому знаменитому адмиралу - Михаилу Петровичу Лазареву, которого, кстати сказать, Алексей Самуилович продвигал по службе, по достоинству оценивая способности моряка.

В наш век интернета неугомонные квасные патриоты откопали у адмирала Грейга страшный недостаток: мало того, что Грейг был русскоязычным англичанином, так он ещё и женился на еврейке!

Оживились антисемиты и вписали в биографию славного русского моряка, что он якобы между своими военными и гражданскими трудами возглавлял еврейскую мафию, и его боялся даже сам Александр I.

За свою жизнь я уже давно перестал чему-либо удивляться в родном отечестве.

В 1818 году в тайной жизни России произошло важное событие. Русские офицеры, посмотревшие во время Заграничного похода, как живут люди за рубежом, пришли к мысли, что в России нужно многое менять.

Продолжение http://proza.ru/2021/01/03/1754



 
.


Рецензии
Ну, дааааа! А как же иначе-то! Ленину памятник куды важнее!...молчу-молчу...пошла дальше читать...
Вообще, читаешь и понимаешь, что как-то мало что изменилось. Лихие 90-е вспомнились, к примеру....

Юля Рудакова   27.03.2021 12:04     Заявить о нарушении
В нашей стране, Юля всё идёт по спирали!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.03.2021 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.