Тяжёлые судьбы. Глава 2

http://proza.ru/2021/01/02/1701  - первая глава    

    Самое яркое воспоминание у Ани осталось от той, деревенской поры – сильная гроза и молния, поразившая мальчишку, пастушка-подпаска.
– Помогите! Спасите! – поднялся крик.
Набежали люди с лопатами, стали закапывать мальчика в землю по пояс, и... он очнулся.
Другая молния ударила в кабинет директора школы, где работал Анин отец. Там в шкафу стояли всякие приборы для разных уроков и опытов по физике и химии, в том числе и магниты. Кабинет сильно пострадал, аж штукатурка с потолка попадала, хорошо еще, что пожара не было. Жахнуло так сильно, что отца оглушило и отбросило в сторону, но он остался жив.
– Быть счастливым не так уж и трудно, тем не менее это требует определенной работы над собой и... удачи. На данном этапе жизни... мне повезло. – сказал дома отец.
 
... Анюта готовилась идти в первый класс. Они переехали от бабушки в совхоз в середине лета. Поселили их на центральной усадьбе совхоза, за фасадом старой школы. Когда мама учила чтению старшего брата она всегда торчала рядом на этих занятиях и научилась читать, но «вверх тормашками».
Читать девочка полюбила, особенно – сказки. Русский ей давался легко, проблем с грамматикой и запятыми никогда не было.
    Когда она подсказывала братишке, Гриша зыркал на неё большими чёрными и очень красивыми глазами, показывая кулак из-за спины.
– Ещё раз подскажешь, получишь по лбу.– грозил он сестрёнке после урока.
Но никогда этого  не делал.
      С младшим братом, с разницею почти в семь лет, приходилось нянчиться Ане, вечно таскать его на руках и с собой, особенно, когда мама пошла работать в бухгалтерию совхоза. Тогда главным бухгалтером был Иван Кириллович Герман. Маргарита Григорьевна относилась к нему с уважением.
     В те времена не только ученики должны были летом оказывать шефскую помощь совхозу, но и совхозным служащим тоже нарезали участки. Жаркими летними днями, чаще в выходные, вставали люди в четыре часа утра и шли на прополку, чтобы работать по утренней прохладе до жары.
     После тех страшных случаев Аня стала бояться  грозы, но ей казалось, что она преследует её. В классе шестом, шла она на хутор отрабатывать летнюю практику на полях совхоза, молния ударила стрелой в метрах пятидесяти от неё, прямо в дорогу. Было очень страшно, она аж вскрикнула и присела.

     Рано девочка начала заниматься домашним хозяйством. Наверное, потому что тогда все дети родителям помогали, да и семьи у многих были достаточно большими, а матери и отцы весь день находились на работе.
Своего отца, Аня и Гриша с Вовой, практически не видели, он буквально жил в школе, домой приходил только ночевать.
– Кто весь день лежит, скучает, не делая ничего, тот не бублик получает, а лишь дырку от него.– говорил шутливо отец, если жена была не очень этим довольна.      
   Когда младший брат пошел в садик, Аня его туда водила, а когда он болел, носилась с судками за обедами к поварам в садик, он тогда находился в деревянном доме возле клуба. В четвертом классе она уже готовила обеды дома и занималась уборкой, ну и приусадебные участки никто не отменял – там тоже приходилось работать.

     В начальной школе Анюта училась у Тенсиной Татьяны Матвеевны, о ней остались светлые воспоминания. Учеба давалась легко, отличницей она никогда не была, да  особенно и не стремилась к этому, но и тройки проскальзывали редко.
Во втором классе к ним пришла новая ученица, Валя Мокрецова, она была отличница. И вот когда ей, первой в классе, разрешили сменить карандаш на ручку, Ане стало  страшно завидно, и очень хотелось тоже начать писать чернилами. Тогда не было шариковых ручек, лишь чернильницы непроливайки и перьевые ручки.
    Анюта училась в четвертом классе, когда на территории пришкольного участка были вырыты траншеи. Для чего – неизвестно, но Ане с подружками пригодились, они соорудили там штаб и решали какие-то вопросы под большим секретом.
    Через несколько лет во дворе школы построили учительский дом, куда переехали Меркины, завуч школы  Трущелева Александра Григорьевна с семьей, и учительница, Анна Матвеевна Чепкасова с семьей.

    Аня всегда завидовала детям, которые ходили в школу издалека, особенно с Гореловского. Ей-то до школы шагать приходилось несколько шагов, только спрыгни с крылечка, перейди через двор и... вот она, школа.
Эта зависть присутствовала все годы учебы. Наверное, Бог наказал её за это, потому что после окончания школы она всю жизнь ездила далеко в институт и... на работу ездит далеко... до сих пор.

    Через некоторое время  её мама, Маргарита Григорьевна, перешла работать в бухгалтерию 17-й мехколонны. Наверное... устала от летней кабалы на полях совхоза. Вот тогда Аня набегалась к ней по мосткам через болото, мимо пруда в самый конец посёлка, на Гореловский, бывало ходила по окружной дороге через Предельную.
    Отец, как и раньше, пропадал в школе, он ещё преподавал русский и литературу старшеклассникам . Зимой занимался учебным процессом, а летом, находясь в отпуске, на нём был ремонт школы. За все годы он только пару раз съездил в санаторий под Бийск подправить сердце. Но... видимо этого было мало, потому что все равно дважды перенес инфаркт. Мама за всю жизнь один раз съездила по турпутевке в Ленинград, а все остальное время была дома с детьми во время отпусков.

     Аня перешла в восьмой класс. Летом тоже пришлось помогать с ремонтом в школе – красить окна, двери и парты. В школе ей очень нравилось черчение. Когда в программу школы ввели уроки права, (их вел отец) она ему сделала много плакатов чертежным шрифтом – наглядные пособия для уроков. Но это было уже после того, как были окончены восемь классов.
     Хорошо запомнились каникулы между четвертями. Ирина Федоровна, (учительница немецкого языка) всегда давала план проведения каникул на каждый день. Это, конечно, была не обязаловка, сейчас в школах этого нет. Где они только с ней не бывали – в театрах, в кино, на экскурсиях, в лес ходили, да еще её сын, Дмитрий Сергеевич, в походы водил с ночевкой. Вот тогда она научилась правильно складывать рюкзак – это ей сильно пригодилось, когда в институте выезжали в сентябре в колхозы.

    В школе была пионерская организация. В пионеры принимали в четвертом классе, на всю жизнь запомнился этот день, гордости не было предела. Все ходили по совхозу расстёгнутыми и демонстрировали красные галстуки, хотя за окном стояла весна и было прохладно.
А с пятого класса началось соревнование с другими классами по сбору макулатуры и металлолома – этим занимались постоянно. Школьный двор был завален железками, у каждого класса своя куча железного лома.
Перед восьмым классом Ане исполнилось четырнадцать лет, всех достойных пионеров принимали в комсомол. Комсомольцем в школе она пробыла недолго, основной комсомольский период пришелся на институт и, когда уже работала на заводе.

     В старших классах классным руководителем у Ани была Шляпникова Ирина Федоровна. Она преподавала немецкий язык так интересно, что все начинали говорить по-немецки.
Когда Аня пришла в девятый класс вечерней школы, в немецком она больше не продвинулась, но знала его лучше всех. Учительница всегда поднимала её на уроках, потому что никто ничего ответить не мог – это же была школа РАБОЧЕЙ молодежи, и уровень подготовки у людей был не ахти какой. А она старалась учиться, потому что пришла с другой целью – надо было заработать стаж и подготовиться к поступлению в институт. Аня занималась самостоятельно, но очень серьёзно. Тогда о репетиторах даже не знали.

    Домоводство во всей школе вела Вера Семеновна. Ученики с ней и шили, и готовили. Благодаря ей, девчонки, выйдя замуж, умели готовить всё. Уже в старших классах Аня постоянно у нее отиралась. Они много с ней сделали наглядных пособий и стендов по домоводству. Девочке это очень нравилось. Примерно в это же время она получила первые уроки шитья верхней одежды у мамы, она научила дочку смётывать, шить на машинке.
Уже после института... первое, что Аня сделала – пошла на курсы кройки и шитья. Вот там она по-настоящему научилась делать основу выкройки, моделировать, шить без всякой сметки с теорией допусков и посадок. После курсов шила все, вплоть до пальто.
Вязать спицами тоже научила мать, Ане это всегда нравилось, а вот крючок освоила сама. Сейчас тоже не сидит просто перед телевизором в свободное время, и если никто ничего не просит связать, вышивает картины, чаще пейзажи. Стены увешаны рамками с пейзажными картинами, подушками диванными тоже с вышивками.

    После окончания школы Аня очень хотела пойти в пединститут.
– Мне одного учителя в доме достаточно. – категорически запротестовала мать.
Профессия учителя у нее на всю жизнь ассоциировалась с жизнью в школе и отсутствием мужа дома.


На фото - старая, но любимая школа №83

Продолжение - http://proza.ru/2021/01/04/800


Рецензии
Родившимся в СССРе это все до боли знакомо. Как же отличается детство наших внуков от того, нашего. И люди добрее были и ближе друг к другу. А сейчас в одном подъезде живешь и не знаешь с кем...
Эх, настольгия...
Спасибо за сохранение памяти о том периоде!
С уважением,

Александр Козлов 11   27.01.2021 13:25     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Александр, что несёте добро в
русскую литературу! Мне нравится, как Вы пишете!
С уважением!

Пыжьянова Татьяна   27.01.2021 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.