Точка опоры. Фрагмент-4

      Продолжение, начало см. http://proza.ru/2021/01/06/1824

   «   С помощью БАКСАНСКОГО гор. Военкомата, путем связей с родственниками, а теперь и с Вашей помощью память о большинстве погибших будет увековечена», – продолжает в 1969 году свою докладную полковник Кириллов, комбат из 1942-го.

  «Нет подтверждения на следующих воинов:
... лейтенант Дворак Николай Федорович, командир взвода курсантов ПТУ, …убит…похоронили его на г.КЫЗБУРУН. В похоронах л-та Дворак я участвовал…Курсанты Новодержкин, Гордус и Коган погибли /23 и 24 августа / на улицах села, не были вынесены с поля боя и их тела остались на территории занятой противником. Через 12 дней мы отбили это село, но трупов там уже не было…   Курсанты Полещук, Витушко, Дряхлов погибли /30 и 31 августа/ при штурме выс. 910, не были вынесены из расположения противника. 3 сентября мы овладели этой высотой. Захоронением занималась трофейная команда, в лицо они убитых не знали, документы убитых были изъяты противником, и они остались неопознанными. Курсант Дряхлов Владимир Федорович был комсоргом в нашей роте, он первым ворвался в оборону противника, был ранен, но продолжал бой, из боя не вышел. Первоначально мы дали его в списки раненых, но и там его не оказалось, тогда не решаясь считать его убитым, стали считать пропавшим без вести, надеялись что он вернется в училище, как возвратились многие раненые курсанты. В училище Дряхлов не вернулся, тогда стали считать его погибшим на выс. 910…Сдаться в плен он не мог…»
 
  Прочувствуйте: по своей воле, не считаясь с личным временем, движимый только ответственностью за вверенных ему в 1942 году бойцов, приезжает немолодой уже человек из Солнечногорска в Подольск, просиживает часами в архиве, пишет докладные… Ради чего?

  – Для наведения «большевистского порядка» не только в казарме или спортгородке, - а в жизни: чтобы фамилии бойцов были перенесены из одного списка в другой. Из без вести пропавших – в погибшие. Попутно рассказывает нам о том, что видел, слышал, чувствовал -- нам, не знающим правды об обратной стороне, изнанке войны. Передает нам из первых рук. Бессонницу. Беспокойство, сравнимое лишь с описанным Лесковым в «Левше»:
          «… и он одно только мог внятно выговорить:
— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер.»

   Основное не в словах, а в настроении, написанном МЕЖДУ строк и слов. Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. А пропавшие без вести – как их похоронишь? Что может быть горше безвестности рядовых, красноармейцев, курсантов? Только успокоенность и недоумение родившихся после войны – а мы-то что можем сделать?!!

   Вот уже, наверное, не осталось в живых и неугомонного Кириллова (но на многих карточках учета выдачи, вложенных в дела Полтавского тракторного, осталась его подпись…). И вопросы остались.
   Первый – ради чего сегодня бороться с безвестностью погибших за Родину? «Большевистский порядок» нынче не в чести…

   И второй – почему же полковник Кириллов не оставил воспоминаний о Кременчугско-Днепропетровском периоде жизни сводного полка. Ведь первый орден Красного Знамени Кириллова – за август и сентябрь 41-го!
   На Кавказе остались хоть братские могилы курсантов, захоронения бойцов – и было за что зацепиться памяти. Было на что опереться и краеведам, и ветеранам.
   
   Не может быть, чтобы этих воспоминаний не сохранилось, просто они мне  пока еще не попались?!
  *(Так и оказалось!! На момент публикации этого очерка нашлись
  мемуары Кириллова о его участии в сводном полку Полтавского тракторного училища,
  см. http://proza.ru/2020/11/15/1482)

      ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии
Добрый день, Евгений!

Сохранить память о мужественных людях - большое, важное и почетное дело.

Ваша творческая работа заслуживает большого признания.

С уважением,

Борис Гольдин   08.01.2021 00:35     Заявить о нарушении
Никто, кроме нас... Спасибо,Борис.

Евгений Пимонович   08.01.2021 08:43   Заявить о нарушении