Егоза

 
       — Доченька, ты уже взрослая. В школу будешь ходить одна. Хорошо? — мать уговаривала свою дочурку-первоклассницу. — Но только по тротуарам, здесь всего-то два шага. По глухим тропинкам, за огородами не ходи. У меня работа, ждут маленькие телята. Давай, я тебе в косички вплету красивые белые банты. Мы наденем форменное платье и белый кружевной фартук. Ты теперь ученица. Вот и портфель на стуле. Проверим, всё в него сложила?
Дочь пропускала мимо ушей эти наставления. Она рассматривала отражение в зеркале.
— Да, мама! Хорошо мама! Я поняла мама! — повторяла раз за разом одни и те же фразы.
Ей нравилась та симпатичная девочка в зеркале, и не верилось, что эта девочка и есть она сама — Женя. Полюбовавшись ещё некоторое время собой, подхватила портфель, поцеловала в щеку мать, выскочила из комнаты на крыльцо и налетела на женщину с цветами в руке.
— Доброе утро, тётя Валя! А я в школу! До свидания, тётя Валя! Я спешу.
— Осторожно, егоза! — воскликнула Валентина, еле успев отскочить от двери. — Женька, куда мчишься, как угорелая? Постой, дай я тебя хорошенько рассмотрю.
Она попыталась задержать девочку на минуту.
— Хороша! Держи ромашки, это тебе от меня подарок. Да смотри, учительницу слушай, и мать с отцом не забывай.
Женя в знак согласия кивнула бантами, не дослушала до конца наставления, сбежала с крыльца и осторожно прикрыла за собой калитку. Мать Жени вышла на крыльцо и, увидев разочарованную соседку с букетом ромашек, устало усмехнулась.
— Убежала? Душа болит за неё, но учительница Полина Ивановна не разрешает провожать. Говорит, что нужно воспитывать самостоятельность. Прошла неделя с начала учебного года, а я ночами не сплю. Приходит Женька из школы, чисто шахтёр. Где она бывает, что делает по дороге, ума не приложу. Как партизан, на расспросы не отвечает.
— Вот и цветы не взяла! — сокрушалась Валентина. — Поставь в вазу.
Соседка протянула Жениной матери букетик белых ромашек.
— Вихрем пронеслась мимо, чуть с крыльца не столкнула, словно за ней свора бездомных собак гналась. Юла, а не девка! Ромашки расцвели, думаю, подарю соседке, а она на них даже и не взглянула.
— Вот и я о том же, — задумчиво проговорила мать Жени, — всё какие-то тайны! Несмышлёная ещё она у меня, пичужка семилетняя. Решила я пойти за ней незаметно и проследить.
— Ты лучше прислушайся к совету учительницы. Полина Ивановна знает, что говорит, не одно поколение воспитала. Хотя Женька у тебя девочка шустрая, но послушная, жалостливая. Её все животные в посёлке обожают! — старалась успокоить мать девочки соседка Валентина.

Женя, размахивая новеньким портфелем, быстрым шагом шла по улице. Соседка баба Таня, издали увидев её, направилась навстречу с кулёчком в руке.
— В школу? А в портфеле что?
— Прописи, карандаш и букварь! — громко отчиталась Женя, не останавливаясь ни на минуту.
— Погоди, гостинец тебе приготовила, яблочки нынче сладкие да сочные.
— Я спешу, бабушка Таня, вечером возьму.
Баба Таня удивлённо смотрела ей вслед.
— Вот егоза! Просто ураган!
Женя завернула за угол соседского дома, на секунду остановилась, оглянулась на бабушку с яблоками и побежала дальше.
Входная дверь в классную комнату очень туго открывалась, но Женя, приложив усилие, приоткрыла её и просунула голову. Она увидела учительницу за столом и одноклассников, усердно склонившихся над тетрадками. Ей даже почудилось, что услыхала, как скрипят карандаши по бумаге. У Жени в груди гулко затрепетало сердце и убежало в пятки, она замерла на месте. В этот момент на неё с любопытством смотрели тридцать пять пар глаз.
— Здравствуй, Женя! Можно узнать, где же ты сегодня была? Звонок прозвенел полчаса назад. Замечу, сегодня ты выглядишь лучше, чем вчера.
Учительница внимательно посмотрела на опоздавшую ученицу. В классной комнате прошелестел лёгкий смешок.
— Банты развязаны, фартук с грязными пятнами, туфельки твои почему-то мокрые и тоже грязные, хотя дождь нам сегодня синоптики не обещали. А руки! Ты в шахте работала, уголь добывала, или картофель помогала убирать?
Полина Ивановна подошла к Жене и завязала банты, из волос вытащила листики шиповника.
— Наблюдая за твоим поведением, я решила, что сегодня после уроков пойдём домой вдвоём. Мне интересно знать, кто это заставляет тебя так работать?
— Правда?! — воскликнула Женя.
Её большие выразительные глаза заполнились радостью, в них заплясали зелёные искорки, она восторженно смотрела на учительницу.
— Я обязательно покажу вам маленького бычка с беленькой звёздочкой во лбу, он там, на лужку, привязан за верёвочку. Язычок у него мягонький и шершавый. Рожки ещё не выросли — махонькие-махонькие, мне удалось их найти! А рядом с ним растёт огромный куст шиповника, только ягоды пока не созрели, язык кусают. Я пробовала. В траве много-много кузнечиков с разноцветными штанишками, они такие красивые, но поймать их я так и не смогла! Трава очень густая! — разочарованно воскликнула ученица.
— Бантиком я зацепилась за куст, — Женя виновато улыбнулась, — у тропинки, по которой я хожу в школу, разросся куст маслины. Вот этими ягодами я нечаянно испачкалась. Они вкусные, сладкие, от них руки липнут. Но это ничего, правда?
Женя посмотрела на учительницу и покраснела, оглядела свой уже не белоснежный фартук, печально вздохнула, опустила глаза, а длинные, густые ресницы придали её лицу какую-то таинственность.
— Мы с мамой постираем.
Она вновь печально вздохнула, но что-то снова вспомнила и радостно продолжала:
— Рядом со школьным двором привязали двух маленьких козлят. Недалеко стояли ведёрки с водой, но козлятам дотянуться до воды сложно. Вот я их немножко попоила и испачкала туфельки.
В классе стояла тишина, пока Женя перечисляла все свои похождения.
— Хорошо, вот теперь мне понятно! — строго проговорила учительница. — Прошу тебя поставить портфель на свою парту, и ещё — пойди, вымой руки и умойся. Как я уже сказала, после уроков мы пойдём домой вместе, и ты покажешь мне и кузнечиков, и козлят, и бычка.
Все ученики подскочили вдруг со своих мест и окружили Полину Ивановну с Женей.
— Полина Ивановна, возьмите и нас, и мы хотим тоже посмотреть! — закричали они дружно.
Учительница немного растерялась, но, успокоив расшалившихся воспитанников, обняла свою непоседу-ученицу.
— Вот, Женя, ты своими приключениями заинтересовала весь класс. Ради того, чтобы мои ученики приходили в школу к первому звонку, придётся провести незапланированную экскурсию по местам твоих прогулок.
      
Июль 1998г.


Рецензии
"Устами ребенка глаголет истина" (с), а нам... нам надо только прислушатья ... :) чтобы быть счастливыми ... :)

Владимир Ус-Ненько   09.02.2021 11:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.