Егоза

 
       
        – Доченька, ты у меня уже взрослая. В школу теперь  будешь ходить одна. Хорошо? Но только по тротуарам, здесь всего - то два шага. По глухим тропинкам, за огородами не ходи. У меня работа, ждут маленькие телята. Давай  я тебе в косички вплету красивые белые банты. Мы наденем форменное платьице и белый кружевной фартучек. Ты теперь ученица. Вот и  портфель на стуле. Надеюсь, всё в него положила?
Мать  уговаривала свою дочурку-первоклассницу.
     Дочь пропускала мимо ушей эти наставления. Она  рассматривала своё отражение в зеркале.
     – Да, мама! Хорошо мама! Я поняла мама! –  повторяла  девочка раз за разом одни и те же фразы.
     Ей понравилась та симпатичная  девочка в зеркале, и не верилось, что эта девочка и есть она сама – Женя. Полюбовавшись ещё некоторое время на себя, схватила  портфель со стула, поцеловала в щёку  мать, выскочила из комнаты на крыльцо и налетела на женщину с цветами в руке.
      – Доброе утро, тетя Валя! А я  в школу! До свидания, тетя Валя! Я спешу.
      – Осторожно, егоза! – воскликнула женщина, еле успев отскочить от двери. – Женька, куда мчишься, как угорелая?  Постой, дай я тебя хорошенько  рассмотрю.
      Она попыталась задержать девочку хоть на минутку.
       – Хороша! Держи  ромашки, это тебе от меня подарок. Да, смотри, учительницу слушай, и мать с отцом не забывай.
       Женя в знак согласия кивнула бантами, не дослушала до конца наставления, сбежала с крыльца и осторожно прикрыла за собой калитку. Мать Жени вышла на крыльцо и, увидев  разочарованную соседку с букетом ромашек, устало усмехнулась.
     – Убежала? Душа болит за неё, но учительница Полина Ивановна не разрешает провожать. Говорит, что нужно воспитывать самостоятельность. Прошла  неделя с начала учебного года, а я ночами не сплю. Приходит Женька из школы, чисто шахтёр. Где она бывает, что делает по дороге, ума не приложу. Как партизанка, на расспросы не отвечает.
     – Вот и цветы не взяла! – сокрушалась Валентина.  – Поставь в вазу.
     Соседка протянула  жениной матери букетик белых ромашек.
     – Вихрем пронеслась мимо, чуть с крыльца не столкнула, словно за ней  охотничьи собаки гнались. Юла, а не девка! Ромашки расцвели, думаю, подарю  соседке, а она на них даже и не взглянула.
     – Вот и я о том же, – задумчиво проговорила мать Жени, – всё какие-то тайны!
Несмышленая ещё она у  меня, пичужка семилетняя.  Решила я пойти за ней незаметно и проследить.
     –  Ты лучше прислушайся к совету учительницы. Полина Ивановна знает, что говорит, не одно поколение воспитала. Хотя Женька у тебя девочка шустрая, но послушная, жалостливая. Её все собаки и кошки в посёлке обожают! –  старалась успокоить  мать  девочки соседка Валентина.
     Женя, размахивая новеньким портфелем, быстрым шагом шла по улице. Соседка баба Таня, издали увидев её, пошла  навстречу с кулёчком в руке.
    – В школу? А в портфеле что?
    – Прописи, карандаш и букварь! – громко отчиталась Женя, не останавливаясь ни на минуту.
    – Погоди, гостинец тебе приготовила, яблочки нынче сладкие да сочные.
    –  Я спешу, бабушка  Таня, вечером возьму.
      Баба Таня удивлённо смотрела ей вслед.
      –  Вот егоза! Ураган, а не девка!
      Женя завернула за угол соседского дома, на секунду  остановилась, оглянулась на бабушку с яблоками и  побежала дальше.

      Входная дверь в классную комнату очень туго открывалась, но Женя приложила много усилий, приоткрыла её и просунула голову. Она увидела учительницу, сидевшую за столом,  и одноклассников,  усердно склонившихся над тетрадками. Ей  даже почудилось, что услыхала, как скрипят  карандаши по бумаге. У неё в груди гулко затрепетало сердце и убежало в пятки,  и  она замерла  на месте. В этот момент на неё смотрели тридцать пять пар глаз, и в них  светилось любопытство.Учительница внимательно осмотрела  девочку.
     – Здравствуй, Женя! Можно узнать, где же ты сегодня была? Звонок прозвенел полчаса назад. Замечу, сегодня ты выглядишь лучше, чем вчера.
       В классной комнате прошелестел лёгкий смешок.  Дети продолжали смотреть на свою одноклассницу с интересом.
     –  Банты развязаны, фартук с  грязными пятнами, туфельки  твои почему-то мокрые и тоже грязные, хотя дождь нам сегодня  синоптики не обещали. А руки! Ты в шахте работала, уголь добывала, или картофель помогала убирать?
     Полина Ивановна подошла  к Жене  и завязала банты, из волос вытащила листики шиповника.
      –  Наблюдая за твоим поведением, я решила, что сегодня после уроков пойдём домой с тобой вдвоём. Мне  интересно знать, кто это  и где это, так тебя заставляет работать?
      –  Правда?! –  воскликнула Женя. 
      Её большие выразительные глаза заполнились радостью, в них заплясали зелёные искорки, она восторженно  смотрела на учительницу.
     –  Я обязательно покажу вам маленького бычка с беленькой звёздочкой во лбу, он там, на лужку, привязан за верёвочку. Язычок у него мягонький и шершавый. Рожки ещё не выросли – махонькие- махонькие, мне  удалось их найти! А рядом с ним  растёт огромный куст шиповника, только ягоды ещё не созрели, язык кусают. Я пробовала. В траве много-много кузнечиков с разноцветными штанишками,  они такие красивые,  но поймать их я так и не смогла! Трава очень густая! – разочарованно воскликнула она.
     –  Бантиком я зацепилась за куст, – и Женя виновато улыбнулась, –  у тропинки, по которой я хожу в школу, разросся куст маслины. Вот этими ягодами я нечаянно испачкалась. Они вкусные, сладкие,  от них руки липнут. Но это ничего, правда?
     Девочка посмотрела на учительницу и закраснелась, оглядела свой  ещё с утра белоснежный фартук, печально вздохнула, опустила глаза, а  длинные, густые ресницы придали её лицу какую-то таинственность.
    –  Мы с мамой постираем.
    Она вновь печально вздохнула, но что-то снова вспомнила и радостно продолжала:
    –  Рядом со школьным двором привязали двух маленьких козлят. Недалеко стояли ведёрки с водой, но козлятам дотянуться до воды было сложно. Вот я их немножко попоила и испачкала туфельки.
      В классе стояла тишина, пока Женя перечисляла все свои похождения.
      –  Хорошо, вот теперь мне  всё понятно!  –  строго проговорила учительница. –  Прошу тебя поставить портфель на свою парту, и – пойди, вымой руки и умойся. И,  как я уже сказала, мы  после уроков пойдём домой с тобой вдвоём,  и ты покажешь мне и кузнечиков,  и козлят, и бычка.
     Вдруг все ученики повыскакивали со своих мест и окружили Полину Ивановну с Женей.
     –  Полина Ивановна, возьмите и нас,  и мы хотим тоже посмотреть! – закричала они все дружно.
Учительница немного растерялась, но,  успокоив расшалившихся воспитанников, обняла свою непоседу-ученицу.
      –  Вот Женя, ты своими приключениями заинтересовала весь класс. Ради того, чтобы мои ученики приходили в школу к первому звонку, придётся провести незапланированную экскурсию по местам твоих прогулок.

Июль 1998г.


Рецензии
"Устами ребенка глаголет истина" (с), а нам... нам надо только прислушатья ... :) чтобы быть счастливыми ... :)

Владимир Ус-Ненько   09.02.2021 11:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.