И ещё на тему дозаправки

Автор - Владимир Панов

И ещё на тему дозаправки. Всё что я здесь расскажу, это не попытка «щёлкнуть по голенищу» уважаемому лётчику, а пример личного и методического мастерства человека, с которым мне посчастливилось летать и учиться у него. Лето 1984 года, Умб–озеро, очередная «ссылка» гвардейского полка на полевой аэродром, но уже по поводу ремонта ВПП на Высоком. Меня «приговорили» к обучению дозаправки топливом в воздухе на самолете Ту-16к-10-26. Командиру АЭ, гв. подполковнику Перегонцеву Геннадию Николаевичу, поставлена задача – готовишь Панова и идёшь в отпуск.

Начали мы вывозную программу, строи вроде получаются нормально, стою в строю дозаправки, долго, устойчиво. Начинаем «броски» на шланг, и тут что-то уверенность стала пропадать, ну, нет ощущения в руках, что все действия я делаю самостоятельно (лётчики меня поймут, что это очень важно, когда чувствуешь – машина тебя слушается). А инструктор уверенно говорит, мол, у тебя всё получается, всё ты делаешь сам. А я чувствую, как рука инструктора делает всё за меня.

Он меня убеждает, что мне этих полетов достаточно, и я готов на контроль. Я соглашаюсь, ну, думаю, может и на самом деле всё у меня получится с командиром полка, который должен меня проверять. «Хозяин» (так подпольно звали Перегонцева), выполнив задачу по моей подготовке, «линяет» в отпуск, за себя оставляет своего заместителя гв. майора Сокерина В.Н.

Полетели на контроль с командиром АП (гв. п-к Чередниченко Валерий Демьянович), подошли к заправщику, я немного постоял в строю дозаправки, адаптировался. «Чапай» командует – вперед, иду на шланг и чувствую, что помимо моих попыток управлять самолётом, чья-то твердая рука лихо заводит самолет, вместо меня на шланг (Виктор Николаевич Сокерин помнит руку «Чапая», его свернуть невозможно), сцепка происходит практически, как у наших лучших пилотов, моментально, командир говорит, Володя молодец, лети сам.

Я обескуражен, самолёт без меня заправился, а где я был в это время? Захожу на посадку, сел, зарулил на стоянку, выключились, строю экипаж: «Разрешите получить замечания»? «Чапай» говорит что-то незначительное, а у меня в голове крутится, что это не я, и лететь сам я не должен. А заправиться мне надо «кровь из носу» потому как, если я не заправлюсь, то висит угроза перевода меня в Кипелово. У меня уже первый класс, а у нас всех молодых со 2 классом и выше загребали в Кипеловские полки на Ту-142 или Ту-95рц, а к нам присылали их праваков на должности командиров экипажей, для подготовки до уровня 2 класса. Большого желания сменить гарнизон и тип самолёта, у меня не было.

Тут я набираюсь смелости и прошу командира АП дать мне еще пару контрольных зон, откровенно объясняю ему, что не чувствую уверенности, а раз так, зачем рвать шлаги и ставить крест на мне. Перегонцева нет, «Чапай» поручает мою подготовку Виктору Николаевичу. В следующую смену мне планирует, как я и просил, две контрольные зоны.

В начале лётной смены, взлетаем, выходим в зону дозаправки, она состояла из двух длинных этапов, на которых можно спокойно поработать возле заправщика. Первый этап я демонстрирую Виктору Николаевичу «чудеса техники пилотирования», при попытке изобразить процесс заправки естественно устаю. Инструктор это понимает и предлагает мне отдохнуть в процессе разворота на второй длинный этап.

Дальше было вот что. В процессе разворота Виктор Николаевич спокойно подходит к заправщику накладывает крыло на шлаг, затем происходит сцепка, и когда заканчивается разворот, самолёт уже стоит в строю дозаправки. Представляете шок на заправщике (на ТЗ сидел однокашник Виктора Николаевича Олег Кузьминых), когда Пан (это я), ещё не умея толком заправляться, вытворяет такое.

В строю дозаправки выполняем второй разворот и в процессе его производим расцеп. А далее на втором длинном этапе началась учёба уже моя. За эти две зоны я понял, как это делается. Я не говорю, что ком. АЭ слабый методист, и он не смог меня научить, просто моему «фитилю» не хватало именно этих двух зон, чтобы мои руки и голова поняли всё и начали работать в тандеме. В эту же лётную смену я самостоятельно «соснул» свою первую тонну керосина. Из самостоятельного полёта я привез кожанку, которая была практически мокрой насквозь, в моей «заднице добавились перья», а в груди чувство гордости, что я освоил этот сложный вид подготовки.

                Написано в 2009 г.

На фото - 1988г. Николаев после первого самостоятельного вылета на Ту-22М3


Рецензии
Обмен опытом - 5 баллов, аплодирую, стоя...

Касаясь сути инструкторской работы, хотелось бы привести ещё такой пример. Во время учёбы в Военно-Морской академии в г. Ленинграде я как-то попросил своего однокашника Пашу Акимова, одного из лучших заправляемых лётчиков ВВС Тихоокеанского флота: " Паша расскажи о тонкостях ночной дозаправки, куда ты смотришь при уравнивании скорости, какие нюансы... и т.д. На что Паша ответил: "Ты знаешь, Вась, а я и сам не знаю, как. Только взлетели, я уже пристроился, бах-бах, крыло на шланге, сцепка принял 10 тонн и полетел дальше. Руки-ноги сами всё делают." Я пожалел Пашиных пилотов. Сильный лётчик, глядя на инструктора, заправку в воздухе освоит. Средний, если и освоит, то сначала "наломает кучу дров" или оторвёт пару шлангов.

За годы лётной работы мне пришлось летать со многими сильными лётчиками. Когда я видел пилота, превосходящего меня на данный момент по классу техники пилотирования, в силу большего опыта на данном типе или по данному виду подготовки, я всегда знал, что со временем смогу летать также или лучше. Но когда в чине командира звена и звании капитан я полетел на ИЛ-28 с лейтенантом Поповым, только прибывшим в наш полк из училища, я честно себе признался: "Так чисто, как этот лейтенант, я летать не смогу. Это от Бога." Когда Виктор в чине командира дивизии самолётов СУ-24 переучивался у нас в Николаеве на ТУ-22м3 как будущий Командующий ВВС Северного флота, я слетал с ним два полёта и выпустил его самостоятельно. После полётов Виктор "обмыл" свой очередной тип ла и, прощаясь со мной, произнёс: "Василич, я сам переучил "кучу" лётчиков, повидал многих инструкторов... Ты был лучшим из всех, кто учил меня летать". Большей похвалы мне не надо...

Вспоминая лётчиков, с кем довелось летать инструктором, на память приходят многие эпизоды лётной работы с этим связанные. Например, в 1975 году мне пришлось выполнить 97 посадок днём и ночью при установленном минимуме погоды. Из них только две посадки ночью на себя, остальные инструкторские... Или как-то листая свою старую рабочую тетрадь подготовки к полётам в чине командира полка, я вдруг с удивлением обнаружил, что у меня за полтора года не было ни одной лётной смены, где бы я не летал строем сам или инструктором, днём или ночью, в том числе и в вариантах при минимуме погоды. Так я знал, что для того, чтобы летать классно, надо летать постоянно на сложные виды подготовки. Комментарии я думаю излишни. Сейчас так не летают...

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   10.12.2021 16:27     Заявить о нарушении