Анзерский, Анзеры - остров, этимология

В грамоте, данной в Нове-Городе Правителями республики
3-ему  Соловецкому Игумену Ионе на владение островов
Соловецких, наименованы оные так: Соловки, Анзеры, Муксами,
остров заячий и безъименные малые островки
Архимандрит Досифей. Географическое, историческое и
статистическое описание ...  Соловецкого монастыря. 1836


1) Общие сведения и краткая история

а) Анзерский (ранее Анзеры, Анзери) — остров  Соловецкого архипелага  (6 больших и и 100 малых островов) Белого моря, территориально относятся к Архангельской области. Площадь — 47 км;, территория  покрыта болотами, поросшими сосной, имеется множество озёр. 
Упоминается под названием "Ванзера"  (сер. XV в.), в первых новгородских грамотах Соловецкому монастырю (осн. в 1429 г.). В грамоте Патриарха  Московского Филарета от  1620 г. (о постройке церкви) - Ванзерский остров; в грамоте царя Михаила Федоровича - Ванзерская пустынь, 1621 г., в  последующих грамотах - Анзерская пустынь.
До образования Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем, во 2 пол. XVI в. здесь жили 70 соловецких монахов, занимавшихся промыслом морского зверя (тюлень), рыболовством (сельдь, семга) и солеварением. Для  них была сооружена церковь Св. Николая (1583 г.) - "имели нужду в службе Божией" (Досифей).  В конце XVI века солеварни закрыли и остров опустел, на нем селились только иноки искавшие пустынножительства, отшельники.

В 1614-1615 гг. преподобный Елеазар Анзерский (ученый монах, написал несколько книг) основал Свято-Троицкий скит; Елеазар - библейское имя — которому помогает Бог. В 1620 году на деньги инокини Марфы (мать царя Михаила Федоровича) в скиту была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя  Михаила Малеина (ок. 894-963); православный святой, основатель  монастырей на Киминской горе (монашеский центр в Вифинии, ныне Турция).

Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в 1635 г.  в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, в 1639 вступил в конфликт со старцем Елизаром, бежал из скита в другой монастырь; в этот период скиту числилось 11 "пустынных старцев".
В 1633 г. царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря  и установил ему ежегодное содержание, а в 1638 году отдал скит под охрану сумского воеводы (Сумский острог, посад, осн. в XV в.).

б) См. подробно; Архимандрит Досифей [Немчинов]. Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. [Ч. 1/2]. – 1836; http://books.e-heritage.ru/book/10094057

в) Современная этимология

* Википедия. Анзерский: "С вепсского языка "А’нзер" переводится как "очень вытянутый остров"". (??? Автор не известен.)

* Л.В. Михайлова. Семиотическое культурное пространство Соловков  "Вепское происхождение топонима вызывает у нас сомнение. ... В вепском языке подобные лексемы имеют  другое значение... Тем более что нет фактических подтверждений проживание на острове Анзер  вепского населения.

2) Исторические источники

а) Летописец Соловецкий (XVIII в.); http://library.karelia.ru/library/html/letsol1.html

Лист 3, (ок. 1452 г.). Пр[е]п[о]д[о]бному Зосиме чюдотворцу, будучи ему в Нове граде, пожаловала Марфа Исакова, посадница новгородская, 4 обжи у Сумы реки на берегу.
Данная грамота преос[вя]щеннаго Ионы, архиеп[и]скопа великаго Нова града и Спскова, и посадников новгородских, и тысяцких, и боляр, и купецких людей, и жителей всех пяти концев пр[е]п[о]д[о]бному чюдотворцу Зосиме на Соловецкий остров и на Анзерский остров, и на Муксалмы, и на Заецкой островы, и на малые островки, и в тех островках на страдомую землю, и на пожни, и на ловища, и на тони, и на лешие озера в вечное владение в Соловецкой м[о]н[а]стырь за осмию печатьми свинцовыми.

б) Владимир Буров. О характере владения островами и статусе Соловецкого монастыря после падения Великого Новгорода  http://www.solovki.info/?action=archive&id=436

1479 г., февраль. Жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича с сыном Иваном Ивановичем Соловецкому монастырю на острова Соловецкий, Анзеры и другие, с подтверждением великого князя Василия Ивановича:
"Се яз, князь великии Иван Васильевичь всея Руси, и сын мои князь великии Иван Ивановичь всея Руси пожаловали есмя манастырь святого Спаса, и Пречистые Его Матери святого Успенья, и святого Николы на Соловкех. Что нам бил челом игумен Феодосеи, а сказывает, островы деи их манастырьские Соловки, и Анзери остров, и Нуксари остров, и Заячии остров, и малые островки, и в тех деи островех земли, и ловища, и тони, и пожни, и лешие озера, и страдомая земля".

г) Национальный корпус русского языка

* Досифей, соловецкий игумен, Спиридон, митрополит Киевский. Жития Зосимы и Савватия Соловецких (1500-1503): "Боляре же вси съ мноз;м обещанием изволиша помогати монастырю святаго и вдаша ему написание на совлад;ние острова Съловецскаго, и к тому другий остров Анзер, отстоя яко десять поприщь от Соловецского острова, и третий остров Муксома, яко три поприща отстоящь".

* П. И. Челищев. Дневник П. И. Челищева (1791): "Скит сей построен на конце выдавшейся из моря в Анзерский остров, версты на три, довольно глубокой, но не широкой Троицкой губы; в известное время ловится в ней очень много семги, и по объявлению господина Ивана Александровича Маркова, каргопольского купца, бывшего монопольного откупщика сельдяных промысл, самая по всему Белому морю изобильная сельдяная ловля".   
* В. И. Немирович-Данченко. Святые горы (1880): "Тени Зосима и Савватия как будто еще бродят в дремучих лесах Анзер и Муксальмы".

3) Топография

а) Карта Белого моря и прилегающих регионов. Из голландского «Нового атласа» (1635 г.). Картограф: Виллем Янсзоон Блау;
Остров Анзер обозначен как Anger.

б) Карта средней части Белого моря 1797 года;
в) Панорама Соловецких островов 1800 года Луки Зубкова (остров Анзерский см. в левом верхнем углу карты); http://www.etomesto.ru/map-arhangelsk_solovki_1800/
г) Современное состояние острова Анзерского; http://www.etomesto.ru/map-arhangelsk_solovki_topo-250m/

4) Обобщение и выводы

а) Логика языка  АНЗЕРы = А+НЗЕРы = корень  Н.З.Р. =  НАЗАР, НАЗАРЕЙ и другие производные.
В России более 80 поселений носящих имена: Назарово, Назаровка, Назарьево и подобных, большинство известны с XVI-XIX вв.

б) Назар, Назареи, Назаретская пустынь

* Википедия. "Назар (уст. Назарий) - мужское имя древнееврейского происхождения, от др.-евр. НАЗАР - "посвятил себя богу". Отметим, что русское имя Назорей зарегистрировано в многочисленных средневековых актах с 1410 г. (см. Нац. корпус русск.языка). Его носили монахи и священники, бояре и дворяне, воеводы и казаки, а также крестьяне и ремесленники.

* ЕЭБЕ/Назорей

ивр. Назорей; (значит собственно — человек, который из-за религиозности избегает известных предметов; ... Суд., 13, 5) — человек, по обету посвятивший себя Богу. ...
По мнению библейских критиков, в древнем Израиле существовал институт назореев по образцу Самсона и Самуила, т. е. пожизненных. Обет давался с целью смилостивить Бога и иметь потомство. Слово НАЗИР означает, по одним: коронованный (по длинным волосам, которые составляли, как бы корону Н.), по другим же — воздержанный (родств. корню ;;;;), или отличающийся от других.

* ЭСБЕ/Назореи в христианстве

Назареи: 1) так первоначально называли иудеи, не уверовавшие во Христа, всех христиан из иудеев, как это видно из Деяний Апост. XXIV, 5. 2) Партия иудействующих христиан, умеренных ревнителей Моисеева закона. Н. в сущности не отступали от общецерковного учения, признавая Иисуса Христа Мессиею и Богом, допуская Его сверхъестественное рождение и пр., но они считали необходимым соблюдение Моисеева закона христианами из иудеев, не придавая ему такого значения для христиан из язычников. Церковь относилась к Н. снисходительно, не считая их в собственном смысле еретиками. Н., в небольшом числе, существовали до IV века.

* ЭСБЕ/Назаретская пустынь — приписанная к Анастасьину-Крестовоздвиженскому м-рю, Костромской губ. и у. Основана в 1864 г.; в 1873 г. в ней устроена сельская лечебница на 6 кроватей.

* Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 29 июня. Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла (1530-1554): "Неронъ рече: "Кто есть Назорей? "Симонъ рече: "Есть град въ Иудеи, иже вамъ противенъ бысть, Назорей той зовомъ, якоже убо Учитель ею оттуду бысть"".

Отметим, что священный христианский город в Израиле  Назарет на иврите носит имя Нацрат;; - ветвь. Имя Назарет получено в результате многочисленных переводов библейских текстов на разные языки, транслитерация (передача слова другим алфавитом) - НаЦрат превратился  в НаЗарет (Ц-З).

в) Имя и термин Назорей были хорошо знакомы русскому крестьянину и дворянину. Библейскую традицию "назарейства" (обет служения Богу) считали как начальную форму христианского монашества. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук. 1:15), который вёл  аскетический образ жизни в пустыне. Представителем назорейства в Деяниях апостолов назван апостол Павел (Деян. 24:5).
 
г) Логика историческая

Монах - член религиозной общины, давший обет (клятву) и ведущий аскетическую жизнь в рамках монашеской общины или в одиночестве, отшельничестве (в скиту).

Известные нам первые жители на Б. Соловецком острове в 1429 г.  - монахи Савватий и Герман. Имена островам Соловецкого архипелага дали монахи - водрузили крест, освятили остров (дали имя);  острова были необитаемы (других источников  нет).
Затем в 1436 г. на остров прибыли монахи Герман (вторично) и Зосима, позже к ним присоединились 22 инока и был основан Соловецкий монастырь.
В  Новгородских грамотах Соловецкому монастырю (сер. XV в.) указывается остров Анзер (ы, и), ранее это имя в источниках не встречается. Очевидно, что Соловецкий архипелаг был назван (освящение - дача имени) монахами, они исследовали острова,  указали эти имена в прошении Новгородскому архиепископу и тем самым закрепили их в истории.

Вывод

Целесообразно рассмотреть термин в связи библейскими образами и терминологией.  Есть  причинно-следственная связь, логическая и историческая  - АНЗЕРы =  термину иврита НАЗАР, НЕЗЕР - назорей, человек давший обет Богу; монах дает обет Богу.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем инсулоним  (остров) в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
АНЗЕРы, и  = А+НЗЕР+Ы, или без гласных Н.З.Р., с гласными НАЗАР, НАЗИР, НЕЗЕР.
Корень иврита Н.З.Р., НАЗАР дать обет воздержания; производные формы НАЗИР  монах, назорей, отшельник, давший обет; НЕЗЕР освящение, священство, освящение себя Богу, назорейство.
 
Общий вид

А+НЗЕР+Ы (и) = ивр. Н.З.Р., НАЗАР дать обет воздержания, монах, назорей + Ы (и)  остров, поморье; т.е. монашеский  или отшельнический остров, что соответствует средневекой социальной, религиозной и исторической действительности.

Источник

* Лексикон по Стронгу; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H5145
Hомер Стронга: H5145. Оригинал: НЕЗЕР. Произношение: нэзэр нэзэр. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5144 - 1. освящение, назорейство; 2. длинные волосы (знак посвящения, назорейства); 3. венец, диадема (царя или первосвященника).

 * См. стронг иврита 5139, 5144, 5145, НАЗАР, НЕЗЕР, НАЗИР;
https://bibleapps.com/hebrew/5144.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 301;
 
б) Библейский образ

* Левит 21:12: "И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение (НЕЗЕР, от НАЗАР, освящение, назорейство) елеем помазания Бога его на нем. Я Господь".

* Судей 13:5: "ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей (НАЗИР, от НАЗАР) Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян".

* Числа 6:8: "во все дни назорейства (НИЗРО, от НЕЗЕР) своего свят он Господу".
Таким образом, используя исторические материалы о заселении острова, связав их с библейской терминологией и образами, мы нашли содержание (смысл) названия АНЗЕРы - остров Монахов или остров Отшельников.

Очевидно, что события связанные с заселением острова в ранний период его освоения связаны с монастырской колонизацией вновь открытых территорий Новгородской республики. Колонизация начиналась с разведки, высылалась группа монахов, которая несколько  лет  изучала возможности жизни на данной местности, описывала ее климатические особенности и  природные богатства. Затем Новгородской архиепископией принималось решение и выделялись необходимые средства для организации нового монастыря. Отметим, что в XV в.  Новгородской епископии принадлежало примерно 25% всех земель Великого Новгорода.

Кишинев, 12.1. 2021 г.


Рецензии