Блок. Я живу в глубоком покое... Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
6. «Я живу в глубоком покое…»
* * *
Я живу в глубоком покое.
Рою днем могилы корням.
Но в туманный вечер – нас двое.
Я вдвоем с Другим по ночам.
Обычайный – у входа в сени
Где мерцают мои образа.
Лоб закрыт тенями растений.
Чуть тускнеют в тени глаза.
Из угла серебрятся латы,
Испуская жалобный скрип.
В дальних залах – говор крылатый
Тех, с кем жил я, и с кем погиб.
Одинок – в конце вереницы –
Я – последний мускул земли.
Не откроет уст Темнолицый,
Будто ждет, чтобы все прошли.
Раздавив похоронные звуки
Равномерно-жутких часов,
Он поднимет тяжкие руки,
Что висят, как петли веков.
Заскрипят ли тяжкие латы?
Или гроб их, как страх мой, пуст?
Иль Он вдунет звук хриповатый
В этот рог из смердящих уст?
Или я, как месяц двурогий,
Только жалкий сон серебрю,
Что приснился в долгой дороге
Всем бессильным встретить зарю?
15 июня 1904
Биографическая основа стихотворения проста: «"( ... ) бездельничанье в умственном отношении, сажание цветов…» (из письма Блока от 15 июня 1904)
Стихотворение продолжает сюжет «Фиолетовый запад гнетет…» – там был показан отряд демонов, про которых сказано, что все они – двойники:
«Каждый душу разбил пополам
И поставил двойные законы.
14 мая 1904»
Здесь тема двойничества раскрыта подробней, вот смотрите: вот он днём, вроде бы, обыкновенный земледелец:
Обычайный [то, что обычно]– у входа в сени
Где мерцают мои образа.
Лоб закрыт тенями растений.
Чуть тускнеют в тени глаза.
сидит себе на завалинке, в тени садовых яблонь, но в углу…
…серебрятся латы,
Испуская жалобный скрип.
В дальних залах – говор крылатый
Тех, с кем жил я, и с кем погиб.
И если позовёт Темнолицый...
(
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
И тогда он поднимет руку -
И - пойму ли, к чему этот знак?
Повинуюсь ли легкому звуку,
Ч то ( )
»
)
…то забрызжут искры и…
«…Брыжжут искры и блещут кольчуги.
Поднимаем на севере прах,
Оставляем лазурность на юге.
Ставим троны иным временам…
14 мая 1904»
Стихотворение входит в один из сквозных сюжетов Блока – «двойничество». Спровоцирован он (или укреплен) несомненно двойничеством образа его Прекрасной Дамы. В Л.Д. Блок видел…
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»…
(Блок. Из неотправленного письма)
Но не мог он не видеть и другого: что его «Любочка» всячески противится этой роли, что «Любочка» противостоит его миссии, что её стремления противоположны его цели:
«И мнилась мне Российская Венера,
Тяжелою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица — спокойная мечта.
Она сошла на землю не впервые,
Но вкруг нее толпятся в первый раз
Богатыри не те, и витязи иные…
И странен блеск ее глубоких глаз…
29 мая 1901. С. Шахматово»
В этом стихотворении мы и видим одного из «иных витязей».
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Но в туманный вечер - нас двое» и след. - Тема "темного" двойника появляется у Блока уже в 1901 г. (см., напр., стих. "Двойнику" - т. 1 наст. изд., "Мы, два старца, бредем одинокие ... " - т. 1 наст. изд., и др.). О двойничестое у раннего Блока см. коммент. к стих. "Неотвязный стоит на дороге ... " (1901)- т. 1 наст. изд.
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«Неотвязный«» - мотив "двойничества" впервые реализован в образе соперника (cр. коммент. к стих. "Ты страстно ждешь. Тебя зовут ... "). Называя в дневнике от 30(17) августа 1918 г. основные образы своей лирики конца 1901 г., Блок писал: «Появился мороз( ... ), "неотвязный" и царица ... »
Конфликт лирического "я" и его двойника "неотвязного"- рисуется в духе "гностических" стихотворений Вл. Соловьева ("У царицы моей есть высокий дворец ... ", 1876, "Три подвига", 1882, и др.), где герой должен спасти Царицу ("Подругу Вечную") от объятий Хаоса.
]
- «Я вдвоем с Другим по ночам». - Другой - на эзотерическом языке "младших
символистов"- антихрист. Ср. в письме А. Белого Блоку от 6 января 1903 г.: «Тут о
самоутверждении в Нем и не в Нем - т.е. в "другом". Тут - скажу избито- о Христе и Антихристе» (Блок и Белый. С. 9).
- «Обычайный - у входа в сени» ... и след. - Ср. в стих. "Пытался сердцем отдохнуть я ... ", 1902; т. 1 наст. изд.: "И в этот час в пустые сени// Войдет подобие лица".
- Из угла серебрятся латы( ... ) Только жалкий сон серебрю ...» - О символике серебра см. коммент. к стих. "Ты оденешь меня в серебро ... ", 14 мая 1904. ...
[
"символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет («…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Серебро в русском фольклоре-символ лунного света (Афанасьев,/. С. 194-197), также связанный с темами болезни, утраты, смерти (см.: Истолкование снов по астрономии, происходящих по течению Луны. М., 1768). Ср.: "Милый воин не вернется, // Весь одетый в серебро ... " ("Песня Офелии", 1899; т. 1 наст. изд.); "Выносили серебряный гроб ... " ("Целый год не дрожало окно ... ", 1903; т. 1 наст. изд.); "Поздно встретимся у гроба// На серебряном пути ... " ("Так. Я знал. И ты задул ... ", 1903; т. 1 наст. изд., и др.).
Ср. также об этом в письме Белого Блоку от 8 апреля 1904 г. (Блок и Белый. С. 81)
[
Белый А. - Блоку А., 8 апреля 1904 г
Я хочу забыть, я хочу быть не человеком, а "существом", вот что спасет людей и вольет свежую волну в их души.
Цветов, цветов - ландышей! Мы будем бродить в лесах. Струевое серебро заблещет звоном между осоками. Мы укроем безумие в холодном серебре. Мы опояшемся серебряной лентой и, молясь, прострем ее, как орарь. Мы поймаем луну - маленький, горький кружок, - в зеркальный орарь и спрячем серебряную ленту вместе с луной между травами.
]
]
«... Образы рыцарских доспехов ранее встречаются в стихотворениях "Валкирия (На мотив из Вагнера)", 1900 и (без явного вагнеравского колорита) "Дали слепы, дни безгневны ... " (т. 1 наст. изд.).
- «Не откроет уст Темнолицый ...» - Появление этого образа в лирике Блока
В. Брюсов связывал с вторжением демонического начала: «( ... ) появляется в стихах Блока некто "Темнолицый", неизбежно приходит к поэту в часы сумерек - томит его страхом темных предчувствий>> (Брюсов В. Александр Блок// РМ. 1912. N2 1. С. 31. 3-я паг.).
Вероятный источник образа- стих. З.Н. Гиппиус "Мертвая заря" ("Пусть загорается денница ... "): "И клонит долу грех великий ( ... ) И кто-то жадный, темноликий// Ко мне приходит по ночам" (Гиппиус 3. Собрание стихов. 1889-1903. М., 1904. С. 83). Приведенный отрывок Блок цитирует в письме к Е.П. Иванову от 28 июня 1904 г.
- «Раздавив похоронные звуки ...» и след. - Ср. образ "погребальных" часов в стих. Ф.И. Тютчева "Бессонница" ("Часов однообразный бой ... "): "Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас".
- «Или гpoб их, как страх мой, пуст?» - Ср. образ "пустой одежды" невидимого
демонического персонажа в стих. "Здесь ночь мертва. Слова мои дики ... ", 1903- т. 1 наст. изд. Образ пустого гроба традиционен для предромантической и романтической литературы.
[
«Здесь ночь мертва. Слова мои дики.
Мигает красный призрак — заря.
Наутро ввысь пущу мои крики,
Как белых птиц на встречу Царя.
Во сне и в яви — неразличимы
Заря и зарево — тишь и страх…
Мои безумья — мои херувимы…
Мой Страшный, мой Близкий — черный монах…
Рука или ветер шевелит лоскутья?
Костлявые пальцы — обрывки трав…
Зеленые очи горят на распутьи —
Там ветер треплет пустой рукав…
Закрыт один, или многие лики?
Ты знаешь? Ты видишь! Одежда пуста!..
До утра — без солнца — пущу мои крики.
Как черных птиц, на встречу Христа!
9 января 1903»
]
- «Всем бессильным встретить зарю?» - Эпоха "зорь" для Блока (и А. Белого) -
1901-1902 гг., время мистической веры в "новую жизнь" (см. об этом в т. 1 наст.
изд.).
[
Ссылки на конкретную страницу нет. Читайте весь том. В принципе так и надо. Но вот мои три цитаты из других источников:
Андрей Белый:
«...эпоху, подобную первохристианской, переживали па рубеже двух столетий; античность, ушедшая в ночь, озарилася светом сознания нового; ночи смешались со светом; и краской зари озарилися души под "северным небом".
В 1900-1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы - теории символизма; переменялись гипотезы; факт - оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно».
Александр Блок в дневниках 18-ого года вспоминал про весну 901-ого:
«...началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок («Были и небылицы о Блоке и о себе»):
«Я жила интенсивной духовной жизнью. Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко».
]
»
Свидетельство о публикации №221011200864