Блок. Я живу в глубоком покое - прочтение

«Я живу в глубоком покое…»



                * * *   

                Я живу в глубоком покое.
                Рою днем могилы корням.
                Но в туманный вечер – нас двое.
                Я вдвоем с Другим по ночам.

                Обычайный – у входа в сени
                Где мерцают мои образа.
                Лоб закрыт тенями растений.
                Чуть тускнеют в тени глаза.

                Из угла серебрятся латы,
                Испуская жалобный скрип.
                В дальних залах – говор крылатый
                Тех, с кем жил я, и с кем погиб.

                Одинок – в конце вереницы –
                Я – последний мускул земли.
                Не откроет уст Темнолицый,
                Будто ждет, чтобы все прошли.

                Раздавив похоронные звуки
                Равномерно-жутких часов,
                Он поднимет тяжкие руки,
                Что висят, как петли веков.

                Заскрипят ли тяжкие латы?
                Или гроб их, как страх мой, пуст?
                Иль Он вдунет звук хриповатый
                В этот рог из смердящих уст?

                Или я, как месяц двурогий,
                Только жалкий сон серебрю,
                Что приснился в долгой дороге
                Всем бессильным встретить зарю?
                15 июня 1904

     Биографическая основа стихотворения проста: «"( ... ) бездельничанье в умственном отношении, сажание цветов…» (из письма Блока от 15 июня 1904)
Стихотворение продолжает сюжет «Фиолетовый запад гнетет…» – там был показан отряд демонов, про которых сказано, что все они – двойники:

                «Каждый душу разбил пополам
                И поставил двойные законы.
                14 мая 1904»

     Здесь тема двойничества раскрыта подробней, вот смотрите: вот он днём,  вроде бы,  обыкновенный  земледелец:

                Обычайный – у входа в сени
                Где мерцают мои образа.
                Лоб закрыт тенями растений.
                Чуть тускнеют в тени глаза.

сидит себе на завалинке, в тени садовых яблонь, но в углу…

                …серебрятся латы,
                Испуская жалобный скрип.
                В дальних залах – говор крылатый
                Тех, с кем жил я, и с кем погиб.

И если позовёт Темнолицый, то забрызжут искры и…

                «…Брыжжут искры и блещут кольчуги.
                Поднимаем на севере прах,
                Оставляем лазурность на юге.
               
                Ставим троны иным временам…
                14 мая 1904»

 
     Стихотворение входит в один из сквозных сюжетов Блока – «двойничество».   Спровоцирован он (или укреплен) несомненно двойничеством образа его Прекрасной Дамы. В Л.Д. Блок видел…
     «…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»…
(Блок. Из неотправленного письма)
     Но не мог он не видеть и другого: что его «Любочка» всячески противится этой роли, что «Любочка» противостоит его миссии, что её стремления противоположны его цели:

                «И мнилась мне Российская Венера,
                Тяжелою туникой повита,
                Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
                В чертах лица — спокойная мечта.

                Она сошла на землю не впервые,
                Но вкруг нее толпятся в первый раз
                Богатыри не те, и витязи иные…
                И странен блеск ее глубоких глаз…
                29 мая 1901. С. Шахматово»

     В этом стихотворении мы и видим одного из «иных витязей».


Рецензии