Фото Дома, моего детства, - вызвала настольгию. 1
На старой фотографии наш с мамой дом, построенный для учителей школьного городка деревушки Черная. Она приютилась в предгорьях Урала на маленькой
Жд. площадке «Увалы», что в 6 километрах от города Краснокамска и в 60–ти километрах от города Пермь, на железнодорожной магистрали от Москвы до- Перми и далее на Дальний Восток.
Эта деревушка известна теперь тем, что в 1941 г. приютила кроме нашей семьи, еще и детей писателей блокадного Ленинграда - (Лагерь Литфонда), в котором работала моя мама, а в ее 4-м классе учился, (вместе с другими воспитанниками лагеря), тогда еще просто Миша, будуший киноартист и кинорежиссер Михаил Михайлович Казаков.
Этот дом, стали строить для учителей в 1944 году, а закончили, когда уже Ленинградцы уехали. В опустевшие два школьных здания поселили детский дом. Уж очень много война наплодила сирот.
И снова моей маме пришлось работать в две смены - и в школе и в детском доме, учителей в сельской местности не хватало.
Нам с мамой, по жребию, досталась квартира на втором этаже с окнами на школьный городок. Под нами в квартиру въехали две молодые, незамужние учительницы. Квартиру эту использовали как общежитие.
Рядом с нами, на втором этаже (через стенку), заселились молодожены, фронтовик Владимир Петрович Мальцев- военрук школы, а его жена Валентина Петровна, она была моей учительницей по русскому языку.
В квартире на первом этаже (под четой Мальцевых), поселились Кислицыны, учительница математики с тремя детьми: с сыном Вовкой, и дочерями Люсей и Томкой.
Они и стали моими товарищами по играм и свободному времяпровождению. Война, у них и у меня, да и почти у всех наших сверстников, забрала отцов, и это нас всех сближало.
Мы, в те послевоенные годы, жили трудно: скудно питались, носили одежду перешитую из старых вещей невернувшихся отцов. Но если у кого-то появлялось что-нибудь вкусненькое, обязательно делись с друзьями.
Старший из детей Кислициных Володя, рано повзраслевший, был старше меня года на 4. Его сестра Люся, спокойная и серьезная девочка, была мне ровесница. Томка - года на 2 меня младше, девочка бойкая, всегда с не просыхающим носом, и толстушка, вечно путалась у нас под ногами.
Вот такое детское сообщество создалось при одновременном заселении этого учительского дома.
Планировка квартир была у всех одинаковая: вход через просторные сени, из них дверь в жилое, почти квадратное помещение, в котором в центре была печь-плита с духовкой и с чугунными конфорками.
Кухоньку и комнату, разделяла легкая, из тонких досок заборка, не доходящая до потолка.
В кухоньке было одно окно, а в комнате, было 3 окошка: одно смотрело на школьный городок, а два других, на крыши домов улицы спускающихся от окраины деревни с кладбищем, через школьный городко по главной уице деревни к желелзнодорожной насыпи.
В первую же суровую зиму 1946 год, (с морозами до – 42 градуса), квартира показала себя очень теплой. В печке была хорошая тяга, она топились дровами и хорошо держала тепло. А печь первого этажа добавляла нам тепла от своего дымохода, проходящего через нашу квартиру.
Раньше, начиная с 1941 года, нам с мамой приходилось ютиться на частных квартирах в избах колхозников, или в школьных пристройках, и вот, мы на конец - то получили , хоть и казенную, но отдельную, теплую квартиру с электрическим освещением. Это было, конечно, событие!
А то, что туалет был один для всех в деревянном сооружении во дворе, нам не казался минусом, так в Черной жили все.
Так как маме приходилось работать на две смены, то после школы я оставался без присмотра. И Мама договаривалась, чтобы после школы я ходил в младшую гроуппу лагеря Литфонда, а когда лагерь уехал, - в группу детского дома.
Успехи мои в школе были средние - "троешник". Маме некогда было проверять мои домашние задания. Каждый вечер она засиживалась до поздна над проверкой тетрадей своих учеников и написания планов на следующий день.
А еще маме нужно было наколоть дрова, истопить печку, принести из колодца пару ведер воды, приготовить еду.
Конечно, я доствку воды и колку дров брал на себя, но у мамы все равно было мало времен для отдыха.
Выход был найден, получив квартиру, мама пригласила к нам жить беженку, женщину лет 60-ти, окончившую гимназию, потерявшую во время войны родню. Она жила тем, что ходила и нанималась в соседних деревнях в няньки.
Таким образом, у меня появилась бабушка Софья Григорьевна Боровкова.
Она стала во-время меня кормить и проверять выполнение домашних заданий. И я быстро превратился из «троечника» в «хорошиста».
Продолжеие будет.
Свидетельство о публикации №221011401855