Расплата за беспечность

     Мемориалы и памятники, посвященные павшим в годы Великой Отечественной войны, устанавливались когда-то по всей территории Советского Союза. Один из таких памятников есть в молдавском городе Бельцы в районе Северного вокзала. Это памятник воинам-железнодорожникам, погибшим в ночь с 17 на 18 июня 1944 года во время бомбардировки вражеской авиацией. На памятнике указаны 9 фамилий: Т. П. Коннов, П. П. Никуленко, С. Т. Новикова, Н. К. Новицкий, П. Я. Панкратов, И. В. Светлиснев, С. М. Скуратов, И. В. Слизенко, И. Н. Сусляев.

     Однако это не единственные жертвы – кроме них, на станции погибло и много других людей. Что же произошло в ту ужасную ночь? Обратимся к документам военного времени. Вот что можно прочитать в одном из них (текст слегка отредактирован – авт.):   

     «В ночь с 17 на 18 июня 1944 года авиация противника произвела массированный налёт на железнодорожную станцию Бельцы. Налёт был произведен в два этапа.      
     Начало первого этапа с 23 часов 9 минут 17 июня 1944 года до 00 часов 10 минут 18 июня 1944 года.
     Начало второго этапа с 2 часов 40 минут до 3 часов 45 минут 18 июня 1944 года.
     В первом этапе налёта участвовало до 60 бомбардировщиков противника, из них 30 Ю-88 и 30 Хе-111.
     Пролет линии фронта с юга, с направления Яссы через Фалешты, вдоль железной дороги на Бельцы.
     Строй четверок развернутый.
     В 23 часа 9 минут четыре самолёта Хе-111 развернутым фронтом с интервалом 50-75 метров, заходом с севера, прошли над железнодорожной станцией Бельцы, сбросили до 30 осветительных и до 100 зажигательных бомб.
     От сброшенных зажигательных бомб, на станции Бельцы возникли пожары. Через 2-3 минуты после пролёта четверки, по тому же маршруту прошла пара Хе-111, которая сбросила до 10 осветительных бомб в местах плохо освещенных ранее сброшенными осветительными бомбами и до 50 зажигательных бомб.
     Вызванные зажигательными бомбами пожары освещали цель снизу, а до 40 осветительных бомб – сверху, таким образом, цель была ясно видна.
     Через 1-2 минуты после пролёта пары началось действие основной группы бомбардировщиков.
     Подойдя к станции Бельцы с юга, бомбардировщики стали на большой круг и заходом на цель одновременно с четырех сторон круга по одному самолёту, начали производить бомбометание. Самолёты, сбросившие бомбы, становились снова в круг, уступая место следующей четвёрке и так далее.
     Каждым самолётом произведено по 2 захода. Первыми проходили Ю-88, за ними Хе-111. По окончании бомбометания, группа противника ушла по тому же маршруту на юг вдоль железной дороги.
     В первом этапе сброшено противником до 40 осветительных бомб, 150 зажигательных бомб и 150 бомб весом 500 и 250 кг.
     В 2 часа 40 минут по тому же маршруту группа из 20 бомбардировщиков Ю-88 вторично произвела бомбометание по той же цели.
     Заходя вдоль железной дороги курсом 270 градусов, 3-4 самолётами одновременно производилось бомбометание. При втором налёте было сброшено 10 осветительных бомб, до 150 зажигательных бомб и мелких бомб, 80 бомб крупного калибра, – 500-250 кг.
     Все самолёты во втором налёте произвели по 2-3 захода.
     Уход группы произошел по тому же маршруту.
     Бомбометание в первом и втором этапах – с высоты 2.000-4.000 метров.
     До 5% сброшенных бомб были замедленного действия, с замедлением от 1 до 6 часов.
     К 13 часам 18 июня 1944 года в районе объекта находилось 8 невзорвавшихся бомб крупного калибра».

     При прочтении этих строк, обращает на себя внимание слаженность и четкость действий самолётов противника – они действовали, как на полигоне. А наносили удар лётчики «Хейнкелей-111» 27-й бомбардировочной эскадры «Бельке», умудрившиеся 90% бомб сбросить точно на территорию станции, на которой среди прочих, находились два эшелона с частями 103-й танковой бригады.

     В результате, на станции Бельцы было уничтожено до 200 груженных вагонов, в том числе сгорели цистерны с горючим. Один эшелон с автомашинами 103-й танковой бригады был сожжен полностью, при этом сгорели 6 спецмашин, 21 грузовик, 2 легковых автомобиля. Огнем были объяты также несколько платформ с боевой техникой, однако не менее 15 танков и 9 вагонов с грузами воинам удалось спасти. Уничтожен был склад боеприпасов, склад ГСМ, склад имущества связи, много имущества и снаряжения, повреждены все пути, разбито паровозное депо, убито и ранено до 100 человек.

     А какими же были действия и результаты противовоздушной обороны? Один из наших ветеранов-зенитчиков вспоминает те события так: «Всю ночь был большой массированный налёт на Бельцы. Всю ночь мы вели огонь. Не сомкнули глаз, но задачу выполнили».

     Правда, документы повествуют об этом не столь оптимистично: «Зенитный огонь нашей зенитной артиллерии вёлся интенсивно, на разных высотах, но безрезультатно».

     В общем, части 12-го корпуса ПВО, в том числе 211-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, отразить налёт не смогли и ни одного вражеского самолета не сбили. Но они хотя бы могли сказать в своё оправдание: «Мы стреляли».

     Зато истребителям сказать было нечего – в отражении налёта они участия не принимали. А ведь ещё раньше, для охраны станции Бельцы командование истребительной авиации ПВО предлагало свою помощь в виде авиачастей с пилотами, обученных ведению ночных боев. К сожалению, командование фронтовой авиации самонадеянно посчитало, что справиться с прикрытием станции с воздуха сможет своими силами, без привлечения истребителей ПВО.   

     Однако из сотен лётчиков, с трудом удалось наскрести горстку пилотов, имевших навыки ночных полетов. В итоге, патрулировавшие той злосчастной ночью в течение 3-х с половиной часов над Бельцами два истребителя Як-9 фронтовой авиации помешать налёту не смогли. Как сухо и кратко отмечено в Журнале боевых действий: «Воздушных боев и расхода боеприпасов не было».

     Разумеется, командующий 2-м Украинским фронтом маршал И. С. Конев сделал соответствующее строгое внушение командиру 4-го истребительного корпуса генерал-майору авиации И. Д. Подгорному и командиру 7-го истребительного корпуса генерал-майору авиации А. В. Утину за слабое освоение ночных полётов. А что толку-то? Ведь важный железнодорожный узел был выведен из строя, множество боевой техники и прочих воинских грузов было уничтожено. Погибло и пострадало много людей. Такой была расплата за самонадеянность и наше вечное «авось»…


Рецензии
Если бы знал, где упадешь, подстелил бы соломки...
Тем и страшна война.
Всем мира.
Я поняла, что Вы делаете.

Галина Борбат   25.01.2021 23:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, уважаемая Галина!

Олег Каминский   26.01.2021 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.