Четыре роковых события в истории моего рода

Известная мне история рода началась вместе с 20-м веком. Поворотными для меня, моих дедов и родителей стали пять событий - столыпинская реформа 1906 года, революция 1917 года, репрессии 30-х, война 1941 - 1945 и распад СССР в 1991-м. Они круто изменило  жизнь моего рода, раскидали нас по свету, одних – возвысили, иных смели  с лица земли.

Фёдор Ладыгин, мой дед по матери, был родом из под Смоленска, деревня Ладыгино. Родился он, думаю, году в 1890-м. В Сибирь попал вместе с родителями по столыпинскому указу после 1906 года. Земли получили много.
 
Фёдор вырос, женился на переселенке Петровой - обрусевшей эстонке из под Нарвы, моей бабушке. Семья у Федора была большой – три девки и сын.  Моя мать  Валентина родилась в 1915-м году в деревне Ново Александровке (Листвяжное) Манского района Енисейской губернии. С детства она освоила крестьянский труд  – пахать, таскать, сеять, огородничать. Позже, попав в город, так и осталась крестьянкой и жила огородом при муже и без него.

В первую мировую Фёдор воевал. Революцию 1917-го пережил солдатом. К 19-му году вернулся домой живым-здоровым, но озлобленным и набожным. Крестьянствовал - трудился от зари до зари, растил детей, сколотил крепкое крестьянское хозяйство с пашней и скотом, поставил амбары.
Его жизнь могла бы стать счастливой. Но советская власть распорядилась по иному.

Первый удар от революционной власти семья Ладыгиных приняла в начале 20-х. Продотряд отнял у семьи всё зерно. Матери было около шести лет. Пока экспроприаторы бесчинствовали, она тайком уволокла мешок овса в лес, тем и спасла семью от голода.

Второй удар революционная (уже советская) власть нанесла роду в начале 30-х. Матери в ту пору было около 15 - 16 лет. Фёдора, церковного старосту,  якобы за проклятия в адрес Советов арестовали и отправили в лагерь. Там, на ветру, дёргая лён, он простудился и его отпустили домой помирать, где он надрывно кашляя и помер.

Смерть деда Федора стала непоправимой утратой для семьи Ладыгиных. Семья распалась, дети разлетелись по свету, Фотография Фёдора в семье не сохранилась.
Мать окончила 7 классов и ушла из семьи. Училась на библиотечных курсах, работала в сельском клубе.

Там же в сельском клубе оказался и молодой Сенька Ржевский, мой будущий отец. Он был избачом – то есть распространителем газет и новостей для населения.
При его рождении деревенский поп назвал его чернявого цыганёнка, сына тверича и оседлой таборной цыганки, библейским именем Семион. В управе его записали как Семён. А в семье его называли по деревенски - Сенька.

Сенька и Валя познакомились и году в 1934-м поженились. Валя называла муже Сеней.

Думаю, моя мать, дочь врага народа,  долго скрывала от меня истинную биографию своего отца, моего деда Фёдора. Она панически боялась власти, люто ненавидела коммунистов, скрывала это до времён Ельцина, долгое время скрывала от меня семейную драму и, тем самым, хранила меня, внука врага народа, от бед. А ведь вплоть до конца 50-х было положено указывать в анкетах сведения о родственниках – врагах народа.

В рассказах моей матери об отце Фёдоре очевиден провал в событиях 20-х – 30-х. Об их сути я могу лишь догадываться. Пройдя в первую мировую и в годы революции суровую школу жизни, претерпев после революции притеснения крестьян со стороны власти Советов, Федор если и не стал на путь борьбы с Советами, то, по крайней мере, относился к ней враждебно. Но, думаю, Фёдор не уклонялся от сопротивления ей. Оно имело разные формы – от неповиновения до участия в крестьянских бунтах. Недаром в начале 20-х в Сибири долгое время власть держал Колчак, а позже против Советов воевали повстанческие отряды солдат и крестьян.
Видимо, за всё это Фёдор и был репрессирован в ~1932-м.

Во время войны 41-45 гг. отец работал зоотехником в воинской части под Красноярском. Он был сильным, работящим, но - нестроевым из-за жестокого плоскостопия. Да ёщё и мать-цыганка подучала придуриваться, чтобы сынок от войны откосился. Иногда его призывали, но вскоре отпускали. А братья его все воевали и героями стали.

Мать занималась детьми и домашним хозяйством.

Однажды отец заготавливал сено для лошадей. Сено возили машинами. Одну из них отец завернул к своей матери - там голодала кормилица-корова.
На отца настучали. Ему позвонил родственник из ГПУ и предупредил, что готовится арест. Отец с семьёй стал мотаться по краю, спасаясь от ареста. И наконец в 1945-м семья собрала пожитки и махнула из заснеженной Сибири в тёплые места на Украину.   

События 90-х годов круто изменила мою жизнь. Но это - отдельный рассказ.


Рецензии
Советская власть, якобы народная, разоряла, ломала семьи, судьбы простых людей. Народ не жил, а выживал как мог. Мне родители рассказывали, как они выживали. А страх, недоверие к властям у них были до самой смерти.

Надежда Дьяченко   15.10.2021 11:24     Заявить о нарушении
Вы, с точки зрения информированности простого человека того времени, правы. Но кроме СССР было ещё враждебное внешнее окружение, мировая конкуренция и задача власти сохранить государство для народа. Обо всём этом простой человек, видящий не дальше кончика носа, не знал и не догадывался.
Вот и моя мама была такой же. Но я не стал её переубеждать. Земля ей пухом. Но для меня, знающего, земля кажется жёсткой.

Евгений Семёнович Ржевский   11.01.2022 18:18   Заявить о нарушении
Враждебное окружение было и у Российской Империи и сейчас. Однако ни тогда, ни в настоящее время руководство страны не уничтожает свой народ по причине того, что кто-то где-то не так сказал или подумал, по классовому признаку, из-за не той национальности и прочих надуманных причин.

Прочитала ваше резюме. При вашем широком образовании, я так думаю, вы читали работы Маркса, Энгельса, Ленина.
Основоположники рассказывают почему ненавидят Россию, русских. Они советуют остановить ее развитие РИ при помощи революции. А Ленин дает практические рекомендации по уничтожению народа. Вот небольшая доля тех работ, где коммунистические вожди очень откровенно объясняют свои намерения.

1) Энгельс Ф. Демократический панславизм // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание 2. – М., Государственное издательство политической литературы. – 1962. – т. 6.
2) Энгельс Ф. Переписка Маркса и Энгельса // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание 2, том 31 – М., Государственное издательство политической литературы. – 1963.
3) Энгельс Ф. О социальном вопросе в России // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание 2, том 18 – М., Государственное издательство политической литературы. – 1962.
4) Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание 2, том 22 – М., Государственное издательство политической литературы. – 1962.
5) 1908 г. Уроки Коммуны. - ПСС, т. 16, с. 451-454. В.И.Ленин ПСС т.16 УРОКИ КОММУНЫ, стр. 452-454.
6) Телеграммы Ленина, опубликованные в ПСС Ленина, изд.5, том 50, изд 1970 г, начиная со стр. 143.

Надежда Дьяченко   13.01.2022 00:34   Заявить о нарушении
Что-то я не понял что вы сказали. Так уничтожает руководство страны (России) свой народ или нет?

Евгений Семёнович Ржевский   13.01.2022 18:41   Заявить о нарушении