Этимология слова инаугурация

Введение

Официально считается, что термин «инаугурация» ведёт своё начало от гадания авгуров по полёту птиц в предсказании будущее. Однако, следует разделять гадания по полёту птиц, которые проводили гаруспики (авгуры-ауспицы), гадания на печени и гадания на яйце, которые проводили авгуры. Причём гадание на яйце было наиболее популярным, о чём говорят памятники знаменитым этрускам на их погребениях. В чём же истоки инаугурации ?
 «Небезынтересно также, что на древнеарамейском языке "агур" значит "журавль". В Ветхом Завете это слово встречается дважды: в Книге Иеремии, 8:7 - в своем прямом значении "и горлица, и ласточка, и журавль знают время, когда им прилететь", и в Книге Притчей, глава 30 которой записана со слов Агура, сына Иакея из Массы. И в одном из стихов слова Агура парадоксальным образом относятся непосредственно ко вступлению правителя в должность.
Редьярд Киплинг использовал этот стих в качестве эпиграфа к одной из своих баллад
.
The Servant When He Reigneth
"For three things the earth is disquieted, and for four which it cannot bear. For a servant when he reigneth, and a fool when he is filled with meat; for an odious woman when she is married, and an handmaid that is heir to her mistress." Proverb XXX. 21-22-23.Баладу в 1986 году перевел замечательный ученый биофизик и поэт, основатель кафедры биофизики физического факультета МГУ Лев Александрович Блюменфельд, и положил на музыку Сергей Никитин.

Раб, который стал царем
"От трех трясется земля, четырех она не может носить: Раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей."
Книга притчей Соломоновых Гл. 30, стихи 21-23

Три вещи в дрожь приводят нас,
Четвертой -- не снести.
В великой Kниге сам Агур
Их список поместил.

Все четверо -- проклятье нам,
Но все же в списке том
Агур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.

Коль шлюха выйдет замуж, то
Родит, и грех забыт.
Дурак нажрется и заснет,
Пока он спит -- молчит.

Служанка стала госпожей,
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царем!

Он в созиданьи бестолков,
А в разрушеньи скор,
Он глух к рассудку -- криком он
Выигрывает спор.

Для власти власть ему нужна,
И силой дух поправ,
Он славит мудрецом того,
Кто лжет ему: "Ты прав!"

Он был рабом и он привык,
Что коль беда пришла,
Всегда хозяин отвечал
За все его дела.

Когда ж он глупостью теперь
В прах превратил страну,
Он снова ищет на кого
Свалить свою вину.

Он обещает так легко,
Но все забыть готов.
Он всех боится -- и друзей,
И близких, и врагов.

Когда не надо -- он упрям,
Когда не надо -- слаб,
О раб, который стал царем,
Все раб, все тот же раб.» [1]
Хотя этимология слова «авгур» автора «Странника» спорная, но стихи Киплинга наводят на размышления. Подчас, мы сами выбираем себе в правители тех, кто рабского происхождения и мышления, но умело маскирующиеся под спасителей отечества и которые, используя наши слабости и менталитет, делают нас рабами.
Рассмотрим ритуал инаугурации в исторической перспективе подробнее через этимологию слова.

Этимология

Инаугурация
«Инаугура;ция, или инавгура;ция (от лат. augures «авгур» через inaururo «гадать по полётам птиц») — ритуал торжественной церемонии вступления в должность главы государства. В основе ритуал заимствован из церемоний коронации монархов, однако в современных монархиях коронация вытеснена менее формальной инаугурацией (за исключением Великобритании).» [ВП]
«Якобы лат. слово от рус. успех. Прорицанием успеха римские жрецы-птицегадатели (аугуры) занимались путем слежения за полетом птиц по причине созвучия русского слова успех с лат. avis "птица" + specio "наблюдать". Аугур происходит от augurium "наблюдение и толкование примет", которое идет от обратного прочтения ар. ;;;;  мураггих;"предположитель", производное от ;;; раггах; "говорить предположительно, высказывать предположение", ср. ;;;; 'аргах; "предпочтительный", "наиболее вероятный".» [ЭСВ]
В Древнем Риме существовал метод гадания на печени жертвенного животного, который проводила особая каста жрецов, называемая авгурами. Однако существовал метод авгуров, который позволял без убийства животного производить предсказания. Этот метод называется «оскопия» (или «овоскопия», где ово-скопия /ово – яйцо (лат.), скоп – смотрю (греч.) – наблюдение за яйцом, в отличие от «ауспиции» – наблюдение за птицами). В овоскопии яйцо заменяет священное животное исследованием вскрытого яйца подобно изучению требухи. Этот метод такая же древняя процедура, и может быть еще древнее изучения требухи животного. Древние авгуры не использовали его, потому, что вы не можете делать большое публичное выступление из разбивания яйца. Этот метод аналогичен современной частной практике гадания (по научному экстросенсорика) и поэтому он был так популярен среди социума и именно поэтому метод овоскопии не имел научного обоснования, как феномен частной практики.
Смущает одно, это терминология, которая была принята в научном мире по поводу гадания, где гаруспики – гадатели на печени жертвенного животного, а авгуры – гадатели по полёту птиц. Но у гадателей на яйце нет общего термина, хотя на подавляющем числе саркофагов на погребениях знатных этрусских граждан изображен мужчина (или женщина  !) с атрибутами овоскопии: тарелкой и яйцом. Почему так ?
Это наводит на мысль, что существует  определенная путаница в терминологии жрецов-предсказателей будущего.
«Ауспиции (лат. ед. ч. auspicium, от avis - птица и specie - смотрю, наблюдаю), в Др. Риме гадания по наблюдениям за полётом и криком птиц, за небесными явлениями, за едой священных кур и т. д. А. совершались высшими магистратами перед началом важного государственного акта. Толковались А. жреческой коллегией авгуров» [БСЭ]
Есть мнение и я с ним согласен, что термин «авгуры» не имеет точного определения.
«Этимология слова авгур неясна. Ее возводят либо к augeo, и тогда в авгуре видят жреца, который спрашивал благословение, либо к avis («птица») и одному из корней от слов garrio («болтать»), gustus («вкус») или gero («вести себя»). Интересно, что Плутарх (QR. 72) приводит в хронологической последовательности два термина, которые обозначали птицегадателя: сначала ауспик, потом авгур. Эту последовательность появления терминов принял А. Буше-Леклерк и предположил, что изначальной формой дивиниции были ауспиции, а позже появились авгурии» [2].
Есть вариант происхождения «авгура» от кельского слова gur - «мужчина». Тогда уж cur - «кур», т. е. «петух». Что более правдоподобно.
Другой вариант. Если in-auguro – 1) совершать ауспиции, гадать по полёту птиц; 2) освящать ауспициями (отсюда инаугурация – посвящение в сан); 3) посвящать.
Тогда auguro – не посвящать, обращать в тайну свои специальные знания. И это не обязательно касается ауспиций.
«Таким образом, если оставить в стороне все нюансы объяснений содержания этих терминов, можно констатировать явное этимологическое различие между ауспициями, которые означали наблюдение за птицами, и авгуриями, представлявшими собой аугментативные обряды. С таким пониманием обоих терминов согласуется древний религиозный закон, который предписывал авгурам, в первую очередь, освящение виноградников и молодых побегов. Эти действия, вероятно, предназначались для поддержания и увеличения плодородия почвы, здоровья урожая и сохраняли связь с культом плодородия» [2].
Так обречённо констатирует автор статьи об авгурах и ауспициях. Итак, авгурии является аугментативным обрядом. И это тоже не обязательно связано с полётом птиц.
Совершенно очевидно, что слово авгур этимологически связано с названием перелётных птиц аиста и журавля, наименованием пеласгов – догреческого народа, проживающего в бассейне Средиземного моря, а также с именем императора Августа.
Авгуры
«Авгуры (Augures), в Древнем Риме одна из древнейших жреческих коллегий, толковавшая волю богов на основании ауспиций. По древнеримскому преданию, учреждена Ромулом; в 300 до н. э. насчитывала 9 чел. (из них 5 плебеев); при Ю. Цезаре число А. возросло до 16. Принадлежность к А. высоко ценилась римскими аристократами, т. к. давала возможность влиять на законодательство. С течением времени деятельность А. превратилась в формальную процедуру, при совершении которой, по сообщению Цицерона, А. с трудом удерживались от смеха, т. к. сами не верили в неё.» [БСЭ]
«Аисты (Ciconiidae), семейство птиц отряда голенастых. Голосовые связки у А. не развиты, они не имеют голоса. 11 родов, объединяющих 17 видов (марабу, ябиру и др.). Распространены главным образом в тропической, субтропической и умеренных зонах. В СССР - 2 вида из рода Ciconia: белый А. (С. ciconia) и чёрный А. (С. nigra). У белого А. красные ноги и клюв, оперение в основном белое, маховые и кроющие перья - чёрные; весит до 4 кг. Встречается в Средней и Южной Европе, в Северо-Западной Африке, в Передней и Средней Азии, Японии, Корее; в СССР - в юго-западной части страны, в Средней Азии и Приморье. Обитает на открытых пространствах с обособленными деревьями, в горах и близ жилья человека. Гнёзда (1 - 2 м в диаметре) устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. В кладке 3 - 5 белых яиц; насиживают оба родителя около 30 дней. Пары постоянные. В Средней Европе численность несколько сокращается. Питается лягушками, ящерицами, мышами, насекомыми и пр. Перелётная птица; зимует в Центральной и Южной Африке, Юго-Восточной Азии и Западном Китае. = Лит.: Птицы Советского Союза, под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, т. 2, М., 1951; Определитель птиц СССР, [М.], 1964.» [БСЭ]
Ciconiidae - голенастые (лат.) > golenastovidnj/kolencovidnij – голенастовидный/коленковидные (слав.)(редукция g/c, st/c, замена l/i)
Аист - перелётная птица. Древние греки называли аистов пеларгами, а в этимологии многих народов мира аисты называются лелегами . Под именем пеларгов или пеласгов (лелегов) некогда существовал народ, который освоил бассейн Средиземного моря, задолго до прихода туда древних греков и иудейских племён. Этот народ был по предположению ряда историков индоевропейским, а возможно и предком славян. Пелопоннес до греков назывался Пеласгией, а Палестина до появления семито-хамитских племён кочевников - Пелештией (Пеласгия).
Пеласги
«Пеласги (греч. Pelasgoi), согласно античной традиции, догреческое население Греции Древней (Ю. Балканского полуострова, островов Эгейского моря, Фессалии, Эпира, Крита, западного побережья Малой Азии). Археологические раскопки подтверждают близость культур догреческого населения всех этих районов. = Лит.: Георгиев В., История Эгейского мира во II тыс. до н. э., «Вестник древней истории», 1950, ¦ 4; Тюменев А. И., К вопросу об этногенезе греческого народа, там же, 1953, ¦ 4; 1954, ¦ 4; Lochner-Huttenbach F., Die Pelasger, W., 1960.»
«Аист
др.-русск. агистъ (Фасмер, RS 3, 249). Едва ли правильно Mi.EW (2), Бернекер (1, 25), Преобр. (1, 4) связывают с польск. hajster "серая цапля", укр. га;йстер, а;стер "аист черногуз", которые восходят к нем. Heister. Ненадежно также сближение Фасмера (RS 6, 207 и сл.) с прибалтийским этнонимом Aestii (Тацит), лит. Aistmares "Вислинский залив", англос. Estmere (Вульфстан), несмотря на такие параллели, как фламинго, нем. Wallach и др.» [СФ]
АГИСТЪ - аист (др.-русск.) > AGIST > sterxa/strexa/gost - стерх/стреха/гость (слав.)(инв. agist, пропуск r, редукция x/g)
Август
«Август (Augustus) (до 44 до н.э. Гай Октавий, с 44 Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 27 до н.э. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) (23.9.63 до н. э. - 19.8.14 н. э.), римский император с 27 до н.э. Внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании. После смерти Цезаря (44 до н.э.) Октавиан, не замещавший ещё никаких магистратур, рассчитывал, опираясь на солдат и ветеранов убитого императора, стать его преемником. Не получив поддержки консула М. Антония, он выступил против него на стороне сената в Мутинской войне (43). Затем, не добившись консульства от сената, Октавиан порвал с ним и заключил союз с Антонием и другим цезарианцем Лепидом (2-й Триумвират). В 42 при Филиппах (Македония) триумвиры разбили войска Брута и Кассия (убийц Цезаря). Победив в Перузинской войне сторонников Антония (40) и одержав победу над Секстом Помпеем (36), Октавиан лишил власти Лепида и начал войну против Антония. Победой над ним и египетской царицей Клеопатрой VII при Акции в 31 завершился период гражданских войн. К этому времени вся власть в государстве фактически сосредоточилась в руках Октавиана. На заседании сената 13 января 27 до н.э. он заявил о своём намерении уйти в частную жизнь, но «уступив» просьбам сенаторов, принял ряд полномочий, фактически закрепивших за ним верховную власть. Затем сенат преподнёс Октавиану титул «Август» (возвеличенный богами).» [БСЭ]
Журавль
«Журавли (Gruidae), семейство птиц отряда журавлеобразных.» [БСЭ]
«Древнерусское – жеравль.
Журавлем называется «птица, обитающая на болотах», а также «колодезный рычаг». Слово образовалось на базе общеславянского «zeravjъ», вероятно, под влиянием глагола журчать. Похожее слово встречается в латышском: garnis – аист.» [ЭСС]
Во-первых журавль не журчит, а курлыкает.
Gruidae > guravo-vidnj – журавовидный (слав.)
Но что такое журавовидный ? Возможно от звука «курлы», которое издаёт журавль.
garnis – аист (латыш.) > kurlikanj – курлыкание (слав.)(редукция k/g, пропуск l, k, n)
Журавль – guravl >gerdevij/gertvij – жердевый / жертвий (слав.)(пропуск d), т. е. похожий на жердь у колодца; жрец, выполняющий жертвоприношения
«От ар. ;;;; ха:жара "мигрировать".» [ЭCВ]
ха:жара "мигрировать" (араб.) > xagara > xogij – хожий (слав.)(замена j/r), срав. Ходжа Насреддин > хождение на Средиземное море (слав.)
Корневое слово от «журавль» - курлыкание / жердевый / жертвий (слав.)
Корневое слово от латинского термина «журавль» - журавовидный (слав.)
Есть ещё одна зацепка, которая может приоткрыть многовековую тайну об авгурах. Предположим, что авгуры не занимались ауспициями. Тогда чем они могли тогда заниматься, если обратить внимание на погребения этрусков ? Совершенно верно. Авгуры занимались гаданием на яйце. Тогда трактовка слова «авгур» может быть следующей:
augur > ovkovj > jajkovj – яйковый/яйцевый (слав.)(замена j/v, редукция k/g)
Становится вполне ясно, что авгуры не гадатели по полёту птиц, а жрецы-яйцегадатели. Именно поэтому на большинстве погребений изображены авгуры с атрибутами овоскопии.

Погребения авгуров
В открытых археологами этрусских погребениях, принадлежащих знатным гражданам Этрурии  есть определенный штамп скульптурных изображений. На саркофаге, как правило, изображается полулежащий мужчина, который держит в правой руке атрибуты ритуального обряда «овоскопии»: блюдце с разбитым в нём яйцом. Похоже, что этот метод гадания был самым популярным среди этрусков относительно гадания на печени и по полёту птиц.
Инаугура;ция – inauguration > vo-jajkovanij – во яйкование (слав.), иначе, гадание на яйце.
Кто не знает русскую присказку: «принести на блюдечке с золотой каемочкой».
На рис. 1- 3 представлены скульптурные погребения знатных этрусков.

 
Рис. 1

VELTVR: PARTVNAS: LARISALISA: CLAN..
Перевод автора:
«великому Туру породному нашему. Духу расена лежащего кланяемся»

 
Рис. 2

Надпись: ATH: CVMNI: AMEI THIAL
Перевод автора:
«Отче, лукумону, памятный фиал»




Рис. 3
Надпись: ATH: CVMNI: CERIS THIAL
Перевод автора:
«Отче , лукумону, Цереры фиал »
Где лукумон - правитель, жрец, Церера - богиня плодородия у римлян.
Это говорит об особой выделенной группе погребений гаруспиков. Очевидно, что усопшие принадлежали к высшим слоям знати этрусков.
Авгуры в русских сказках
В славянских сказках часто встречается образ бабы-яги или царевны, которые гадают на блюдечке, катая в нем либо яйцо, либо колечко. Нетрудно догадаться, откуда тянется ниточка этих образов, конечно от старинного обряда гадания авгуров.
Корневое слово от «инаугурация» - во яйкование (слав.)

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича

Ссылки

1. Этимология: Инаугурация. От этрусков до Киплинга, https://strannik17.livejournal.com/5533.html
2. О.В. Сидорович «Авгуры и ауспиции», http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1299279322
3. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
4. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии
Приветствую вас. Интересную тему вы затронули. И поставили не менее интересный вопрос: Но у гадателей на яйце нет общего термина, хотя на подавляющем числе саркофагов на погребениях знатных этрусских граждан изображен мужчина (или женщина !) с атрибутами овоскопии: тарелкой и яйцом. Почему так?
На мой взгляд тарелка и яйцо никак не связаны с этой темой. Они используются в этрусской иконографии как указание на благородное происхождение.

Евлампий Швейцарский   21.07.2021 05:05     Заявить о нарушении
Потому что люди благородного происхождения, "вчёные", так сказать, как раз и занимались овоскопией.

Тезан   21.07.2021 22:07   Заявить о нарушении
Извините . Здравия !

К Тезан :
Ваше об этимологии слов печь и пешком :

В сербском "успех" - счастье. (М.б. заинтересует журнал Сербско-русский круг. - с двуязычием)
М.б. успех - как достигнутый чаемый результат - это соединяет слова и пешком и печь (пешт - в слове Буда-пешт - тоже печь)

Георгий Сотула   08.09.2021 16:03   Заявить о нарушении
Вопрос, конечно, интересный, Георгий.
Здесь четыре слова: успех, счастье, пеший и печь соединились вместе.
Счастье – schastije > so chasti – со-части (слав.), иначе, когда соединились части чего-то.
Счастье непостоянно, случайно.
Успех от со-пех/пеший, т. е. соединение двух начал, удачное стечение обстоятельств.
Пешт – пеший/печь
Вероятно, два города через Дунай – Буда и Пешт, которые располагаются на разных уровнях местности и представляли собой Буда – жилище сверху (срав. будка-слав.) и Пешт – пешее место, низина, иначе, стан кочевников, где жгли костры (печи). Пещеры здесь по-научному, в которых жгли костры, неуместно. Венгры (самоназвание мадьяры или мордва (слав.)(перест. Д/Р)), как известно, были кочевниками и переселились с Уральских гор (угры, угорские иноходцы в СПИ) в Паннонию примерно в 12 веке.
Два города Буда и Пешт соединились вместе (со части) так и получилось Счастье – Со-пешее, сошедшееся, спешились, т. е. сошли с угорских коней, прекратили воевать.
Здесь предмет для новой совместной статьи по названию Будапешта.

Тезан   09.09.2021 10:43   Заявить о нарушении