Дрезден - символ ковровых бомбардировок

    Проходя лечение в Карловых Варах, мы с мужем постарались не упустить возможность побывать с туристической группой в Дрездене.
 
    Что мы знали о Дрездене до поездки? Немного: о том, что это один из красивейших старинных городов Европы, о его всемирно известной художественной галерее, великолепной коллекции мэйсенского фарфора, о том, что Советские войска освободили Дрезден от фашистских войск. Пожалуй, все. И вот мы в Дрездене!

     Безусловно, восторг и изумление вызвала жемчужина барокко - исторический центр города, выполненный в едином ансамбле с изысканностью и роскошью, достойной царственных особ эпохи Возрождения. Здесь и королевский дворец, и дворец Цвингер, в котором находится та самая художественная галерея, и коллекция невообразимого по своей красоте мэйсенского фарфора, величественный и помпезный Кафедральный собор, великолепный театр оперы и балета, декорированный множеством прекрасных скульптур, и многое, многое другое, прекрасное и уникальное.
 
     Однако, при всем восторге от увиденного, нас с мужем не покидал вопрос. Почему на фасадах всего этого великолепия, в кладке стен из чистого светлого камня множество беспорядочно включенных черных и серых фрагментов, словно покрытых сажей?  Я спросила экскурсовода об этом.
- Как раз мы и подошли к этой теме.

     То, что он рассказал, меня потрясло! Я постараюсь передать его рассказ по памяти с некоторыми дополнениями из интернета и своим отношением к тем событием.
В феврале 1945г. в Дрездене основным из стратегически важных военных объектов был  крупный транспортный узел, оборонных предприятий было немного и находились они на окраине города.  В надежде на то, что по этой причине и по причине высокой исторической и архитектурной ценности города, Дрезден не будет подвергаться бомбардировкам, к концу войны сюда стекалось большое количество беженцев – женщин, детей и стариков.
 
     Однако у Великобритании и США был свой план. Его они исполнили через два дня после Ялтинской конференции, когда уже было решено, что в Дрезден войдут Советские войска. Не согласовывая свои действия с СССР, они провели ковровые бомбардировки города. Для захвата города, по мнению многих военных специалистов, в тех создавшихся условиях, следовало отбомбить окраины города, а английский военный историк Джон Фуллер утверждал, что достаточно было непрерывно бомбить выходы из города.

 Но Королевские ВВС совместно с американскими в течение ТРЕХ ДНЕЙ подвергали весь город ковровым бомбардировкам. По своей разрушительной силе они соответствовали атомной бомбардировке Хиросимы!  Налётам на Дрезден американцы дали громкое кодовое название - «Удар грома». Этот немецкий город стал самым знаменитым символом ковровых бомбардировок.

     Английский историк Дэвид Ирвинг писал: «Образовавшийся в результате бомбардировки огненный смерч поглотил более 75% всей территории разрушений в городе. Сила его позволяла выдирать гигантские деревья с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались этим торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель были выброшены в центр полыхающей исторической части города. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием»
 
     Спрятавшиеся в подземных убежищах сгорали, превращаясь в пепел, или расплавлялись. Тела других погибших, обнаруженные в подвалах, сморщились от кошмарного жара до одного метра длины.
В городе, в подземных хранилищах находились стратегические запасы воды, и чтобы выжить в этом аду люди ринулись, как им казалось в спасительные бассейны, но попытка оказалась бесполезной: несчастные сварились в воде!
 
     По самым скромным подсчетам, погибло от 25 тыс. до 30 тыс. человек, правда ряд авторов называют куда большие цифры 135 тыс. человек. С какой целью понадобилось совершать это нечеловеческое злодеяние?!

     Знакомясь с меморандумом, который был зачитан пилотам Королевских ВВС, становится ясной предельно циничная мотивация бомбардировок: «Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта... и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС». Великобритании и США необходимо было показать свою мощь, произвести на СССР впечатление, именно поэтому для демонстрации был выбран практически не пострадавший от бомбардировок город. Жизни людей, находившихся в городе, стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в их политической игре.
 
     Советский Союз пострадал от гитлеровцев значительно сильнее западных союзников. Моральное право мстить за сотни разрушенных городов, тысячи разоренных сел у наших солдат и офицеров, конечно, было. Но вот парадокс — ничего и близко подобного разрушению Дрездена советская авиация не осуществляла. Немецкий город с его жителями стерли с лица земли те, кто не видел и толики горя, выпавшего на долю советского народа. Наша страна НЕ МСТИЛА детям, женщинам и старикам, тех, кто напал на нее и принес столько горя, что если собрать все ее выплаканные и оставшиеся в душе слезы, то образовалось бы большое глубокое соленое озеро! Но  армия-победительница ставила мирным жителям побежденной Германии полевые кухни, а детям выдавала молоко.
 
     С началом же «холодной войны» возникла ложь об уничтожении Дрездена, которая стала использоваться в психологической войне против СССР. 11 февраля 1953 года Госдеп США официально заявил, что Дрезден был уничтожен по просьбе Советского Союза! Однако, до сих пор никто не подтвердил эту просьбу документально. Можно сколько угодно ссылаться на закрытость секретных архивов КГБ, но совершенно непонятно, почему документы не обнаружили в американских архивах!

     Весь город лежал в руинах, было принято решение о восстановлении исторического центра столицы Саксонии в полном соответствии исконному единому ансамблю. После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий Дрездена были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Проделана колоссальная и кропотливая работа: по архивным данным, картинам старых мастеров восстановлен ансамбль на бумаге, и когда настало "время собирать камни", все уцелевшие обожженные огнем того смерча фрагменты, не очищая от въевшейся гари, были установлены в точности на свои места. Пустоту заполнили новым камнем светлого оттенка. В итоге, исторический центр города – словно птица Феникс, был возрожден из пепла, символизируя память о войне на долгие столетия.

 А теперь о картинной галерее. Еще в 1943 году нацисты, почуяв неладное, вывезли из города ее сокровища и спрятали со всей немецкой аккуратностью и продуманностью, не забыв даже создать шедеврам старых мастеров полагающийся микроклимат. А в 1945 г. картины стали перевозить в разные места, чтобы они не попали в руки приближающейся Красной Армии. В спешке полотна помещали в такие условия, которые неизбежно привели бы к их гибели. К тому же все тайники минировали, но об этом стало известно гораздо позже. А сначала, когда наши войска вошли в Дрезден, то увидели невообразимую картину разрушений.
Цвингер, в котором располагалась картинная галерея, был полностью разрушен. Все было засыпано обломками колонн и лепнины, когда-то украшавшими один из красивейших дворцов Дрездена. Сначала думали, что картины погибли в пожаре. Однако, наши офицеры, разговаривая с местными жителями, найдя кое-кого из работников Цвингера, постепенно стали выяснять судьбу картин.
 
     В поиски пропавших шедевров искусства включились военная разведка, контр разведка "Смерш*, сотрудники комендатур, Благодаря этому были обнаружены хранилища в каменоломнях и шахтах.Полотна знаменитых мастеров находились в большинстве случаев в очень плохих условиях и были накануне гибели, при этом заминированы.
 
     Нашими военными с риском для жизни были произведены серьезные работы по разминированию подходов к картинам: их доставали из шахт, каменоломен с невероятным трудом, потом бережно упаковывали, чтобы без дополнительных повреждений уникальные полотна перевезти в Москву. Предстояла долгая кропотливая работа по возвращению 1240 мировым шедеврам прежнего вида. И нашими реставраторами достойнейшим образом была выполнена эта многодельная, требующая высокого мастерства работа.

     Согласно всем законам и обычаям войны эти сокровища должны были остаться у победителя, то есть в Советском Союзе, однако в 1955г. Совет министров СССР во главе с Н.С.Хрущевым вынес решение о безвозмездной передаче правительству ГДР восстановленных картин Дрезденской галереи. Хрущев надеялся заработать на этом решении политические дивиденды для стран социализма, желал продемонстрировать, что в соцлагере узы дружбы важней низких материальных расчетов. Время показало обратное.
 
     Президент Пушкинского музея Ирина Антонова в свое время с горечью отметила: «Я часто бывала в Дрездене. И отлично помню несколько памятных досок, которые были установлены около здания галереи. Одна осталась с военных времён, это указатель „Мин нет“. А другая появилась позже. Там рассказывалось о том, что сокровища Дрезденской галереи были спасены Советской армией. Доска эта висела не на самом видном месте, но всё же она была. И мне стало очень обидно, когда в свой последний приезд я не смогла найти этого памятного знака. Про мины осталось, а про спасение полотен — нет».

     Очень печально, что все было сделано, чтобы забыть о небывалом акте доброй воли, единственном на планете Земля. Об этом даже у нас мало кто знает.
    
    Продолжение рассказа см. "Сикстинская Мадонна"

Фото из открытого источника интернета.


Рецензии
Отсидеться за океаном и вступить на стороне победителя - излюбленный прием. Второй прием -воевать с населением и заранее поверженным врагом.

Тут они "по просьбе дикарей" разбомбили город, хотя с чего цивилизованный слушает дикаря?

Там он сбросили пару ядерных бомб на не воевавшие города чтобы приблизить победу, забить последний гвоздь победы, которая уже была неминуема.

И третий прием: объявить везде и во всем победителем себя.

А вернуть военные трофеи, накормить население, это не их стиль. Об этом лучше промолчать или, еще лучше, найти тайный умысел дикарей.

Не рассыпайте перед свиньями бисер...

Муса Галимов   29.06.2021 19:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Муса, за понимание.
С уважением,

Людмила Нор-Аревян   29.06.2021 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.